Философ степи
В честь 80-летия со дня рождения известного поэта, заслуженного деятеля культуры Казахстана, Почетного гражданина Жылыойского района Аманкоса Ершуова на площадке духовно-патриотического объединения «Елсана» прошел вечер памяти. В качестве гостя участвовала его дочь — обладатель Гран-при IV международного фестиваля «Шабыт», поэтесса Маржан Ершу.
Участники вечера делились личными воспоминаниями об Аманкосе Ершуове, говорили о его творчестве. Он всю свою жизнь посвятил обучению и воспитанию детей, как и его супруга. А еще одной стезей его была поэззия.
Аманкос Ершуов родился в селе Аккиизтогай Жылойского района. В 1966 году окончил Гурьевский педагогический институт и получил диплом учителя казахского языка и литературы. После чего один год проработал литературным сотрудником в областной газете «Коммунистік еңбек». К тому времени он уже имел широкую известность, особенно в творческой среде. В 1962 году в популярнейшем тогда литературном журнале «Жұлдыз» были напечатаны первые произведения 19-летнего жылыойца.
Ақ бұлттар, қара бұлттар, ала бұлттар,
Байқасақ, аспанда да алалық бар.
Біреуде жас та болса, даналық бар,
Біреуде қарт та болса, шалалық бар.
Тогда попасть в журнал, который был любим народом и печатался тиражом в несколько десятков тысяч экземпляров, было большим достижением! В тот год были опубликованы два стиха Аманкоса Ершуова «Бұлттар», «Қасым жыры». Он стал узнаваемым, о его творчестве заговорили такие мэтры, как Зейнолла Кабдолов. Позже стали печататься его поэтические сборники, он продолжал публиковаться в литературных журналах. А еще он написал множество произведений для детей, которые помогают познавать мир в мельчайших деталях, мягко раскрывая истинные ценности.
Несмотря на полученное признание его поэззии, он так и остался учительствовать в родном селе. Хотя были возможности и приглашения.
Руководитель духовно-патриотического клуба «Елсана» Майра Кожракова после института несколько лет по направлению проработала в школе села Аккиизтогай.
— Несмотря, что я была молодым специалистом, по казахской традиции «ерулік» Аманкос ага с супругой первыми в селе позвали меня в гости. Аманкос ага был мягким и мудрым человеком, он был талантливым педагогом, хотя и прославился поэтом. Его супруга Алтын была редкой красавицей, они были гармоничной парой. Отрадно, что Маржан является продолжателем дела отца, стала известной поэтессой. Я преподавала историю в школе и помню, как Маржан однажды высказала мне, почему вы у меня каждый день спрашиваете урок? Она всегда была готова, поэтому я ее спрашивала, видимо. Потом стала ее реже спрашивать! (смеется), — поделилась воспоминанием Майра Кожракова.
Акын-айтыскер Мутиголла Гани в своем слове отметил, что Аманкос Ершуов был судьей на первом его айтысе. Поэт дал бата и направление молодому акыну, которого он придерживается по сей день.
Среди гостей было много литераторов, друзей Маржан, которые отметили поэтическое наследие Аманкоса Ершуова и высказали добрые пожелания творчеству дочери поэта.
Слёзы Фаризы
В свою очередь Маржан Ершу поделилась воспоминаниями из детства.
Она не была послушным, спокойным ребенком. С детства у нее было свое мнение и желания, которые она реализовывала.
— Однажды, когда мне было 8-9 лет, я узнала, что родители едут в Кульсары на какое-то торжество. Для сельской ребятни Кульсары был городом-мечты. Попасть туда была большой удачей. Недолго думая, утром, пока родители собирались, я залезла на заднее сидение машины и спряталась. Вскоре родители выехали из Аккиизтогай. Понимая, что нужно достаточно проехать, чтобы меня не вернули домой, я решила продержаться как можно дольше. Где-то через час езды я устала находиться в неудобном положении и просто встала и расположилась на заднем сидении. Вскоре отец увидел меня в зеркало. От испуга машина крутанулась на месте и резко встала. Я сижу, а родители выскочили с машины со словами «бисмилля, бисмилля!». Потом они начали кричать: «Маржансың ба?!». Думая, что если сознаюсь, то меня будут ругать, решила молчать до конца. Молчание напугало их еще больше. И вдруг мама стала кричать: «Посмотри на ее ноги!», подумав, не шимұрын (джин) ли сидит в машине в облике Маржан. Увидев мои ноги, они
наконец начали приходить в себя. Поняв, что возвращать домой было поздно, родители начали советоваться, что со мной делать. Я встревала со словами, что буду все время сидеть в машине. Для начала решили меня привести в надлежащий вид. Я же была в уличном платье, рваных тапочках с нечесанными волосами. Поэтому мы заехали в первый попавший сельский магазин. Но в наше детство магазины не ломились от одежды, как сейчас. Еле нашли платье и тапочки, и то на два размера больше. Помню, мы приехали в клуб, и на сцене была Фариза Онгарсынова. Я же ребенок, мне быстро надоело сидеть в зале, и я стала ныть, когда это закончится, хочу на улицу. Но мама меня сильно щипала, пришлось терпеть. Единственное, что мне понравилось, это бордовый велюровый костюм и лакированные туфли Фаризы апай. Я разглядывала и восхищалась ее видом. В какой -то момент во время выступления она назвала имя моего отца, от неожиданности я на весь зал крикнула: «Эй, о нас говорят!». Находившиеся в зале повернулись на мой возглас (смеется). Потом мои родители вместе с гостями были приглашены к одному человеку. За дастарханом было много разговоров. А потом мы отвезли Фаризу до границы Жылыойского района. Вдруг я увидела, что Фариза плачет. Она сняла туфли и пошла босиком по песку… Затем мы попрощались и поехали домой.
В дороге я наконец спросила у родителей, кто ее посмел обидеть, ведь все слушали ее внимательно, даже когда она ругала. И почему вы нас ругаете, когда ходим босиком по песку, а Фариза сняла свои лакрированные туфли, чтобы пойти босиком? Тогда отец сказал: «Она далеко от родных мест, видно, сильно скучает…». В тот момент я ничего не поняла. Понимание ее тоски по своей земле пришло, когда сама повзрослела.
Абу Сарсенбаев
Я была очень своенравным ребенком, поэтому родители старались меня прятать, когда приезжали гости. Однажды они начали готовиться к приезду важного гостя из Алматы. Меня отправили к бабушке и дедушке. Но мое любопытство было слишком велико, я сбежала от них. Потихоньку подошла к дому, смотрю — двери открыты. Я быстро пробежала в комнату, а потом также добралась до гостей. И стала разглядывать их. На почетном месте сидел пожилой человек с седыми волосами. Он говорил, остальные его слушали, даже не кушали. Я подумала, это, наверное, тот самый важный гость из Алматы, раз так все слушают с открытым ртом. В какой-то момент его взор устремился в мою сторону, и, увидев меня, он произнес: «Әй, Аманқос, бұл осы үйдің баласы ма? (Аманкос, это твой ребенок?)». Меня этот вопрос задел за живое, и я дерзко крикнула: «Ия, осы үйдің баласымын! (Да, я его ребенок!)» и убежала. Потом решила отомстить всем и забежала в кухню-сарай с целью отрезать ухо барашка. Представляла, как все ахнуть, когда обнаружат пропажу уха с главного блюда. Но, к счастью, не успела, в сарай зашли снохи, пришлось ретироваться. Вернулась к бабушке с дедом и рассказала, что ходила посмотреть на гостей. Когда повзрослела, я узнала, что это был знаменитый писатель Абу Сарсенбаев. Оказалось, он запомнил меня и при каждой встрече с отцом спрашивал о Маржан.
Не покидая родных мест
Аманкос Ершуов остался верен родным местам и своей профессии. Хотя его неоднократно звали переехать в столицу, где собирались все творческие личности. В 1963 году, когда он учился на втором курсе Гурьевского пединститута, у парня возникло желание перевестись в КазГУ. Этими мыслями он поделился с одногрупниками. Те посоветовали ему сначала съездить в Алма-Ату, посмотреть, а потом принимать решение. Ведь жить вдали от родных мест тоже испытание. Друзья со стипендии собрали ему достаточную сумму, и Аманкос тогда впервые посетил столицу. Но он так и не переехал туда жить. Во-первых, его не отпускала любовь к родной земле, во-вторых, отец Назар также желал, чтобы сын не уезжал далеко. Поэт прожил свою жизнь в родном ауле и никогда не пожалел о своем решении. Он остался верен Атырау также, как его братья по перу Берик Коркытов и Нурали Ажигалиев.
Алма ТУРГАНОВА