Поклон
Нынешний Наурыз для Анеты Баетовой юбилейный – широко известной в нашей области актрисе Академического Казахского драматического театра им. Махамбета исполнилось 70 лет, 50 из которых она служит сцене.
Выросшая в интеллигентной семье, где папа Шарап Сиранов работал директором музея, а мама Дина Аликпаева – школьной учительницей, Анета Баетова провела детство в мире книг, искусства и культуры и в 1974 году успешно окончила студию актерского мастерства Казахского национального академического театра драмы имени М. Ауэзова. Молодую актрису с дипломом направили в Гурьевский Казахский драматический театр, который уже тогда был очень популярен. О наших артистах, которые вели активную гастрольную деятельность, говорили во всем Советском Союзе. Это были звездные годы заслуженного артиста Казахской ССР Курмангали Догалакова и его супруги, народной артистки Казахской ССР Алмы Ахметовой. Семейная пара дни и ночи проводила в театре и там же, на подмостках, вырос их сын Нурлан, ставший первоклассным театральным звукорежиссером. Молоденькая симпатичная Анета приглянулась Нурлану Догалакову, и результатом взаимной симпатии стала свадьба. Так родилась семейная династия, где папа, мама и сын с невесткой служили театру.
А. Баетовой, можно сказать, сказочно повезло. Ведь игра родителей начиналась на сцене, а продолжалась дома или наоборот – театр всегда присутствовал в ее жизни, в каждой их клеточке. И даже если Анета не играла в спектаклях, где были задействованы Курмангали Догалаков или Алма Ахметова, все равно для нее, начинающей актрисы, каждая их репетиция являлась большой школой мастерства. И это было настоящее счастье для тех, кто верен сцене, видит себя только в искусстве и готов всего себя посвятить театру.
Анете Баетовой доверяли самые лучшие роли из репертуара нашего театра. Это — Торгын в спектакле «Болашаққа аманат», Фатима в «Махамбете», Ханша — «Жаралы Жолбарыс», Биянка — «Укрощение строптивой» и многие другие работы. Одной из ярких работ актрисы смело можно назвать главную роль в спектакле «Қымбатты Памела» («Дорогая Памела») по пьесе американского драматурга Джона Патрика, которую поставил на сцене нашего театра столичный режиссер Асылбек Ихсан.
…Америка 60-х годов. В компании с единственным живым существом в доме — котом по кличке Тэннер, в старом разваливающемся доме на окраине города тихо доживает свои дни милая старушка Памела. В доме ее хранится все, что необходимо человеку. Причем оригинальным способом. Сахар она хранит в пачке от сигарет, а когда обувается, использует исключительно столовую ложку. В бутылке с надписью «Ацетон» у нее хранится варенье. Но при таком немного странном образе жизни Памела не теряет главного — сердечной теплоты, душевной щедрости и детской наивности.
В один прекрасный день жизнь Памелы меняется. Как-то старушка знакомится с девушкой по имени Глория, очень похожей на ее погибшую дочь Барбару. Они начинают дружить, причем Памела называет Глорию именем дочери. В один из дней в гости к одинокой женщине Глория приезжает вместе с другом Бредом. Парочка оказывается мошенниками, оба уже давно были на «крючке» у полиции. В тот же вечер в дом Памелы, скрываясь от полиции, попадает Соло Бозо, такой же аферист, как и эти двое. Узнав, что старушка живет одна, и у нее нет родных, эта компания решает застраховать жизнь Памелы, а позже устроив «несчастный случай со смертельным исходом», присвоить ее капиталы, а вырученные от страховки деньги поделить между собой. Ничего не понимающая и не подозревающая Памела готовится к сочельнику, помогает своим гостям. И тогда сердца трех мошенников начинают оттаивать. В них пробуждается милосердие. Именно в доме Памелы, в ее компании они начинают преображаться, меняется их мировоззрение. Глория уже не такая агрессивная, даже образ ее меняется. Нет рыжего парика, вульгарности. Она уже другая. Рядом с ней волей-неволей меняются Бред и Соло. И даже сержант Джо Янки, которого Памела считала своим другом и который предал ее, уже другой. Теперь и он понимает, что деньги — не главное в жизни. Планируя дорожно-транспортное происшествие на уличном перекрестке, где должен произойти тот самый «несчастный случай со смертельным исходом», они горюют, когда Памелу на самом деле сбивает машина. Они в клочья рвут страховой договор, согласно которому каждому дольщику полагается определенная сумма. Так, в ходе забавных, нелепых, а порой даже трагических ситуаций меняются люди. И все благодаря милой, доброй Памеле.
Роль Памелы на сцене областного драматического театра великолепно исполнила Анета Баетова. Она смогла наиболее полно раскрыть образ старушки, ставшей в конце спектакля ангелом. Прожив долгую и такую разнообразную жизнь, Памела в душе своей остается ребенком. Старушка в исполнении Баетовой сумела из того семени, которое есть у каждого в сердце, вырастить дерево добра и милосердия. Она верит, что все люди добры, приветливы, честны и очень порядочны.
Анета Баетова известна не только как актриса, она еще и режиссер — в ее творческой жизни присутствует кинематограф. Она автор сценария кинокартин «Күркіреп күндей өтті ғой соғыс», «Жыламасын сәбилер», «Күй кітабы», «Театр-театр» и других работ. Поистине бесценным был ее телевизионный фильм к 70-летию театра «Театр менің тағдырым» («Театр — моя судьба»), где были продемонстрированы бесценные архивные документы, фотографии, роли народных и заслуженных артистов, оставивших яркие строчки в истории театра, и которых, к сожалению, уже нет среди нас. А. Баетова сама написала сценарий к этой работе. Получилась большая полноценная картина из 4 серий, которую удалось сделать при непосредственном участии актрисы.
В свои 70 лет Анета Баетова до сих пор задействована во многих спектаклях репертуара нашего театра. А еще много и результативно сотрудничает с молодыми актерами. Уважаемая многими — родными, своими коллегами, зрителями, поклонниками — Анета Баетова продолжает творческую деятельность и радует нас новыми проектами.
Марина КУАНЫШЕВА