Ежедневно на городских перевозках занято 249 автобусов по 31 маршруту, из которых 18 курсируют в пределах города Атырау, остальные 13 по пригородным сельским округам и жилым массивам, сообщила на брифинге Жадыра Сандибекова – главный специалист городского отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
В настоящее время в сфере пассажирских перевозок занято пять компаний-перевозчиков. На брифинге прозвучал ряд вопросов относительно поведения водителей, которые разговаривают и матерятся во время вождения, почему их не наказывают, а также о нехватке автобусных остановок по проспекту Азаттык, о слабой работе общественного транспорта в городе в выходные дни.
Ж. Сандибекова:
– Руководители автобусных парков принимают конкретные меры в отношении таких водителей. Например, им сокращают или урезают заработную плату. А правоохранительные органы, в случае фиксации или обращений по поводу таких нарушений, штрафуют водителей. В то же время хочется сказать о том, что автобусные парки ощущают нехватку водителей соответствующей категории.
Что касается проспекта Азаттык, то на одном из его участков была проведена реконструкция дорожного полотна. В планах – установка новых автобусных остановок до конца текущего года.
Арслан Аронов – директор КГУ «Smart Atyrau»:
– У нас после проведенного тендера в рабочие дни на маршрутные линии выходят восемь автобусов, по субботам – шесть, по воскресеньям – как минимум по четыре. Уменьшение количества автобусов на линиях объясняется, прежде всего, уменьшением пассажиропотока по сравнению с рабочими днями, люди отдыхают, учащиеся школ, студенты тоже не ходят на учебу. Поэтому увеличивается интервал движения. Если выводить на линии больше автобусов, то вырастает общий километраж за перевозки, это делается с целью экономии средств по субсидированию перевозчиков.
Как следует из ответа директора КГУ «Smart Atyrau», городские власти следуют такой логике. Зачем оплачивать перевозчикам субсидии за полупустые автобусы в выходные дни, лучше сэкономить бюджетные средства и оплачивать их за рабочие дни. Так что жителям придется приспосабливаться, либо отслеживать интервал движения автобусов по мобильному приложению «Avtobys» или же заказывать такси, не простаивая в ожидании нужного автобус по 40 минут на остановке.
Вопрос:
– В последнее время было несколько ДТП, связанных с автобусами. Кто занимается их ремонтом?
А. Аронов:
– Органы полиции или в просторечииГАИ устанавливают причину аварии, определяют, кто виновен в произошедшем ДТП. Виновная сторона несет ответственность, в том числе материальную, возмещая затраты по ремонту. Часто автобусы ремонтируются в ускоренном темпе, чтобы не сокращать их число на пассажирских линиях. А если виновен водитель автобуса – за ремонт удерживается с его зарплаты либо за счет страховых выплат.
Ж. Сандибекова:
– Хотелось бы добавить. Если общественный транспорт попал в ДТП, то государство не оплачивает какие-либо расходы по ремонту поврежденного автотранспорта. Здесь расходы несет либо водитель автобуса, либо компания-перевозчик, заключившая договор со страховой компанией. Надо пояснить, что поврежденные автобусы по два-три месяца не стоят на ремонте. Автобусные парки стараются восстановить их как можно скорее.
Вопрос:
– Достаточно ли водителей в автобусных парках? Какова их месячная заработная плата? Сдают ли водители при выходе на рейс алкотест? И выходят ли автобусы на линии после 20.00 часов вечера?
А. Аронов:
– Утром, при выходе на рейс, каждая компания проверяет у водителей давление, проводит алкотест. Водителей не хватает не только у нас, а в целом по республике, и им приходится перерабатывать. Заработная плата водителей автобусов в Атырау в среднем равна 320 тысяч тенге, но чистыми на руки выходит 280 тысяч. Правда, в разных регионах статистика заработной платы разная.
Вопрос:
– В микрорайоне Жумыскер-2 убрали движение маршрута №52 А, туда ходит только 11-й маршрут, но интервал его движения – один автобус в час, люди хотят возобновления маршрута №52 А.
А. Аронов:
– Касательно маршрута №52 А – он был временный, выезжал из Еркинкалы до мкр. Авагард, куда в прошлом году было включено четыре автобуса. На 11-м маршруте на сегодня задействовано шесть автобусов, поэтому не может быть, что интервал движения – один автобус в час. Такая жалоба к нам поступала, мы проверили работу данного маршрута, он функционирует нормально. Возобновить же маршрут №52 А пока не представляется возможным. В ближайшие 10 дней в целом будет изменена схема движения автобусов в с. Еркинкала в связи со строительством новых дорог в мкр. Еркинкала-2, чтобы охватить вновь построенные дороги и улицы.
Вопрос:
– Учитывается ли мнение граждан при изменении схемы маршрутов?
А. Аронов:
– Да таких предложений поступает много. Мы, конечно, их рассматриваем. Изучаем, есть ли для этого технические возможности, могут ли туда заехать автобусы, есть ли в этом потребность, или это прихоть одного, двух человек. Есть предложение об открытии дополнительных маршрутов, и мы тоже рассматриваем такие возможности. Трудность заключается в том, что автобусов пока не хватает. У перевозчиков элементарно нет лишнего транспорта. Ведем с ними переговоры о приобретении дополнительной техники.
Вопрос:
– У нас пожелание.Можно ли не покупать для Атырау автобусы, где нет кондиционеров, ведь летом невозможно ездить, в салонах очень жарко и душно.
А. Аронов:
– Да, конечно, с нашей стороны тоже прозвучали предложения к перевозчикам, чтобы они приобретали автобусы только с пандусами и кондиционерами.
Вопрос:
– Когда заменят уже износившиеся автобусы на маршрутах №№1 и 4? Ведь их состояние не выдерживает критики, они не соответствуют современным требованиям.
А. Аронов:
– Автобусы на маршрутах №№1 и 4 принадлежат «Атырау-автопарку». Им по четыре года, я не могу сказать, что они устаревшие. Да, признаю, что быстро изнашиваются из-за состояния наших дорог, а также по другим причинам. Перевозчик намеревается заменить их на новые в предстоящие годы, хотя срок окончания эксплуатации еще не подошел.
Тимур КАЗИЕВ