Парни со стволами, или Да здравствует Американская коррупция!
Оригинальное название: “War dogs”
Длительность: 114 мин.
Режиссер: Тодд Филлипс
Бюджет: $ 45 000 000
В кинотеатрах межсезонье. Летние комедии еще не уступили экраны осенним фильмам, более крупными амбициозным. И есть один фильм, который может затеряться в этом потоке. “Парни со стволами” от Тодда Филлипса звучит как очередной “Мальчишники в Вегасе”, хотя может претендовать на гораздо большее.
Если ты американец, у тебя огромные шансы прославиться на мир. И не обязательно быть Стивом Джобсом или там Марком Цукербергом. Продвинутые авантюристы, эти рыцари наживы, как Джордан Белфорт (“Волк с Уолл Стрит”) или Эфраим Дивероли, тоже вполне могут рассчитывать на бессмертие. Дивероли, прототипу героя “Парней со стволами” сейчас тридцать четыре. А когда о нем услышала Америка, ему было всего двадцать с небольшим.
Итак, все по порядку. Главный герой Дэвид Пэкауз (Майлз Теллер) массажист, обычный лузер, в дни своей печали вновь встречает своего школьного друга. Когда-то они многое вместе натворили, вследствии чего и были разлучены. За эти годы деятельный Эфраим (Джонна Хилл) сделался продавцом оружия. И зарабатывает он миллионы, просиживая за ноутбуком в своей квартире, время от времени балуясь наркотиками. «Где ты находишь маньяков, которым нужно столько оружия?» — интересуется Пэкауз. Его искушенный кореш выпаливает в ответ: «Мне не нужны маньяки, мне нужен один, это чертова армия Соединенных Штатов».
Немудрено, что оружейный бизнес в нулевых стал золотой наживой в Америке. Во времена Буша военные контракты США превысили 400 млрд. долларов. США использовали афганцев против Ирака. Поставляли боеприпасы. И как обнаружилось, не всегда самого лучшего качества. И посему заниматься делом оружейного торговца оказалось несложно. Армейские боссы публикуют официальную заявку на сайте Пентагона. По нашему, тендер. Если ты умеешь убедить заказчика, что твое предложение выгоднее, чем у остальных, добро пожаловать в бизнес. Можешь покупать на черном рынке и продавать правительству США. Без проблем. Все в рамках закона. И у подельников все шло хорошо. Пока… Масс-медиа не раструбили на всю Америку как два молокососа (Дивероли и Пэкауз) сумели обвести Пентагон вокруг пальца на сумму 300 млн. долларов. При этом выдав китайские пули за российские.
А у киношников своя логика. И она диктует следующее. Если это фильм-обвинение, то уж точно не в адрес Дивероли или Пэкауза. Это озорная насмешка над Пентагоном, позволившей утереть себе нос малолетним преступникам.
Короче говоря, Филлипс упаковывает весь этот курьез в комедию, что американские критики воспринимают не хорошо, но и не совсем плохо. Единственное, чему они негодуют: почему же режиссер так благосклонен к мошенникам? А у киношников своя логика. И она диктует следующее. Если это фильм-обвинение, то уж точно не в адрес Дивероли или Пэкауза. Это озорная насмешка над Пентагоном, позволившей утереть себе нос малолетним преступникам. Но чтобы насмешка не выглядела явной и наглой, надо было жертвовать одним из героев. И козлом отпущения становится Дивероли. Хотя в жизни это молодой человек с почти модельной внешностью, в фильме он предстает эдаким поросенком, неспособным завести разговор с девушкой, не размахивая при этом долларами. Мало того, весьма образованный еврейский парень превращается в неуча, не знающего расшифровку ІВМ. И под конец, чтобы совсем уж деморализовать Дивероли, Джона Хилл использует смертельное оружие. Смех. Когда вы слышите его противнейший смех в первый раз, вы смеетесь. Во второй раз — улыбаетесь. В третий раз уже тихо ненавидите.
Если эту утопающую в своей жадности личность сопроводить таким же неприятным типом, кина бы не получилось. Зрителю нужен герой, которому можно сопереживать, в крайнем случае, жалеть. Жертва обстоятельств. В кого и превратился его соратник Пэкауз. Во первых, (по сценарию) он не так жаден, как Дивероли, а лишь хочет прокормить семью. Во вторых, он сомневается в законности предпринимаемых ими действий. Временами. Но в конце концов, как и все безвольные люди, поддается чарам своего кореша. После оглушительной “Одержимости” многообещающий голливудский актер М. Теллер предстает здесь совсем в другом амплуа. Бесхребетным, нерешительным, эдакой угнетенной невинностью. Может быть, в фильме и лидирует харизма Хилла, но его тирады интересны во многом благодаря реакции Теллера.
Итак, что мы имеем? Два противоположных (ну ладно, пусть два непохожих) героя, то есть конфликт. Что еще нужно для хорошего кино? Предположим, экшн. Тем более тематика фильма предрасполагает.
Следовательно, по сценарию партнеры доставляют итальянские пистолеты “беретта” через иракский “треугольник смерти” разъяренному генералу. Что и составляет самую интересную часть фильма. На самом деле, торговцы смертью, как потом их окрестила пресса, к такому героизму не прибегали. Также и с Албанией. Реальная история развивалась иначе. Но с драматургической точки зрения этот эпизод с албанцами очень точно подобранная деталь, которая служит жирной точкой всей истории. Когда человек получает 300 млн. и при этом дрожит над 100 тыс., такая копеечность не должна остаться безнаказанной. Мораль. Нельзя быть таким жадным.
Короче говоря, благодаря сценаристам в фильме мастерски переплетаются правда и выдумка. Операторская работа и монтаж, может быть, и не тянут на “Оскар”, но тем и счастливы, что добротно сделаны. Подбор песен показался преувеличенно-романтичным, нежели циничным, как мы могли ожидать согласно настроению фильма. Самое главное, каким бы взрывоопасным этот фильм ни слыл, он не пытается выглядеть умнее, чем есть. Не морализаторствует. Что и подкупает в конечном итоге.
Или Барак Обама ослабил узды. Или у них там уже можно критиковать США (хотя и времен Буша) на весь мир. Или как мы наивно смеем полагать, Голливуд устал от воспевания Хранимой Богом Америки. Как бы там ни было, в последнее время Голливуд, эта прислужница американской системы, показывает зубки этой же системе.
Но… Я не могу понять, в чем подвох. Или Барак Обама ослабил узды. Или у них там уже можно критиковать США (хотя и времен Буша) на весь мир. Или как мы наивно смеем полагать, Голливуд устал от воспевания Хранимой Богом Америки. Как бы там ни было, в последнее время Голливуд, эта прислужница американской системы, показывает зубки этой же системе. Года два назад прогремел “Волк с Уолл Стрит” Мартина Скорсезе с Леонардо Ди Каприо, заработав пять номинаций на “Оскар”. В прошлом году была “Игра на понижение” с Кристианом Бейлом и Бредом Питтом, выигравшая “Оскар” за лучший сценарий. “Парни со стволами” не кртитикует бездарную жизнь американских богачей, как “Волк”, не превалирует финансовыми терминами, заставляя чувствовать себя безграмотным, как “Игра”. “Парни со стволами” — фильм более простой и понятный. Он и развлекает, повествуя занимательную историю, и подсовывает зрителю некоторые важные факты о военной политике США. Но все же мы не пророчим “Парням” оскароносный путь вышеупомянутых картин. Все-таки комедию не всегда воспринимают серьезно. Как бы там ни было, суть одна. У всех этих картин есть то, чего не достает большинству американских фильмов. Это критика американской жизни, американской системы и американской политики. Определенная доля честности, которая многим голливудским фильмам не присуща. И ради этого одного смотреть “Парней” стоит.
Асия Бакдаулеткызы