«Когда был здоров, мы с друзьями часто думали, вот бы начать бизнес, разбогатеть, но, конечно, все оставалось на словах. Это невозможно, оправдывали мы себя. Когда со мной случилось несчастье, я был подавлен. Конечно, у меня есть родители, которые мне помогли справиться и поддерживают до сих пор. Но сейчас я твердо знаю, что только я способен себе помочь. Нужно изменить мышление, каждый человек – сам строитель своей жизни и нет ничего невозможного!».
Эти слова социального предпринимателя Ильяса Усенова, прозвучавшие на прошедшем третьем Курултае социальных предпринимателей Атырауской области, не оставили равнодушных в зале…
В этот день победители конкурса программы «Жаркыра» Фонда Евразия Центральная Азия (финансовый партнер ТОО ТШО) делились своими историями успеха.
– В 2017 году, участвуя в работе второго Курултая, я услышал воззвание Абая «Жалындаған от бол, немесе сөніп, жоқ бол!», озвученные спикером Олжасом Сулейменовым. Они обрели для меня особый смысл. Я понял, что эти слова звучат для меня. Я выбрал первое – быть огнем! С тех пор прошел год, в моей жизни произошли кардинальные изменения – я стал социальным предпринимателем и сегодня выступаю перед вами. Благодаря поддержке неравнодушных земляков сегодня в Атырау работает Центр для реабилитации людей с травмами позвоночника, в нем 15 специально разработанных тренажеров, два медработника. Наш тренажерный зал бесплатно посещают пять колясочников. Если бы я не услышал этих слов, тогда вряд ли я смог бы так круто изменить свою жизнь, – говорит Ильяс Усенов, о борьбе с недугом и возвращении к полноценной жизни которого наша газета рассказывала в статье, посвященной открытию реабилитационного центра «Сенім» в мкр. Нурсая.
Аутисты – дети от бога
Еще один интересный проект – инклюзивная мастерская «Венера» для детей с диагнозами «аутизм», «задержка психического развития», «задержка речевого развития», синдром Дауна. На Курултай инициаторы проекта привезли поделки своих особенных детей.
История руководителя проекта, 30-летней Гульбарам Ермухановой, вызывает восхищение. Ее 9-летний сын Абильмансур – особенный ребенок – аутист. Ребенок родился здоровым, но на третий день у него начались судороги, в 5 лет поставили диагноз «эпилепсия», а год назад его признали аутистом. Умственное развитие ребенка нормальное, но говорить он не мог. До 8 лет, кроме посещения реабилитационного центра, Гульбарам самостоятельно занималась обучением сына. Чтобы квалифицированно помочь своему ребенку, она поступила в АГУ на специальность «дефектолог». И благодаря пониманию и поддержке ректора университета Гульбарам сегодня учится и платить за обучение будет в течение 10 лет на договорной основе.
Судьбоносным для Гульбарам стал ноябрь 2017 года, когда на форуме мам особенных детей она познакомилась с руководителем общественного объединения «Журектен журекке» Айгерим Доскалиевой. Надо же было так случиться, что у Айгерим был готовый проект по открытию инклюзивной мастерской для особенных детей, и она искала того, кто бы мог реализовать этот проект. Ознакомившись с ним, Гульбарам решила взяться за него, и с этим проектом участвовала в программе «Жаркыра» ФЕЦА и выигрывала безвозвратный грант в размере 3 млн тенге!
– До участия в «Жаркыра» мы, четыре мамы особенных детей, работали по субботам и воскресеньям у меня дома. Конечно, особой методики мы не знали и в своей работе руководствовались в основном информацией из Интернета. Но после участия в проекте все кардинально поменялось.
Во-первых, ФЕЦА организовала обучающие курсы для мам. Во-вторых, нам дали в доверительное управление без арендной платы на 10 лет (!) помещение на цокольном этаже нового дома по ул. Ерниязова, 16. Благодаря спонсорам и неравнодушным людям мы его отремонтировали, приобрели оборудование, мебель, тренажеры. Теперь в январе текущего года планируем открыть большую мастерскую по кабинетной системе, где дети-аутисты смогли бы заниматься арт-терапией, музыкой, творческим и физическим развитием. Ведь они очень талантливы, надо просто выявлять их способности. Наша цель – подготовить детей-аутистов в обычную школу, адаптировать их к общественной среде.
Также в нашей мастерской будут заниматься и здоровые дети, мы хотим, чтобы обычные дети знали и привыкали к особенным детям, чтобы относились к ним бережнее. Еще один важный «плюс» нашего проекта заключается в том, что мы трудоустраиваем мам особенных детей. Ведь они практически не могут работать, имея такого ребенка на руках.
В Атырау есть частные центры для особенных детей, но там ежемесячная плата составляет 180-200 тысяч тенге, а час индивидуальных занятий оценивается в 4 тысячи тенге. Мы же намерены месячную оплату сделать 80 тысяч тенге, – рассказывает Гульбарам.
На сегодня по городу количество особенных детей составляет порядка 3 тысяч человек. Инклюзивная мастерская «Венера» сможет работать с 20-30 особенными детьми в два потока до обеда и после.
Айман Нурмуханова, мама 6-летнего Данияра, вместе с Гульбарам оформляют стол с поделками детишек. Это изделия из сподручных материалов – семечек, соленого теста, рисунки – прекрасны, их не отличить от работ обычных детей.
– Мой сын перестал говорить в 3 года, позже ему поставили диагноз «аутизм». Мы не знали, что делать, как быть. Но сегодня я уже знаю, в США применяют ABA-терапию, она очень эффективна для нашего диагноза. Дети-аутисты не отличаются в развитии от здоровых детей, они все прекрасно понимают, но не говорят… Я, к примеру, ношу с собой специальные буквы, с помощью которых сын говорит о своих желаниях. К примеру, мы идем по улице, и я говорю «сейчас сядем на автобус». Данияр достает буквы и «говорит» – нет, пойдем на такси! Он не любит ездить на автобусе. Инклюзивная мастерская – это прекрасная возможность развивать наших детей, – рассказывает Айман.
Алма ТУРГАНОВА
Фото: gorod.dp.ua