Профессиональное образование: за опытом к зарубежным коллегам
В Атырау из зарубежной поездки вернулась делегация работников образования во главе с руководителем – начальником областного управления образования Килымгали Кайненовым.
По приезде мы встретились с руководителем делегации и попросили рассказать о поездке в сша.
-Килымгали Кайненович, какой характер носила эта поездка?
— Она явилась результатом открытого конкурса, проведенного в рамках программы «Связи сообществ» на тему «Совершенствование системы профессионально-технического образования».
Впервые группа педагогов Атырауской области побывала в США с целью обмена опытом в области профессионально-технического образования. Мы выезжали за границу в составе казахстанской делегации во главе с представителями министерства образования и науки Республики Казахстан.
Поездка осуществлена по линии ЮСАИД и носила познавательный характер. Руководители учебных заведений побывали в американском городе Рино, где посетили высшие и профессиональные учебные заведения, ознакомились со сферой профессионально-технического образования за рубежом, прошли практические тренинги, обсудили вопросы трудоустройства выпускников профессионально-технических училищ, узнали немало нового для себя.
Члены группы были отобраны для участия в этой программе благодаря их профессиональному опыту, лидерским качествам, готовности к изменениям, чувству ответственности и готовности помогать другим людям, а также вере в возможности организации образования.
— Что явилось основной целью вышеназванной Вами программы?
— Программа «Совершенствование системы профессионально-технического образования для подготовки квалифицированных кадров рабочих профессий» преследует следующую цель — предоставить возможность представителям госструктур и образовательных учереждений изучить методы и механизмы подготовки квалифицированных рабочих профессий в США. Наша поездка состояла из нескольких этапов.
Все мы, участники программы, имели возможность изучить механизмы партнерства государственного и частного секторов, в котором задействованы бизнес-структуры, правительство и образовательные учреждения с целью обеспечения рабочих мест. Вместе с американскими экспертами, представляющими различные организации и государственные структуры, участники программы обсудили эффективные механизмы поддержки представителей рабочих профессий со стороны федеральных, региональных и местных властей, а также роль тренингов по предпринимательству как части программ профтехобразования.
— Какой Вам увиделась система профессионального образования в Штатах?
— По мере ускорения темпов экономического, социального технологического развития повсюду в мире ощущается потребность в качественном профессиональном образовании.
Профессиональное образование в США, как и в других странах, способствует индивидуальному развитию личности, обеспечивает производительность труда и доходов от него, а также содействует расширению участия людей в экономической и социальной жизни государства.
Система образования США представлена таким образом: дошкольное образование — дошкольные учреждения (возраст 3-5 лет), среднее образование – это начальная школа с 1 по 8 класс (возраст 6-13 лет), средняя школа с 9 по 12 класс (возраст 14-17 лет), профессиональное и высшее образование — местные колледжи (communiny), профессионально-технические школы и колледжи начального образования (junior), четырехгодичные колледжи и университеты.
Типы специализированных средних школ: академические, профессиональные, коммерческие, индустриальные,сельскохозяйственные, многопрофильные. Академические школы нацелены на подготовку детей к университету. Вся система образования подчиняется государственному избираемому попечительскому совету по образованию каждого штата или округа, который отвечает за качество образования, за соблюдение стандартов образования, выполнение учебных планов, за продолжительность обучения. Советы осуществляют мониторинг целей образования, а также разрабатывают рекомендации для правительства по мерам с целью реализации, рассматривают задачи, требуемые от рабочей силы США. Например, в штате Невада 17 округов, 17 районов, 17 попечительских советов, 17 департаментов образования.
В каждом штате существует комитет по распределению федеральных средств. Специальные комиссии, обращаясь к различным организациям, выявляют потребности в рабочих профессиях, и, рассмотрев полученные заявки, распределяют финансирование и заключают контракт. На какие нужды распределять деньги, выделяемые федеральным правительством, определяет комитет. Эти же комиссии по подготовке профобразования обращаются к разным организациям и бизнес-структурам с целью выявления потребности в обучении.
И, получив заявки от работодателей, решают вопрос о финансировании. Конечный результат, то, чему могут обучить человека в процессе учебы, то есть, все стандарты разрабатываются работодателями, профессионалами в области образования и бизнеса. Профессиональная подготовка может быть разнообразной: обучение малоимущих и малообеспеченных, вновь прибывшие работники обучаются на рабочем месте в течение 4-х лет. Большинство федеральных средств направляется в учебные заведения. Предприятия или компании могут иметь собственных инструкторов или направлять своих работников в колледжи, оплачивая их обучение.
В США профессиональная подготовка находится под контролем государства. Основным поставщиком квалифицированной рабочей силы американской промышленности или бизнес-структур являются профессиональные школы, колледжи и учебные центры крупных и торговых фирм. Куда могут поступить не только бывшие школьники, но и лица, имеющие практический стаж работы.
— Назовите характерную особенность их системы профобразования?
— Она состоит в том, что профобразование в США является промежуточным звеном между средней и высшей школой. И эта особенность — выражение общей тенденции развития разветленной системы непрерывного образования в этой стране.
Казахстанская делегация посетила также в рамках обширной программы и профшколу для неимущих и малообеспеченных подростков, которая финансируется Федеральным правительством. Дети здесь находятся под опекой государства, обеспечены общежитием, медицинской страховкой, бесплатным питанием и стипендией.
Есть Академии, которые готовят учеников в плане будущей карьеры. Старшеклассники, выбрав себе определенную профессию, после окончания школы могут успешно работать в различных сферах.
— Что особенно впечатлило в процессе ознакомления с учебными заведениями?
— Организация производственной практики. Например, для обучающихся в Академии «Бизнеса и финансов» функционирует реальный студенческий банк, где учащиеся, являясь клиентами, ведут различные банковские операции, открывают счета и вкладывают деньги на депозиты. У банка есть свой директор, менеджер и кассир. Банк работает под контролем банковского специалиста. Есть сейф для хранения денег, ведется видеонаблюдение.
А в Академии «Кулинарного дела и гостиничного обслуживания» учащиеся практикуются в полностью оборудованной реальной кухне, там выпекают булочки, пирожные и другие кулинарные изделия, и наша группа имела возможность попробовать эти сладости.
В Академии «Средств массовой информации» есть своя студия, здесь ребята учатся снимать фильмы, видеоролики, создают компьютерные игры. При Академии «Психологии и дошкольного воспитания» работает коммерческий детский сад. Обучение в Академии ориентировано в направлении будущей профессиональной деятельности, т.е психолого-педагогической. Учащиеся, которые выбрали себе карьеру в области здравоохранения, обучаются в «Медицинской» Академии и практикуются в медицинском пункте или на машинах скорой помощи.
Казахстанская группа также посетила различные агентства по трудоустройству. Есть международное кадровое агентство, имеющее свои филиалы в 80 странах мира.
— Познакомьте наших читателей со штатом Невада?
— В штате Невада существуют три вида экономики — азартные игры, туризм, строительство. Безработица составляет 14,4%, численность работающих — 1 миллион 100 человек. После экономического спада было потеряно 180 000 рабочих мест. В Северо-Восточной части Невады экономика зависит от горнодобывающей промышленности. В период экономического кризиса горная индустрия не пострадала, это объясняется тем, что цены на драгоценные металлы поднялись на международном рынке.
Невада идет по пути диверсифицирования экономики, и одно из направлений — «зеленая» экологическая экономика — использование энергии солнца, ветра и геотермической энергии.
Казахстанская группа побывала в городе Ричмонде в Центре Развития Малого Бизнеса (ВDC) и корпорации «Шеврон», которая является долгосрочным инвестором в экономику региона, активно сотрудничает с местными департаментами образования и профессинальными школами.
— Что показалось интересным в кадровой политике?
— К примеру, то, что все работодатели инвестируют подготовку и повышение квалификации своих работников и тем самым достигают больших успехов в своем бизнесе. В США созданы такие условия, чтобы каждый гражданин имел возможность пополнять и развивать свои знания, повышать профессиональное мастерство, раздвигать границы миропонимания, развивать мышление в течение всей жизни, корректировать свою профессиональную направленность в зависимости от изменений на рынке труда.
— Наверняка была интересная культурная программа?
— Да, конечно. Принимающая организация позаботилась и о культурной программе.
Незабываемой была экскурсия на озеро Тахо. Озеро является большим пресноводным водоёмом в Неваде, расположено на границе между Калифорнией и Невадой. Озеро образовалось около двух миллионов лет назад. Тахо является главной туристической достопримечательностью Калифорнии и Невады. На берегу озера раположен целый ряд горнолыжных курортов. Автомобильные дороги обеспечивают постоянный доступ из города Рино и Карсон-Сити.
В один из солнечных дней была организована экскурсия на озеро Пирамид, расположенное к северу от города Рино, это озеро является одним из наиболее примечательных озер, расположенных среди пустыни на Западе Соединенных Штатов. Озеро достаточно теплое и является прекрасным местом для рыбалки. Свое название озеро получило из-за множества островов, похожих на пирамиды, вода в нём слегка солоноватая, и поэтому здесь водится много непресноводной рыбы, в частности, лосося, форели. Озеро богато рыбой, рыбалка здесь отменная, и никто не уезжает отсюда без улова. На берегу озера Пирамид находится небольшое рыбоводческое хозяйство, где индейцы занимаются разведением лосося, тем самым поддерживая высокий интерес к этому озеру рыбаков и туристов.
Прощаясь, мы поблагодарили принимающую организацию, подарили им памятные подарки и устроили небольшой концерт на прощальном вечере.
— Килымгали Кайненович, верится, что этот ваш визит в Штаты явился плодотворным, результативным и непременно принесет свои плоды – внесете вклад в дальнейшее развитие профессионально-технического образования в Атырау, использовав полученный опыт, успешно применив увиденное, полученные знания в деятельности учебных заведений сферы профобразования области.
Благодарим Вас за интересное интервью.
Интервью взяла
Регина ВАЛИШЕВА