АктуальноКультураНовостиОбщество

Мы нашей памяти верны…

Вопрос, ехать или нет в эту командировку, не стоял. Проехать по местам боевой славы накануне даты начала войны, возможно, принять еще участие в реконструкции событий первых часов Великой Отечественной – это шанс, который выпадает раз в жизни. Слишком пафосно? Но, по крайней мере, это редкая удача. Добровольно упустить такой случай можно было только в кошмарном сне. Мое поколение воспитано на подвигах Матросова и Космодемьянской, Момышулы и Тохтарова, грезило войной и подвигами. Посему для меня лично это стало подарком свыше.

Бронепробег Москва – Брест, организованный силами двух государств – России и Беларуси, под названием «Дорога мужества», проходил во второй раз. И во второй раз в акции участвовали наши атырауские энтузиасты. Но прежде чем продолжить рассказ, несколько отвлечемся и познакомимся с атырауской делегацией.

Организатор и вдохновитель поездки – Талгат Ильясов. «Как так получилось, что ты увлекся этим делом», – спрашиваю у Талгата. «В 2010 году, когда в Казахстане отмечали столетие со дня рождения легендарного Бауыржана Момышулы, я стал искать свежие, доселе неизвестные страницы его жизни, обратился в Интернет, но сведения оказались настолько скудными, что я задумался, если уж о Бауыржан ага – герое книги советских времен, так мало, то что говорить об остальных». Тогда Талгат решил, не уповая на других, сам взяться за создание роликов о героях-казахстанцах. Занятие оказалось не только трудным, но и увлекательным. Изучение материалов привело его к поисковым группам – людям, энтузиастам, занимающимся благородным делом. Много чего почерпнул он у поисковиков, далее стал постоянным клиентом всех библиотек города. С миру по нитке, стали выходить первые ролики о героях войны в соцсетях.

И когда в канун семидесятилетия Великой Победы городские власти совместно с советом ветеранов задумали создать «Стену Памяти» (которая установлена в парке Победы), Талгата пригласили в совет ветеранов на должность ответственного секретаря и поручили эту кропотливую работу по составлению списков участников Великой Отечественной. Результат многомесячных трудов впечатляет: если раньше в списке было двенадцать тысяч имен, то теперь он увеличился более чем в два раза – на Стене выбиты имена двадцати шести тысяч уроженцев Атырауской области, ковавших победу на полях сражений.

В этот период были написаны сотни писем, получены ответы на них. Тогда Талгат и познакомился с такими же энтузиастами из России, Беларуси, Украины. Как итог – приглашение на реконструкцию событий 22 июня 1941 года в Брестской крепости в 2016 году. Через год пришло приглашение на первый бронепробег «Дорога мужества» Москва – Брест. До этого Талгат организовал молодежную экспедицию в Керчь, где в боях за освобождение деревни Эльтиген отличился наш земляк – герой Советского Союза, Каиргали Смагулов, командовавший десантным отрядом. Делегация нашей области успела побывать и поучаствовать на реконструкции, посвященной контрнаступлению советских войск под Москвой в декабре 1941 года. Сейчас он создал военно-патриотический клуб «Герои Прикаспия», под эгидой которого и стала возможна эта поездка. Конечно, такие мероприятия не под силу провести одному человеку, и в таком аспекте следует отметить, что Талгат нашел полное понимание и поддержку со стороны акимата области, лично Нурлана Ногаева и руководителя управления внутренней политики Жасулана Бисембиева.

Второй участник пробега – небезызвестный в регионе Аккали Ахмет, директор научно-исследовательского Центра «Атырау өлкесінің тарихы, археологиясы және этнографиясы» Атырауского университета имени Х. Досмухамедова, доктор исторических наук, профессор.

– Лето, сезон отпусков. Вместо того чтобы нежиться на берегу моря на югах, вы едете в кузове броневика, вам это зачем? – вопрос, который я задавал всем участникам пробега.

– Прежде всего, надо понимать, что историю нельзя переиначивать. Наша история – одна из составляющих истории мировой и, рассматривать ее отдельно от всеобщей нельзя, – говорит Аккали Ахмет. – А Великая Отечественная война – трагедия для всего человечества вообще и для народов постсоветского пространства в частности. Сейчас много попыток переиначить историю, принизить роль советского народа в победе над фашизмом. Я, участвуя в подобных акциях, хочу донести до подрастающего поколения всю значимость дружбы народов, которая, в конечном счете, и стала тем фундаментом, на котором строилась эта победа. Нет в Казахстане семьи, которой бы вообще не коснулась самая кровопролитная война в истории человечества, наши предки тысячами гибли на фронтах, пережили все ужасы, но выстояли, отстояли нашу свободу. Об этом должны знать наши дети и внуки. Поэтому я сейчас здесь в этой колонне, рядом с такими же людьми, как и я.

Пожалуй, лучше не скажешь. А вот мнение еще одного участника из нашего города Асана Султанова. Человек, имеющий свой вполне приличный бизнес, а значит и возможность провести время в более комфортных условиях: «Интерес к военной теме у меня издавна, много читал, смотрел фильмы, но ведь не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. К тому же это поможет мне в воспитании моих внуков, ведь об увиденном гораздо легче рассказывать, чем об услышанном».

Сагадат Ажигалиев, заместитель руководителя управления внутренней политики областного акимата, также был лаконичен, отвечая на мой вопрос: «Это нужно живым, чтобы не забывали историю, ведь какую молодежь мы воспитаем – такое будущее ждет нас и нашу страну».

Итак, бронепробег стартовал в Москве на Поклонной горе. Избалованные большими событиями москвичи не очень заинтересовались событием, несмотря на проведенную организаторами предварительную работу по оповещению населения. Возможно, свою роль сыграл и Чемпионат мира по футболу, проходящий в соседнем государстве. Руководитель военно-технического общества, стоящего у истоков бронепробега, Алексей Мигалин, кратко рассказал о целях акции. Это воспитание в молодежи чувства патриотизма посредством ее привлечения к военной технике. Не зря среди участников очень много детей школьного возраста. На митинге выступили также представители посольств Кыргызстана, Таджикистана, Армении, Беларуси. Талгат Ильясов после приветственных слов и пожелания удачи участникам преподнес Алексею Анатольевичу подарок от имени областного акимата, спонсировавшего нашу поездку. Под звуки «Прощания славянки» колонна двинулась в путь. Ей предстояло преодолеть расстояние более двух тысяч трехсот километров, а ведь годы выпуска большинства техники – семидесятые прошлого века, была даже легендарная катюша военных лет.

 Мы стартовали на броне бронетранспортера под двумя казахстанскими флагами. Какое-то особое чувство испытываешь, участвуя в подобных акциях. Когда тебе машут совершенно незнакомые люди, стоящие на обочине, сигналят встречные и обгоняющие машины, и многие снимают на камеры, как-то невольно распрямляется спина, гордо закидывается голова и чувство гордости, что ты причастен к чему-то особенному, нужному, приятному людям наполняет тебя всего. Передать словами это невозможно, надо на своем опыте почувствовать.

Первый пункт на пути – подмосковный город Голицын. Здесь нас встречали представители местной администрации, члены детских патриотических клубов, но еще больше было прохожих, присоединившихся к встречающим стихийно. Особой популярностью пользовались атыраусцы, переодевшиеся в солдатскую форму военного времени. Талгат в форме майора Красной Армии вдруг стал один в один замполитом из военных фильмов, Асан ага напомнил отца солдата из одноименного фильма Резо Чхеидзе, доктор исторических наук превратился в персонажа из «Они защищали Родину». Чтобы сфотографироваться с настоящими воинами на фоне военных машин, к ним становились в очередь дети и взрослые, и я искренне позавидовал им и ругал себя, что не проявил особой активности в поисках военной формы при отъезде. А женское внимание местного населения привлек, как нетрудно догадаться, самый молодой представитель прикаспийцев Сагадат Ажигалиев, его наперебой приглашали танцевать под плавную музыку вальса военных времен.

Следующий пункт назначения – Бородинское поле. Поле, овеянное славой защитников Родины двух эпох, поражает обилием памятников, посвященных двум отечественным войнам. Обелиск, воздвигнутый в честь подвига батареи Раевского, покрывшей себя славой в битве с наполеоновской армией, еще в девятнадцатом веке, соседствует с дотом, откуда вели огонь по танкам защитники Москвы осенью-зимой сорок первого. Все это воспринимается еще абстрактно, пока на памятниках не прочитаешь имена погибших в тех боях. А когда увиденное и прочитанное закрепляется рассказом экскурсовода с подробностями боев и количеством погибших, на глаза наворачиваются слезы. Становится жутко, и приподнятое настроение сменяется на горечь и печаль. А цифры звучат фантастически страшные – на поле размером в один квадратный километр полегли более полумиллиона человек. Не все останки еще захоронены по человеческим законам, они еще не найдены, несмотря на усилия десятков поисковых групп, эта работа продолжается, и сколько еще будет длиться, неизвестно.

Город-герой Смоленск. Основан еще в десятом веке. За это время его древние стены стали безмолвными свидетелями многих войн. Смоленск многие века оставался западными воротами России, собственно, является ими и сейчас. Естественно, что враг, приходивший с запада, первый удар наносил по этому городу. Поэтому здесь особое отношение к воинам-героям, к воинам-защитникам Отечества. Еще Смоленск известен тем, что именно здесь Красная Армия впервые контратаковала наступавшего врага и впервые с начала Второй мировой немцы были вынуждены рыть окопы. Здесь мы совершенно неожиданно встретили земляка. Андрей – уроженец Тараза, после университета в Алматы уехал в Смоленск. Теперь работает руководителем в Министерстве внутренней политики области. К сожалению, историю его отъезда мы не успели выяснить – пока рассказывали бывшему соотечественнику о делах на малой родине, по которой он, похоже, скучает по-настоящему, настал момент отъезда. «Сау болыңдар», – только и успел он крикнуть нам вслед с какой-то грустью в голосе. А мы двинулись дальше – впереди город Орша, братская Республика Беларусь.

Границы, как таковой, между Россией и Беларусью я, как ни старался, не увидел. Пейзаж не изменился, а вот в самом городе первое, что бросилось в глаза – это чистота. И еще неподдельная, искренняя радость жителей при общении с нами. Значки – символ бронепробега, разошлись в мгновение ока, мне пришлось снять с груди последний, чтобы порадовать малыша, протянувшего руку. А еще Орша – город, где впервые Красная Армия применила катюши. Наши части, оставившие Оршу наступающему противнику, дали несколько залпов по железнодорожной станции, где скопились вражеские вагоны с боеприпасами и техникой. Урон был нанесен настолько сильный, что отступавшие к Москве советские войска получили время для передышки и организации обороны.

Я впервые был на белорусской земле, и впечатления самые благоприятные. О чистоте я уже говорил, но еще больше поразили люди. Состоявшиеся и пожившие в советское время люди, прежде всего, отмечают особую добросердечность народа того времени. Впрочем, почему в третьем лице – я сам продукт того периода. Вообще, Беларусь как бы музей Советского Союза. Сохранившиеся колхозы и совхозы, заводы и фабрики. Что там за фасадом – туристу не видно, а впечатления на первый взгляд вполне позитивные. О рыночных отношениях назойливо напоминают рекламные щиты. А вот жители страны еще не окончательно заразились капитализмом. Стоит только кого-либо спросить или попросить о чем-то, тут же, оставив свои дела, спешат на помощь. Одна бабушка на нашу просьбу подсказать курс местной валюты к российской, сначала подробно рассказала о недавней деноминации белорусского рубля, в связи с чем курс кардинально изменился, а затем, войдя в Интернет со своего смартфона, подробно, буквально на пальцах, объяснила, что к чему. А спросить, где находится то или иное здание, можно у любого, тебя буквально за руку отведут куда надо, в худшем случае начертят подробную карту местности. Обнаглев, я стал злоупотреблять радушием местных жителей. Ради эксперимента подходил с разными просьбами и вопросами к самым разным людям разного возраста и пола. И ни один (представьте себе, ни один) не отказал в помощи. Женщина из табачного киоска на вопрос, на каком автобусе можно добраться до нужной гостиницы, вышла из помещения, подвела меня к расписанию автобусов (кстати, маршрутки ходят строго по расписанию, не нарушая интервалов) и сказала, через сколько минут мне ждать нужного направления. Я, не собиравшийся никуда ехать, сел в автобус и проехал одну остановку, так неудобно мне стало. Выходя из гостиницы, встречаешь благожелательные улыбки (не американские) и приветливое «здрасьте». Может, я слишком отвлекся от темы, но все увиденное для меня оказалось словно глоток воды в пустыне.

Но вернемся к пробегу. В Минске самое подходящее место, чтобы припарковать технику на ночь – это музейно-историко-культурный комплекс «Линия Сталина». В 30-х годах прошлого столетия Правительством СССР было принято решение соорудить оборонительную линию вдоль западной границы страны от Карелии до Черного моря – 2000 километров. Поскольку создание непрерывной фортификационной линии не представлялось возможным по экономическим причинам, была принята концепция возведения отдельных укрепленных районов (УР) на наиболее важных в оперативном отношении участках. Вот эту линию с легкой руки одного латвийского журналиста и прозвали «Линией Сталина». Самым крупным укрепленным районом был Минский. Задачей линии было не отбросить врага. Цель была – задержать наступление противника на 15 дней. За этот срок страна, по замыслу вождя, должна была произвести мобилизацию всех сил, подвести войска к границе и, перейдя в контрнаступление, перенести театр военных действий на чужую территорию и разбить врага на их земле. Строительство закончилось в начале тридцатых. К сожалению, замыслу не суждено было сбыться. Даже проверить его правильность не удалось. Дело в том, что после присоединения западных областей Белорусии, принадлежавших на тот момент Польше и Прибалтике, граница ушла далеко на запад, а «Линия» осталась в глубоком тылу. А в сорок первом наступление немцев в первые дни оказалось настолько стремительным, что отступавшие войска не успели как следует организовать здесь оборону.

Покинув столицу Беларуси, колонна направилась в Брест. Предстояло преодолеть около 400 километров с одной остановкой. А остановка – Смолевичи. Город, откуда началась операция «Багратион», в ходе которой в 1944 году советские войска полностью освободили республику от фашистских захватчиков. О ходе операции каждый может узнать самостоятельно, а вот о «Кургане Славы», воздвигнутом неподалеку на месте первых боев в 1969 году, хотелось бы рассказать. В память о героизме советских солдат и офицеров, а также в честь Победы в Великой Отечественной войне руководство БССР 18 августа 1966 года приняло постановление о сооружении монументально-скульптурной композиции «Курган Славы». 30 сентября того же года на месте, где сейчас возвышается мемориал, была заложена памятная плита и проведен митинг, в котором приняли участие не только минчане, но и представители городов-героев. Участники митинга приняли наказ грядущим поколениям чтить память прошедшей войны и быть патриотами своего Отечества. Текст наказа был замурован в специальной капсуле в основании кургана. Сооружение «Кургана Славы», которое началось в ноябре 1967 года, стало делом всенародным. Тысячи людей посчитали своим долгом внести свой вклад в это и принесли сюда горсти земли.

 Кстати, с нами в пробеге участвовали еще два казахстанца: энтузиасты-поисковики из Павлодара Бакытжан и Рафаэль. Об их истории и работе я расскажу отдельно. А сейчас об одном патриотическом акте. На мемориале развеваются два знамени – Беларуси и России, а третий флагшток пустовал. Мы с ребятами из Павлодара подняли третий – казахстанский. И получили за это порцию благодарности от сотрудников комплекса.

В Бресте наш совместный с россиянами пробег подошел к концу. Поучаствовать в реконструкции мне не удалось (как уже писал выше, не успел обзавестись военной формой той эпохи). Но за своих товарищей порадовался и позавидовал им. На такое событие собрались люди из более чем 10 стран. Кроме белорусов были русские из разных регионов, украинцы, представители прибалтийских республик и, как ни странно, китайцы и японцы… Ход самой реконструкции я описывать не буду. На то две причины: во-первых, ввиду большого скопления зрителей (а их было десятки тысяч) мне не удалось рассмотреть все подробности, и во-вторых, лучше, если свои чувства и переживания опишет сам участник событий. Надеюсь, материал одного из героев мы напечатаем в одном из ближайших номеров. А я сделаю лишь небольшое вступление в тему. Особую гордость я почувствовал за нашего Аккали Ахмета, когда он ставил в тупик японцев по японской же истории. Невозмутимые представители Страны восходящего солнца не могли скрыть удивления и восхищения эрудицией казахского историка. Но день 21 июня заканчивался, наутро начнется война, к счастью, только в виде реконструкции начала самой страшной войны в истории. Среди защитников крепости были и казахстанцы: Галым Абсалямов, Дмитрий Артемьев, Алибек Арынов, Тоттымбет Баймухамбетов – первые стоящие по алфавиту четыре фамилии из списка в 491 человека. Большинство из них погибло. В первые дни войны, кто-то в первые часы, первые минуты. А сколько еще не восстановленных имен?

И целью пробега, целью нашего участия в нем и явилось почитание памяти погибших. Погибших не ради славы, как сказал поэт, ради жизни на земле. И чтобы помнили дети наши, не забывали внуки наши. Только тогда мы, может быть, сумеем предотвратить ужасы новой войны.

Кайрат САТАЕВ

 Атырау – Москва – Минск – Брест – Атырау

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button