ЗНАНИЯ ДАЮТ УВЕРЕННОСТЬ

Что должна нести вера? Свет, добро, мир. Именно на страже этих вечных ценностей должно стоять любое вероисповедание. Но современная религия представляет собой многоконфессиональный комплекс, набор из почти пяти тысяч различных верований и культов. И именно это количество религиозных направлений ставит целый ряд теоретических и, самое важное, практических проблем современного государства.
К сожалению, современный мир столкнулся с большой проблемой, с новыми вызовами и угрозами, когда, прикрываясь святыми именами, вырванными и переделанными под себя фразами из священных книг псевдоучителя настраивают на войны, вражду, непримиримость. Как раз на то, что противоречит устоям любой традиционной конфессии. Мудрая поговорка гласит: «Предупрежден, значит вооружен». Вооружен именно знаниями. Ведь в сети лжепророков попадают как раз те, кто малообразован или поверхностно знаком с историей своей страны, культурой, опять же религией. Для того, чтобы разбираться в современных религиозных течениях, быть политически грамотными «Прикаспийская коммуна» для своих читателей начинает публикацию цикла материалов, подготовленных Агентством Республики Казахстан по делам религий.

КАЗАХСТАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: НОВЫЕ ВЕРОУЧЕНИЯ
Новые религиозные движения – это термин, которым обозначаются оформленные во второй половине ХХ в концессии, религиозные группы, духовные течения, церкви, на которых отразились процессы модернизации религии. Базируясь на определенной вероисповедной традиции или синкретизме нескольких традиций, неорелигии создают новое вероучение, культ, организацию. Последняя считается самостоятельной и независимой от какого-либо центра, а ее создатель и руководитель – избранный Богом.
Как правило, неорелигии – это часть молодежных движений, возникших в среде интеллектуальных слоев населения. По последним данным, представители новых вероучений не только псевдохристианского, но и исламского направлений активно скупают недвижимость, уже организовывают прорыв во власть, лоббируют собственные интересы во властных структурах, «устраивают» громкие судебные процессы по поводу «нарушения закона о свободе совести» и многое другое.
Уже давно известно, что псевдорелигиозные культы — это авторитарные организации, которые, прежде всего «интересуются» не спасением душ человечества, а властью и деньгами. Объясняют же это дело всегда одинаково – прикрываясь религиозными, культурными и другими гуманитарными и духовными целями. Мы уже стали свидетелями того, что последователи того или иного учения явно деструктивной направленности ведут свою работу уже не только в сквериках и на улице, но и в больницах, тюрьмах, государственных учреждениях.
Некоторые новые, нетрадиционные религиозные объединения за свое недолгое существование успели стать всемирно известными не своими благими делами и светлыми намерениями, а благодаря своим противоправным и антигуманным действиям, часто противоречащим канонам веры и человеколюбия. На примере некоторых псевдорелигиозных объединений можно увидеть, что, вырывая из контекста части догматов, интерпретируя теософские исламские и христианские схемы, новые мессии пытаются самостоятельно внести коррективы в традиционные исламские и христианские положения, делая упор на эсхатологию. Лидеры таких учений, выдающие себя за «продолжателей рода Христа», за нового мессию, пытаются любыми способами привлечь к себе как можно больше адептов, не выбирая особенно методов привлечения.
Исходя из необходимости предупреждения распространения религиозных организаций такого рода, становится необходимым проведение широкомасштабных разъяснительных информационно-просветительских мероприятий, направленных на предупреждение населения о псевдорелигиозных учениях, представляющих опасность. Необходимы разработки программ, раскрывающие негативную сущность наиболее распространенных псевдорелигиозных организаций, действующих сегодня в Казахстане и некоторых методах защиты, предупреждения и профилактики их отрицательного воздействия.
В этих условиях необходимы новые прогрессивные методы работы. У казахстанцев должна быть высокая духовная культура, четкая жизненная позиция и глубокая вера в великое будущее нашего государства.

ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ – ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
В современном мире на данный момент трудно представить какое-либо общество, где не было бы религий (верований) и нравственности. Вопрос лишь в том, в каком состоянии религиозная ситуация и какой уровень нравственности присущ данному обществу. Нравственность по хронологии — явление более древнее по сравнению с религией, но в религии и религиозных учениях заложены истоки формирования нравственности общества. Взаимозависимость этих понятий очевидна, не бывает безнравственной религии или нравственности без верований. В современном процессе глобализации, культурной интеграции, информатизации и развитии транснациональных компаний религия берет на себя функцию института, который должен сохранять нравственность, мораль всего общества. Целесообразно будет отметить, что религия наряду с этничностью является интегрирующим фактором Казахстанского общества. Более актуальным является вопрос «Какая религия может служить укреплению общественной нравственности?».
Казахстан за последнее время обрел неформальный статус «мирового центра межэтнического и межконфессионального согласия», где живут в мире представители разных конфессий и этносов. Конфессии в стране можно разделить на традиционные и новые религии. Традиционными для нашего общества являются – ислам и православие, которые представляют подавляющее большинство верующих. К традиционным религиям можно отнести религиозные представления, верования и культы, возникающие и соответствующие племенной стадии развития народа. В нашем случае это ислам и православие. Согласно закону о свободе вероисповедания и религиозных объединениях РК каждому гражданину страны предоставляется возможность выбора религиозной веры, также все конфессии равны перед законом. Однако в последнее время возникает необходимость укрепления позиций традиционных религий в обществе.
Развивая роль традиционных религий, мы имеем возможность укрепить и возродить нормы и ценности присущие нашему народу. Ведь именно в учениях традиционных религий вопросы нравственности личности и морали общества занимают важную роль. Нетрадиционные религиозные объединения, которые в нашей стране появились после получения суверенитета носят в основном только коммерческий характер, попытки прорыва к власти или шпионскую деятельность. То есть амбиции самой организации затмевают духовное обогащение верующих, люди в подобных организациях расцениваются как средства для достижения целей. В результате чего человек деградирует морально, отторгается от общества и принимает не присущие нашему обществу ценности (суицид, наркомания, культ денег, беспорядочная половая жизнь, вхождение в транс, терроризм и.т.д.). Традиционные религии должны послужить мостом для общества и духовной жизни каждого гражданина нашей страны. Они как оплот стабильности и сильной веры (имана) играют большую роль в формировании нравственности нашего общества, определяют функцию по сохранению самобытности и традиций нашего народа. В век Интернета, кабельного телевидения и сотовой связи молодежь и без этого теряет духовную часть личностного развития, ценности предыдущих поколений. Поэтому, развивая традиционные религии, мы можем прийти к возрождению традиционных ценностей (морали, человечности, национальных традиций, коллективного самосознания). Учитывая, что число верующих в стране растет с геометрической прогрессией, целесообразно именно в этот период выделить особую роль традиционных религий в обществе. Именно, выделить статус ислама и православия как «конфессиональное большинство» (около 95% населения) в обществе.

РОЛЬ ИСЛАМА В УКРЕПЛЕНИИ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНЕ
Казахстан принято считать поликонфессиональным и полиэтническим государством, при этом именно наша страна показывает пример согласия и дружбы между представителями разных этносов и конфессий. Национальная политика государства, ключевым моментом которой является этноконфессиональная политика, направлена на межкультурный, межэтнический и межконфессиональный диалог.
В современных условиях в центральноазиатских государствах актуальными являются вопросы, которые связаны с традиционной исламской религией, особенно в той ее части, которая касается области развития национальных культур. Религиозная ситуация в этих государствах свидетельствует о том, что традиционный ислам и в современных условиях продолжает играть немаловажную роль. Его принципы и постулаты приобретают нередко основополагающий характер в работах духовенства.
Ислам является самой распространенной религией в Казахстане, более 4-х млн человек отмечают близость к этой мировой религии. Вместе с тем, среди них есть активно участвующие в религиозной жизни, придерживающиеся религиозных обрядов и традиций, уважающие ценности ислама. Для сторонников ислама религия выступает в качестве этнокультурного идентификатора, который связан с традициями и исторической преемственностью поколений.
На сегодня количество мусульманских религиозных объединений в стране составляет 1313, действуют более 5-ти тысяч мечетей. По данным Духовного управления мусульман, в республике насчитывается около 11 млн мусульман, представляющих 24 национальности.
Если поднимать вопрос какова же роль ислама в укреплении межконфессионального согласия, то нужно обратить внимание что ислам – с арабского означает покорность. Все ценности ислама являются важнейшими факторами для развития межконфессиональных отношений в нашей республике. Ислам может мирно сосуществовать и взаимодействовать между различными религиями. В Казахстане преобладает умеренный ислам суннитского толка (шииты в республике представлены в основном азербайджанцами, чеченцами и ингушами). Для суннизма ханафитского мазхаба, ведущего течения ислама в Казахстане, характерна терпимость к инакомыслящим, использование местного обычного права, применением в правовых вопросах свободного индивидуального суждения и суждения по аналогии. Такое отношение исключает всякий догматизм. Казахам всегда были чужды политизация ислама, противостояние светской власти и религиозной элите, нетерпимость к иноверцам, религиозный фанатизм или ценности теократического государства. Кроме того, по определенным историческим причинам за последнее десятилетие эти исторические предпосылки подкрепляются в республике взвешенной государственной политикой в области межконфессиональных отношений, которая формирует устойчивый иммунитет общественного сознания к радикализму.
Основа этой политики — либеральное законодательство, веротерпимость и плюрализм. В Конституции страны закреплены светский характер государства, гарантии прав граждан на свободу совести, отсутствие протекционизма в отношении какой бы то ни было религии, толерантное отношение ко всем концессиям.

ИСЛАМ И ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХОВ: ПРИНЦИПЫ УМЕРЕННОСТИ
Казахи исповедуют ислам уже более тысячи лет. Во второй половине X века н.э. тюркоязычные, протоказахские племена сделали свой исторический выбор, начав в массовой форме обращаться в новую веру. С этого времени Казахстан стал считаться периферией исламской цивилизации, а мусульманство суннитского толка – неотъемлемой частью коллективной (этнической) идентичности его населения. Цивилизующее воздействие ислама в средние века испытали многие регионы мира, в том числе и христианская Европа, Индия, Персия. В этом отношении не были исключением и тюркские земли. «Приобщение к мусульманской культуре дало мощный толчок развитию науки и культуры в Казахстане».
«Вся история народов, исповедовавших ислам, в большой степени связана с религией, оказавшей серьезное воздействие на все стороны их жизни». Во многом это обусловлено всеохватностью, тотальностью, присущей именно данной религии.
В средневековье «не было границ между Ираном, Афганистаном, Узбекистаном, Казахстаном». Казахстан представлял собой провинцию ислама. Связи со странами и народами Центральной Азии, Ближнего Востока были довольно интенсивными. Международная торговля, дипломатия, военные предприятия, практика хаджа, путешествия в поисках знаний служили факторами духовно-культурного единения Казахстана с другими частями Мира ислама.
Став духовным ядром традиции, ислам дал казахскому народу этику, науку, просвещение, идеологию. Идеалообразующая, культурообразующая роль средневекового ислама для всех народов была чрезвычайно важна: как развитая религиозно-мировоззренческая система, восходящая к традиции авраамитского монотеизма, ислам указывал индивиду глубокий, трансцендентный смысл его земного существования из веры в Единого Бога-Аллаха и в духовные основы его личности.
На протяжении многих веков ислам был для казахов системообразующим элементом национального самосознания, менталитетной религией, философией, школой универсализма и приобщения к общечеловеческим ценностям и одновременно — знаменем национально-освободительной борьбы.
Любое верование передается от поколения к поколению в виде культурных знаков, символов, знаний, обрядности, которые в комплексе создают основу для формирования религиозных традиций общества. В Казахстане в силу исторических обстоятельств говорить о преемственности поколений в религиозном смысле не приходится.
Определение граней умеренности в данной религии принадлежит Всевышнему Аллаху и исходит только от Него. Он – тот, кто создал все и уравновесил, распределил и направил. Он – тот, кто ведает тайны и самое сокровеннейшее.
Умеренность ислама устанавливает равновесие между милосердием и справедливостью. Милосердие – основа ислама, а справедливость – его глава. Милосердие следует проявлять не тогда, когда ты слаб (и тебе ничего другого не остается), а справедливости нужно добиваться не только тогда, когда ущемлены твои права.
Умеренность ислама устанавливает равновесие между миром и войной. Мир – это суть и сущность ислама, а война – последнее средство, крайняя мера. Ислам – это мир без позора и бесчестия и война с высокомерием, лицемерием, мерзостью, низостью и возмущением против Бога. Мир в исламе – это спокойствие и безмятежность в сердце каждого мусульманина. Война же в исламе находится целиком в руках правителей мусульман.
Ислам устанавливает равновесие внутри человечества. Согласно этой религии, самыми великими людьми являются пророки и посланники. Мусульманское вероучение считает всех их одной общиной, утверждает, что все они призывали к одному и тому же – поклонению Единому Аллаху, и учит, что у всех пророков и посланников была одна общая религия – ислам. Мусульмане — не как язычники, которые отказываются верить в пророков, и не как Люди Писания, которые верят только в одного или двух из всех пророков. Люди ислама верят во всех пророков и посланников.
Между тем, нельзя назвать умеренностью в религии бездумное следование дозволениям ученых с целью уклонения от выполнения возложенных шариатом обязанностей, оправдываясь при этом необходимостью облегчать религию, упрощать ее для людей. Точно так же не является умеренностью фанатичное, слепое, консервативное следование мнению того или иного имама.
Основу религиозной идентичности современных казахов, безусловно, составляет мусульманство, принадлежность к исламской умме.

Продолжение следует.
Материал предоставлен Агентством Республики Казахстан по делам религий