Брат ты мне или не брат?

e12 Культура

(Окончание. Начало –  в №34-35 от 27 апреля 2018 года)

 

Два государства –­

один народ

 Откуда пошло название «казах», читателю известно, останавливаться на этом моменте мы не будем. Здесь важно другое, а именно, как называло себя общество, оставшееся после распада Золотой Орды. Этноним «қазақ» появился гораздо позже. Официальная наука говорит, что те, кто после 1428 года оказался в подчинении хана Абулхаира Шейбанида, считали себя узбеками, унаследовав имя от золотоордынского хана Узбека. Письменные источники называют их кочевыми узбеками. Но также известно, что не вся степь была подвластна Абулхаиру. На развалинах некогда великой империи выросли несколько ханств: Астраханское, Казанское, Крымское, Ногайская Орда. Первое и последнее из названных государств были соседями «кочевых узбеков» территориально. А хан Абулхаир часто вел войны с Ногайской Ордой, стремясь подчинить своему влиянию. Если учесть, что в Абулхаирово ханство входили те же роды кипчаков, аргынов, найманов и т.д., то получается, что это была, по сути, гражданская война. По-видимому, такое обстоятельство не очень нравилось обеим сторонам, и уход султанов Керея и Жанибека из под власти Абулхаира был обусловлен не только убийством аргына Акжол бия каракипчаком Кобланды. Скорее всего, это событие стало лишь поводом для отделения.

 Из сказанного выше следует, что казахские племена, населявшие бескрайние степи от Едиля до Иртыша, на тот момент входили в состав двух государственных объединений, носивших имена наиболее выдающихся деятелей Джучиева улуса: кочевых узбеков и ногайцев. И только ушедшие из-под власти шейбанидов вместе с потомками Урус хана племена впоследствии стали называться «қазақтар» — вольные, отделившиеся, независимые. Получается, что западная часть нынешнего Казахстана, а по тем временам племена Младшего и отчасти Среднего жузов в начале XV века входили в состав Ногайской Орды. А поскольку родоплеменной состав ныне двух разных народов один и тот же, то доказывать, что когда-то они были единым народом, нет никакой нужды.

 

От величия к краху

 И после ухода султанов Керея и Жанибека от Абулхаира тесные связи ногаев и уже час­ти казахов (вторая оставалась в Ногайской Орде и еще называла себя ногаями) не прерывались. Постепенно вытеснив последователей шейбанидов, казахские ханы вернулись на свои кочевья, при этом племена Старшего жуза, входившие на момент разделения государства кочевых узбеков в Моголистан, в своем большинстве примкнули к новому Казахскому ханству. Это жалаиры, дулаты, албаны, суаны, уйсуни…

А на западе степи разворачивались трагические события. Набирающее силы Московское княжество начинало свою экспансию на восток. Уже при Иване IV Грозном стали появляться контуры будущей империи. Заключив союз с крымскими Гирееями, Москва сумела взять Казань и Астрахань. На очереди была Ногайская Орда. Но не так-то легко было подчинить себе народ, познавший вкус власти над другими, ногаи сопротивлялись отчаянно, можно сказать, до последнего. У нас ошибочно считают, что Казахское ханство было образовано в одночасье, мол, всем народом отделились от Абулхаира и стали Казахским ханством в том виде, в котором мы знаем их со времен Тауке хана. Мне видится, что Младший жуз, точнее, большая его часть, еще долгое время оставалась под протекторатом ногайских мурз. И только когда вопрос о дальнейшем существовании целого народа достиг своего апогея, когда царские власти сумели натравить на ногаев башкир, казанских татар, казаков (не казахов) и пришедших на Волгу с востока с китайской границы калмыков, часть ногаев, примкнув к прорусской партии, признала власть русских, а другая примкнула к Казахскому ханству, некоторые ушли в Крым и Среднюю Азию.

 Но самая большая трагедия ногаев была еще впереди. Народ продолжал сопротивляться, восстания против Московского уже царства стали частым явлением и продолжались вплоть до времен Екатерины Второй. И только после карательного похода Суворова сопротивление ногаев было сломлено. Но и тут не все безропотно подчинились судьбе. Некоторым удалось воссоединиться с наиболее близкими родственниками – казахами (надо сказать, что это было делом нелегким, так как между двумя народами стояли уже калмыки и казачьи заставы), а самая непримиримая часть, причем большая (около 700 тысяч человек), ушла в Турцию.

 

Чья история?

 Вот такая история. На сегодняшний день ногаи, наряду с каракалпаками, являются самым близким к казахам по быту, языку, вере, менталитету народом. Даже музыкальный инструмент у нас один – домбра. У нас одно культурное наследие. Такие жырау, как Асан-Кайгы, Доспанбет, Шалкииз, деятели не столько казахские, сколько ногайские. Они жили в эпоху Ногайлы. Асан Кайгы прошел всю степь в поисках земли обетованной. «Для ногаев», – считают ногаи. «Нет, – возражают казахи, – для нас». А истина в том, что мы тогда еще были одним народом. Не владеющие историей казахи и ногаи дерут глотки, доказывая, что батыры Едыге, Кобланды, Шора являются представителями их народа. И обе стороны правы и не правы одновременно. Они – наши, общие. Просто они жили и сражались в ногайлинский период истории степи. Примкнувшие к казахам рода оставили своих героев при себе, но разве ошибаются ногаи, если эпосы про них сложены в эпоху ногайлы. Кобланды – кыпчак. А кыпчаки есть сейчас и в сос­таве ногаев, и в составе казахов. И чей он?

 

Один язык

 И, еще, слово «не зат?», часто употребляемое на западе, вызывает улыбку у казахов из других регионов. Большинство казахов говорят: «не?, немене?».  А в Младшем жузе, по большей части в Уральске, именно «не зат?». Я удивился, когда кавказский ногаец, с которым мы общаемся по ватсапу, недавно написал мне «не зат?». Вот, оказывается, откуда ноги растут. Атырауская область – это земля ногаев, Сарайшык – столица Ногайской Орды. Это тоже надо учесть, прежде чем кто-то захочет возразить. Кто знает значение слова «іңкәл»? Там, где я родился (Казталовский район Западно-Казахстанской области), так называет лепешки для бешбармака (еттің наны, жайма). На самом деле слово «бешбармак» я впервые услышал здесь, в Атырау. У нас говорят просто «ас», иногда «ет», но очень часто «іңкәл», обобщая основные ингредиенты главного блюда национальной кухни. Я всегда недоумевал, откуда у нас это слово, если везде называют это по-другому. Оказывается, аналогично говорят здесь в Ганюшкино. Созвучное слово я нашел у грузин и чеченцев. Есть национальное блюдо у тех, и у других – «хинкал», отличное, конечно, от нашего бешбармака, но все же, полагаю, что слова родственные. Так вот, на мой вопрос, едят ли ногаи конину и готовят ли бешбармак, он мне ответил: «Конину едим, а ваш бешбармак то же самое, что и наш іңкәл». Вот так! Скорее всего, «іңкәл» попал на Кавказ с ногаями, обратный маршрут маловероятен.

 

Настоящее

 А теперь поговорим о дне сегодняшнем. Сейчас из «неисчислимого» ногайского народа осталось совсем немного. Во времена, когда население Казахского ханства составляло более миллиона человек, и Касым хан мог выставить для защиты рубежей государства 300-тысячную конницу, европейские путешественники называли Ногайскую Орду наиболее многочисленной в степи. То есть ногаев было больше, чем казахов. По разным оценкам их насчитывалось от одного миллиона шесьтисот тысяч до более чем двух миллионов. Сами они говорили сансыз – неисчислимые. Сейчас в пяти районах России (Дагестан, Карачаево-Черкессия, Чечня, Ставропольский край, Астраханская область) компактно проживают где-то от 110 до 130 тысяч ногаев. Сколько за пределами РФ – неизвестно.

 Да, их осталось мало, но дух сынов степи еще не угас. Хотя все меньше становится носителей языка, почти ушел в небытие айтыс. Несмотря на то, что живет в окружении народов, непохожих ни по менталитету (на Кавказе в основном горцы), а вне Кавказа – ни по вере, народ еще сохраняет свою самобытность, культуру, язык, веру. До сих пор жив эпос, исполняются песни Казтугана (да-да, он тоже из ногаев), Доспанбета, Шалкииза. Но надолго ли? Ведь история берет свое. Мало ли народов и народностей исчезло на земле. Где шумеры – колыбель цивилизации? Где древние египтяне? От них осталось только название страны, а люди гордятся прошлым, но уже забытым. Если так пойдет и дальше, то такая же участь может ждать и ногаев. И все делают сейчас те ногаи, которые неравнодушны к судьбе своего народа. И всей душой тянутся они к нам – казахам, братьям по крови, ждут помощи. А как же иначе, у нас ведь одни родители. Разве не учили нас старшие, что помогать ближнему – святая обязанность каждого казаха? Вихри истории раскидали нас по разным концам Евразийского континента. Но жива память народа.

Когда-то Ататюрк сказал: «Придет время и тюркские народы обретут независимость, и Турции, как наиболее благополучной тюркской стране, надо быть готовой помочь им на первых порах». И Турция в 1991 году показала, что не забыла наказ Ататюрка, первой признав независимость Казахстана. Говорят, весть с поздравлениями и признанием была получена в течение 15 минут после провозглашения суверенитета. Не пора ли и Казахстану включиться в эту работу?

 Я далек от имперского духа, но в наше время – в век глобализации, когда в Евросоюз объединилась Европа, когда несколько стран бывшего СССР собрались в ЕврАзЭС, не пора ли и тюркам воссоединиться вновь. Речь, конечно, не идет о создании единого государства. Разговор о культурных, экономических взаимосвязях. Ведь наш Елбасы давно призывает к консолидации весь тюркский мир. Но почему-то соседи, соглашаясь на словах, на деле не очень торопятся. А Казахстану, как правильно, сказал наш Президент Нурсултан Назарбаев, в этом вопросе отведена особая роль. Ведь мы находимся на исторической Родине тюрков, нам завещано беречь и развивать колыбель тюркского мира.

Кайрат САТАЕВ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Прикаспийская коммуна