Славное имя Макаша
В Атырауском государственном университете имени Халела Досмухамедова состоялась региональная научно-практическая конференция, посвященная 180-летию со дня рождения общественного деятеля, ученого-просветителя, этнографа Мухамеджана Шолтыр улы Бекмохамедова. Участниками конференции стали гости из Алматы, Уральска, Актау. В работе конференции принял участие заместитель акима Атырауской области Серик Амангалиев.
Приветственным словом работу конференции открыл профессор, ректор Атырауского государственного университета имени Халела Досмухамедова Алтай Казмагамбетов.
Перед участниками конференции выступил заместитель акима Атырауской области Серик Амангалиев.
На конференции также выступили доктор наук, профессор Атырауского государственного университета имени Халела Досмухамедова Уркимбай Кыдыралин, член Союза писателей Республики Казахстан, литератор, доктор наук, профессор университета Кадыр Жусип, исследователь жизнедеятельности Макаша Карим Иренов, старший преподаватель Западно-Казахстанского государственного университета Жанибек Исмурзин, заслуженный работник Республики Казахстан, председатель кооператива «Макаш» Умирзак Кажымгалиев, автор книги о Макаше писатель Утепберген Алимгереев, правнук Макаша, доктор наук, профессор из Алматы Еркин Бекмухамбетов, другие.
На конференции был высоко оценен исследовательский труд У.Алимгереева, рассказавшего, что в истории нашего края особое место занимает управлявший почти полстолетия во второй половине ХIХ века, расположенными между Волгой и Уралом Первым и Вторым приморскими округами общественный деятель, ученый просветитель, этнограф Макаш (Мухамбетжан) Шолтыр улы Бекмухамбетов – (по некоторым данным Мухамеджан Бекмухамедов). Он родился в 1830 году на территории нынешнего сельского округа Макаш Курмангазинского района тогдашней Букеевской Орды. Если говорить о той среде, в которой он появился на свет, то дальние предки Макаша сплошь уважаемые народом бии, отстаивавшие независимость страны батыры. Дед Макаша Бекпембет (в русских документах Бекмухамбет) Букей был одним из 12 приближенных Жангир хана, отец Шолтыр – известным предводителем своего рода (ру). Мать Макаша – внучка непревзойденного мастера слова, известного в Нарыне поэта Сарета, дочь бия Жубаныша, прозванная впоследствии «би-невестка Бекпембета», мудрая Камка. Свое начальное образование Макаш получил у сельского муллы. Затем продолжил обучение в школе Жангир хана, где стремились дать своим питомцам европейское образование. В 1844-1851 годах Макаш воспитывался в Оренбургском кадетском корпусе имени Неплюева, по окончании которого получил чин унтер-офицера. Макашу, который неустанно проявлял заботу о своих ближних и дальних соотечественниках, удалось стать одним из четырех казахов, вошедших в состав депутации внутренней Орды, побывавших в июле 1881 года на приеме у царя и обсудивших с ним ряд актуальных вопросов. Впоследствии он совершил еще несколько поездок в Петербург в составе депутации.
В 1896 году он вместе с местным акимом Утешкали Атаниязовым презентовал царю изготовленный из золота и обрамленный дорогим бархатом макет казахской юрты. Во время этой поездки они убедительно просили администрацию царской России спасти казахский народ от крещения и предоставить им возможность остаться в своей прежней мусульманской вере. Помимо этого они просили помочь со средствами для озеленения и посадки цветов на территории Второго приморского округа, который к тому времени стал одним из экологически неблагополучных районов из-за глубокой эрозии почвы. В конечном итоге все их просьбы были удовлетворены. В степной местности, в песчаных дюнах была произведена посадка осоки, тамариска, кумаршыка, а вдоль всей реки – карагача и других кустарниковых. Специально для этого были отобраны работники по уходу за зелеными насаждениями, были назначены егеря.
Макаш прославился в своем родном крае еще и тем, что наряду с непревзойденным ораторским искусством обладал особым даром решать вопросы управления страной справедливо и мудро. Он отстаивал вверенные ему территории от поползновений яицких казаков с одной стороны и астраханского казачества – с другой. И его усилия неизменно заканчивались успехом. Удивительно, но, умело используя исторические памятники (древние захоронения, надгробные плиты, другое), он сумел доказать комиссии, состоящей из представителей царской администрации, что управляемые им округа исторически являются исконно казахскими землями.
В этой связи необходимо отметить его хорошие отношения с градоначальниками Астрахани, с руководством высших учебных заведений, научных институтов, библиотек города Казани и Санкт-Петербурга. Это стало основанием для открытия в его родном крае одновременно 25 мусульманских школ для обучения детей грамоте, русско-казахской школы в Ганюшкино, для которой он пожертвовал значительную часть своих личных сбережений. Он лично собирал лучшие образцы устного народного творчества – крылатые выражения, пословицы и поговорки, писал познавательные статьи, дающие понятие о традициях, обрядах своего народа. Прилагал много сил для того, чтобы дать понять представителям других национальностей, что у казахов есть свои сложившиеся культурные традиции, свой неповторимый духовный мир. Это такие его работы, как: «Быт и нужды казахов» («Астраханские ведомости», 1894, №4), «Благотворительность казахской степи» («Астраханский вестник», №2722, 03.05.1898). В свое время эти этнографические статьи получили высокую оценку со стороны представителей русской интеллигенции. И Макаш был избран членом Астраханского географического общества.
Некоторые рукописи Макаша сохранились в Санкт-Петербурге в публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина, в фонде профессора Института востоковедения Российской академии наук И.Н.Березина.
Макаш еще с детских лет был очень близок к искусству игры на домбре, где бы он ни находился, все время собирал вокруг себя известных в то время акынов и жырау, термеши и кюйши, сам он тоже создал кюи, такие, как: «Салык олген», «Байжума», «Кокжорга».
При прямом участии Макаша в вверенных ему округах развивались рыбное хозяйство и земледелие, возросла торговля и товарообмен с ближними и дальними городами России. Сам Макаш остался в памяти людей как рачительный, умелый хозяин. Во время его правления в округе действовало около тридцати рыболовецких артелей, которые заготавливали балыки, икру, и отправляли эту ценную продукцию в российские города и даже к императорскому столу. А взамен жители получали пиломатериалы, строительный лес. Еще с тех пор в селе Ганюшкино сохранились рубленые дома, возведенные благодаря заботе султана Макаша кавказцами, которые приезжали в эти края на заработки.
Конференция издала сборник с трудами ученых. Приняла рекомендации. Университетская библиотека пополнилась в этот день новыми книгами о славном Макаше-правителе.
Регина ВАЛИШЕВА