СИЛА НАРОДА — В ТРАДИЦИЯХ
2 ДЕКАБРЯ — «ДӘСТҮР» («ТРАДИЦИИ»)
2 декабря в рамках акции «20 звездных дней — 20 вершин Независимости» обозначен как День традиций. Численность казахов в мире невелика. Но наша нация богата и сильна своими древними, оригинальными, с глубоким философским смыслом, традициями и обычаями.
Есть обряды, которые совершаются по особым случаям, а есть обычаи ежедневные, которые уже вошли в нашу повседневную жизнь, например, обряд сәлемдесу (знак приветствия и уважения), кұтты болсын айту (поздравление), сүйінші, көрімдік, ас қайыру (благодарность за угощение).
Как отмечает член неправительственной организации «Оралман-Жайык» Айана Мурзагаликызы, наиболее популярны и распространены традиции национальной кухни. И это вполне объяснимо, так как казахи всегда отличались гостеприимством.
— Специально для гостей казахи держат угощение, которое называют қонақ асы, — рассказывает Айана Мырзагаликызы. — Долгое время проживая в Узбекистане, мы соблюдали все традиции казахской кухни. Для гостей готовили национальное блюдо бесбармақ. Сейчас для удобства мясо на стол подают уже нарезанным. Но большим проявлением уважения к гостям считается, если мясо для бесбармака нарезается прямо за дастарханом, в присутствии гостей.
Есть и такие древние мусульманские традиции, как Ораза-айт, которые соблюдаются верующими в определенное время года. Во время поста запрещаются употребление алкоголя, азартные игры, чрезмерное питание.
Многие ритуалы связаны с рождением ребенка. Начинается все с сүйінші — сообщения о радостном событии. Когда произносят «Сүйінші!», все сразу понимают, что человек пришел с хорошей новостью. А тому, кто приносит известие, надо обязательно подарить подарок. Все знают прекрасный обряд бесікке салу. В колыбель новорожденного доверяют укладывать почетным и уважаемым бабушкам рода. Тұсау кесу — традиция, согласно которой старейшина недавно родившемуся ребенку завязывает ноги веревкой и водит вокруг собравшихся гостей.
Брачный обряд у казахов является наиболее распространенным и интересным. Құда түсу — обряд, когда родственники жениха идут свататься к родственникам невесты. Раньше во время сватовства сторона жениха выплачивала калым. Сейчас этот обряд сохранился лишь в некоторых регионах Казахстана. В большинстве случаев это уже просто хорошие подарки, а также серьги, которые дарят невесте. Это означает, что девушка уже обручена.
— Традиции казахов очень древние, и имеют глубокий смысл, — говорит заместитель директора областного центра народного творчества и культурно-методической деятельности Абат Кенжегалиев. — Раньше традиции соблюдались с некоторой осторожностью, но после принятия Независимости мы узнали о казахских обычаях и обрядах больше. Традиции казахского народа очень разнообразны, подчеркивают особенности образа жизни наших предков-кочевников.
Уникальным примером проявления материальной культуры является казахский национальный костюм, создававшийся под влиянием условий жизни в степи с ее знойным летом, пронизывающими ветрами, морозами зимой. Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Казахстана АГУ им. Х. Досмухамедова Ания Ермагамбетова рассказывает:
— Действительно, художественные национальные традиции, воплощенные в одежде, заслуживают внимания как в интересах науки, так и потому, что наиболее прогрессивные из них находят свое место в современной жизни. Свидетельством тому современное декоративно-прикладное и промышленное искусство, в котором широко используются богатейшие народные традиции. На протяжении веков казахский национальный костюм отличался рациональностью. Нарядность одежде придавали отделка мехом, вышивкой, украшения. Традиционными материалами для нее были кожа, мех, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготавливали сами. У казашек всегда были яркие и красивые платья, их воспитывали в любви и свободе, никогда не принуждали закрывать лица. Отсюда и имена Сулушаш, Карашаш, Алтыншаш, Гульшаш.
Незамужние девушки надевали приталенные платья с бахромой по двойному полу, а также с нижней рубахой из белой ткани — іш көйлек. Поверх платья был камзол. Камзолы окаймлялись вышивками, застегивались металлическими застежками или подпоясывались серебряным поясом (белбеу). Головной убор незамужней девушки — тақия или бөрік — шили из ярких тканей и обязательно украшали вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали үкі — султанчик из перьев филина, служивший не столько украшением, сколько оберегом. Национальный костюм казахской невесты – это своего рода пиктографическое письмо, которое писалось веками. Традиционный костюм казахской невесты включает көйлек (платье-рубаха), камзол, шапан, сәукеле (головной убор) и желек (расшитое покрывало вроде фаты). Самым ярким элементом свадебного наряда был головной убор невесты сәукеле.
С рождением первого ребенка женщина надевала головной убор замужней женщины, который уже не снимала до старости. Детали этого убора менялись в зависимости от возраста и региона. Женский головной убор состоял из двух частей: нижней — кимешек, надеваемой на голову, и верхней — в виде тюрбана, наматываемого поверх нижней части убора. Обе части выполнялись обязательно из белой ткани. Эти виды головных уборов бытуют среди пожилых женщин и сейчас. Самыми популярными головными уборами казахов были тақия и тюбетейки. Для нарядных тюбетеек использовался бархат, они украшались цветной строчкой, вышивкой, золотом и серебром.
Сегодня эту одежду можно увидеть только в фильмах или на картинках, а ведь историю о ней наши отцы собирают по крупицам вот уже 20 лет. Но по-другому быть не может, ведь без исторической памяти народа не станет культуры, без культуры не будет и воспитания, от воспитания зависит духовность и, если исчезнет духовность, пропадет и личность, а без личности погибнет народ.
Марина КУАНЫШЕВА,
Айнура ЖУБАНОВА,
фото Амангельды
МУТИГУЛЛИНА