Молодой музыкант из Кызылкогинского района, выпускник Казахской национальной консерватории имени Курмангазы Бауржан Актаев освоил практически все казахские национальные инструменты. Он так и говорит: «Лучше спросите, на каких инструментах я не играю» и мило улыбается. Нескромно? Может быть. Но Таланту все прощается!
Сегодня Бауржан Актаев — главный дирижер Академического оркестра имени Дины Нурпеисовой.
Наш оркестр, как известно, играет на классических казахских инструментах. В основном это домбра, кобыз, кыл-кобыз. Бауржан решил пойти дальше и два года назад создал этнофольклорный ансамбль «Сармат». Участники коллектива – молодые и даже юные музыканты, выпускники и студенты Академии народной музыки имени Д. Нурпеисовой. Старинные казахские народные инструменты дауыл, шындауыл, даулпаз, жетыген, сыбызгы, керней и многие другие они освоили самостоятельно, по необходимости консультировались с опытными музыкантами, благо Бауржан часто гастролирует по всему Казахстану. Музыка, которая исполняется на таких инструментах, такая же древняя и звучание у нее, скорее, мистическое. Бауржан Актаев и свой ансамбль назвал «Сармат», а вернее, «Sarmad», как он сам пишет.
— Наша главная цель — возродить старинную казахскую народную музыку, то, что было до кюя, терме, жыр-жырау, — говорит Бауржан Актаев. — А сделать это было возможно, только изучив старинные казахские народные инструменты.
— Были трудности в освоении новых инструментов?
— Если есть желание, то не трудно. Главное условие – знать нотную грамоту, теорию музыки и методом сопоставления настроить звучание.
— Как собрали музыкантов?
— Творческие люди сами ищут друг друга, тянутся. Рождается идея, и единомышленники дальше подхватывают друг друга. В нашем случае так и было.
— Где вы приобрели инструменты?
— В основном в Алматы. Там еще сохранились хорошие мастерские по изготовлению казахских национальных инструментов.
— Люди понимают такую музыку? Как публика реагирует на нее?
— Есть такие понятия, как зов Родины, зов крови, дух предков, казахи говорят: «Бабамыздың рухы». Слушателей у нас очень много и молодых достаточно. Многие просят научить играть или просто берут в руки инструменты, изучают. Им кажется, что так, через музыку они могут прикоснуться к своим корням, своим предкам. Мне и самому порой так кажется. Есть вещи, которые невозможно передать словами. Это музыка, это звучание. Надо послушать и почувствовать.
Марина КУАНЫШЕВА