СОХРАНИТЬ И ПРЕУМНОЖИТЬ

Настоящая самотканая кошма-кииз, красивый пестрый домотканый ковер-алаша, сувениры из дерева, ажурные салфетки, прялки, сундуки, вязаные изделия, ювелирные работы из железа, расшитые нитью картины — все это было широко продемонстрировано на выставке декоративно-прикладного творчества, которая развернулась в Доме культуры «Жастар» по инициативе Атырауского областного центра научно-методической работы народного творчества и культурно-досуговой деятельности. В рамках выставки прошел семинар по теме: «Казахское народное декоративно-прикладное искусство: сохранить и преумножить».
Культурная жизнь казахского народа богата и многообразна. Каждый жест, движение, каждая деталь имеют свое значение, смысл, свое предназначение. Если это танец, то со смыслом. Если это песня, то повествование. И даже национальная одежда не может быть просто одеянием. Вряд ли в мире можно найти такой народ, искусство которого имело бы свою особенную философию. Но если раньше с годами наше национальное достояние преумножалось, то в последние годы появилось опасение, что прикладное искусство нашего народа становится все менее востребованным и популярным. Уже с трудом найдешь в ауле бабушку, которая бы ткала, пряла, своими руками создавая уникальные вещи. Мы идем к тому, что постепенно теряем свою особенность, оригинальность в прикладном жанре. Об этом шел разговор на семинаре, организованном в рамках выставки с участием работников сельских клубов и домов культуры всех округов нашей области.
— В век стремительно развивающихся технологий, больших перемен и глобализации мультикультурных пространств мы особенно остро ощущаем притяжение к своим истокам, историко-культурным корням. Без знания прошлого невозможно эффективно созидать настоящее, а без настоящего не построить и будущего. Ярко отражая историю, ментальные особенности, специфику образного мышления, прикладное искусство воплощает творческую суть и эстетические предпочтения казахского народа. Сегодня мы должны изучить наследие наших предков, научиться самим и передать знания и умения своим потомкам, — сказала на семинаре директор центра Алма Андарбаева. — Только тогда мы сможем сохранить мастерство предков, передать его своим потомкам, чтобы не угасло творение нашего народа.
В зале во время семинара было очень много молодых. Нельзя сказать, что они не знали и даже не слышали о традициях декоративно-прикладного искусства нашего народа. Возможно даже, что среди них есть те, кто увлекается рукоделием или знает тайны металла или дерева. Но для каждого из них это занятие просто остается увлечением. В век урбанизации их работы могут купить только для красоты или на память.
— Недавно я решила открыть в нашем доме национальной одежды ковроткаческий цех. И не нашла в городе ни одной женщины, которая бы могла ткать кошму или ковер, — рассказала на семинаре известный художник, академик художественной академии Гульмаржан Махамбет. — Это очень печально. Но, думаю, еще не все потеряно. Я в этом убедилась, посмотрев на выставке творения сельчан. Очень много иностранцев интересуется нашим декоративно-прикладным искусством. По их мнению, оно подчеркивает индивидуальность нашего народа. И они правы. Каждый орнамент можно прочитать, через знаки и узоры можно что-либо рассказать. Например, из какого региона человек, к какому роду относится. Мы все знаем, что японские и китайские иероглифы что-то означают, но порой не задумываемся о том, что и у нас есть нечто подобное. Есть особенные знаки у животного и растительного мира. И наши предки с успехом применяли их. Их надо просто уметь читать. И важно передать своим потомкам. Этническое своеобразие проявляется во всех видах прикладного искусства. Оно может иметь особенные формы и цвета, но преимущественно проявляется в орнаментальных построениях. Мы сейчас имеем хорошую возможность соотнести традиции и новации в разных видах прикладного искусства.
Во время семинара было организовано театрализованное представление, рассказывающее о развитии казахской культуры в разных веках.
— Мне семинар и выставка очень понравились, — делится впечатлением режиссер Дома культуры п. Аккистау Исатайского района Роза Бисенова. — Мы привезли работы наших умельцев, которые могут дать мастер-классы для молодых. Нам надо сохранить свое народное богатство. Декоративно-прикладное искусство очень ярко и точно передает особенности казахского народа.
После окончания семинара его участники посетили областной историко-краеведческий музей, где хранятся уникальные работы декоративно-прикладного жанра.

Марина КУАНЫШЕВА