Прощаться не будем

4365436435 Культура

Итоги чемпионата мира 2013 года по фигурному катанию среди мужчин-одиночников вызвали множество споров среди специалистов. Большинство из них посчитало оценки казахстанского фигуриста Дениса Тена незаслуженно заниженными. Тогда Денис довольствовался серебряной медалью, уступив всего 1,3 балла канадцу Патрику Чану.

Такие известные в мире фигурного катания люди, как Джонни Вейр, Тодд Элдридж и другие, выступили в поддержку казахстанца. Евгений Плющенко заявил, что победил не Патрик Чан, а его федерация. А американская журналистка Моника Фридлендер написала петицию с просьбой вручить казахстанцу второй комплект золотой медали и, собрав более 1000 подписей, отправила обращение президенту Международного союза конькобежцев Оттавио Чикванте. К сожалению, результаты не пересмотрели. Но выступление Тена в произвольной программе было фантастическим, я смотрел тот чемпионат и помню, что она была исполнена безукоризненно, по сложности была несколько выше, нежели у основных конкурентов. И оценки оказались самыми высокими в произвольной программе. Он превзошел основного конкурента на 5,51 балла. Но ошибки в короткой программе, исполненной днем раньше, дали судьям возможность пропустить на первое место хозяина турнира.

Тем не менее, этот чемпионат дал всем надежду, что через год в Сочи Казахстан не останется без медалей XXII Олимпийских Игр. Все были в предвкушении. Но ошибки в короткой программе, по итогам которой Денис стал лишь девятым, практически поставили крест на медальных надеждах болельщиков. Но нашелся один человек, который был не согласен с этим. Это – сам фигурист. В ситуации, когда надежды на призы были только теоретические и абсолютно призрачные, Денис боролся до самого последнего. Я видел и это выступление. Да, я не верил, что мы зацепимся за медаль, но какая-то маленькая надежда все же теплилась в душе. По итогам первого дня Денис не попал даже в группу сильнейших, которая выступает последней. Произвольная тоже не обошлась без падения, но она была откатана так вдохновенно, так эмоционально, что надежда стала крепчать. Теперь оставалось только ждать. Ждать, что покажут конкуренты. Мы с дочерью смотрели на следующих спортсменов, выходящих на лед, и радовались каждой их ошибке, ликовали, если они падали. Наверно, это неправильно – радоваться чужим неудачам, но это было так. В результате Денис удерживал первое место вплоть до выходов на лед двух последних участников соревнований. И тогда мы вздохнули облегченно – бронза наша. Не отдельно взятого Дениса Тена, а именно наша – всего Казахстана. Видимо, также понимал и сам спортсмен. Потом в интервью он скажет: «Я удовлетворен своим выступлением, прежде всего тем, что сумел достойно представить свою страну в соревнованиях столь высокого ранга». По его словам, он чувствовал свою ответственность перед страной и не ударил в грязь лицом, несмотря на все сложности.

Отметим, что эта была единственная медаль на той Олимпиаде, завоеванная казахстанской сборной, и седьмая за всю историю зимних Игр. Так что Денис и в этом отношении оказался единственным, кто сумел отстоять честь страны. А мы – казахстанцы – все вместе и каждый в отдельности решили, что бронза Дениса будет поценнее золота японца Юдзуру Ханю. В сущности так оно и есть.

Я сознательно не пишу о всех достижениях Дениса. Думаю, этого и не нужно. Я взял эти два примера не только потому, что они – вершина спортивных достижений знаменитого фигуриста, они – показатель его несгибаемого характера и не по возрасту серьезного отношения к делу. Ведь даже после того, как в 2013 году ему не дали заслуженное золото, он не участвовал в спорах, а ограничился тем, что заявил, мол, судьям виднее, а также сказал, что был очень рад принести медаль Казахстану.

Я – один из немногих счастливчиков в Атырау, которому довелось встретиться с ним и поговорить. Я беседовал с ним чуть больше десяти минут после мастер-класса, который он провел в конце апреля с детьми – воспитанниками секции фигурного катания нашего города. Задавал дежурные вопросы, типа как пришел в спорт, почему именно этот вид спорта, интересовался планами на будущее. И – получал не совсем дежурные ответы. Для него это было также важно, как само участие в соревнованиях. Отвечал искренне, не желая отмахнуться, отговориться общими словами. Потом я неделю ходил под впечатлением той маленькой беседы, она меня зацепила. Теперь жалею, что не настоял на большом интервью (хотя это было вряд ли возможно), даже не попытался настоять.

Еще долго будут звучать слова горечи и сожаления, еще долго будут сыпаться проклятия на головы убийц. Но мальчика, сделавшего для страны намного больше, чем многие старцы, уже не вернуть. Прощай, Денис, и прости. Прости всех. За то, что не уберегли, за слезы матери, за горе отца. Простите и вы, родные Дениса. Страна гордилась им, но в самый нужный момент не смогла сберечь. Нет большего горя на свете, чем горе потерять ребенка. По законам природы дети должны хоронить родителей, а не наоборот. Но случаются в жизни такие несуразности. Боюсь быть банальным, но повторюсь – это жизнь. Жаль, что не сбылись надежды юного дарования, не воплотились его планы. А планов, как оказалось, было громадье. И не только связанных со спортом. «Талантливый человек талантлив во всем», гласит народная поговорка. Денис Тен был прямым доказательством этого постулата. В его планах было и кино, и музыка, и, естественно, спорт. Но…

Конечно, жизнь не остановится с его потерей, но что она стала менее яркой, менее доброй, менее справедливой – это факт. Я, как и многие атыраусцы, побывал у Ледового дворца, постоял молча, почтил память, попрощался. Но, думаю, мы не только проводили великого спортсмена в последний путь. Мы помним и будем помнить. Для нас он первый во многих отношениях, а такие всегда остаются в памяти навечно. Поэтому прощаться не будем.

Кайрат САТАЕВ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна