Казах без коня – шала казах. Наверное, в кочевую нашу бытность именно так называли наши предки безлошадных сородичей. О конях наших эпических батыров песен сложено едва ли не больше, чем о самих героях. Тайбурыл Кобланды, Байшубар Алпамыса – у любого казаха, хотя бы раз слышавшего об этих батырах, навеки врезались в память и имена их боевых спутников. Даже в Орхоно-Енисейских рунических надписях в памятнике в честь Культегина подробно описываются масти коней, на которых древний герой-царевич вступал в битву. Ибо кочевник и конь – неделимое целое. Недаром говорится в народе, что конь – крылья джигита. Помните у Лермонтова в «Герое нашего времени»: «…Золото купит четыре жены, Конь же лихой не имеет цены. Он и от вихря в степи не отстанет, он не изменит, и он не обманет».
А теперь взгляните на снимок. Здесь не к бою подготовлен конь, а к скачкам. Легкое седло, красивая сбруя. В нетерпении грызет удила перед байгой и наверняка перебирает копытами. Само солнце в зубах у скакуна, и сам черт ему не брат. Вскочит в седло удалой мальчишка, сожмет колени, свистнет залихватски, и понесется аргамак – только ветер будет свистеть в ушах, и хвост распушится. А впереди, там, пока не видно, но будет финиш, и будет победа. И сложит акын песню, еще одну про еще одного Кулагера. И может быть, народ забудет имя шустрого мальчишки, а конь останется в песне навсегда. Может быть, его назовут Обуздавший солнце!?
Кайрат САТАЕВ