Поездка в лифте должна быть безопасной
Поездка в лифте должна быть безопасной. Это аксиома. Какие шаги нужно предпринять, чтобы на постоянной основе иметь возможность поддерживать лифты в рабочем состоянии? С целью обсуждения проблемных вопросов в сфере модернизации и замены лифтов при проведении капремонта в многоквартирных домах под председательством руководителя Атырауского областного филиала «ОО «Народная партия Казахстана» Ерболата Даулетказиева проведен круглый стол. В разговоре на тему обеспечения безопасности лифтов в жилом секторе приняли участие представители жилищной инспекции, управления энергетики и ЖКХ и других заинтересованных сторон.
Члены Народной партии Казахстана тему лифтового хозяйства в городе Атырау поднимают не зря. Лифты должны быть в рабочем состоянии и безопасными, а сегодня некоторые из них находятся в неисправном виде. К слову, промышленную безопасность передали в министерство индустрии и развития в 2014 году, а функцию проверки подъемников вместе со штатной должностью передали в ведение ЖКХ. Теперь спасатели фактически не контролируют работу лифтов.
Стоит напомнить, что в 2013 году в лифте шестнадцатиэтажного дома №23 погибла 24-летняя девушка. Тогда лифт застрял между седьмым и восьмым этажами, и одна из пассажирок, не дождавшись приезда аварийной службы, попыталась освободиться самостоятельно и провалилась в шахту. Вслед за ней в шахту лифта спустился молодой человек. Спасатели извлекли из лифта двух человек и еще двоих из шахты. Уже тогда это был совсем не первый случай, когда лифт становился убийцей в микрорайоне Алмагуль.
21 мая 2018 года произошла новая трагедия — двое подростков по неосторожности упали в шахту грузового лифта с 15-го этажа. А 4 августа прошлого года в ЖК Residence Ardager с 15-го этажа во время демонтажных работ упали в шахту лифта двое рабочих. Погиб 39-летний работник компании ТОО «Лифт Инвест», второй с тяжелыми травмами был доставлен в областную больницу.
Как сообщил руководитель жилищной инспекции города Атырау Кайрат Хабиев, в городе Атырау имеется 448 лифтов в 159 домах, из них 413 – пассажирские, а 35 — грузоподъемные. На сегодняшний день в нерабочем состоянии 42 лифта в 20 домах, и из 42 в 24 нет необходимости в их ремонте. Дело в том, что они находятся в 16-этажных домах в микрорайоне Алмагуль, где имеются как пассажирские, так и грузоподъемные лифты. Так вот, жители этих домов решили, что пассажирские лифты вообще закроют, а грузовые оставят. Причина — платить за пользование обоими лифтами для людей не по карману.
— На 2022 год запланирован ремонт 14 лифтов в шести многоэтажках, — поставил в известность Кайрат Хабиев. — В конце мая выйдут проекты, и с июня начнем работу. Раньше такие работы проводились в рамках госпрограммы модернизации, а с 2020 года она изменена на государственную программу жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» по капитальному ремонту домов. В статье 2 пункта 14 Закона РК «О жилищных отношениях» отмечено, что лифты являются общедомовым имуществом, поэтому государство не имеет права закладывать туда свои средства. Решение о ремонте лифтов должно приниматься на общем собрании собственников квартир, дело это дорогостоящее.
При поступлении заявлений жителей на капитальный ремонт лифтов отдел жилищной инспекции проводит с ними собрание совместно с оператором таких работ, то есть ТОО «Коммунальное обслуживание жилых домов» — КОЖД. Разъясняется суть программы, определяется вид ремонта. Требуется согласие двух третей жителей. После этого разрабатывается проектно-сметная документация, проводится экспертиза. Далее проводится второе собрание, на котором называют сумму оплаты. Выясняется, согласны ли они на эту сумму провести модернизацию. И выбор подрядчика тоже остается за жителями. Если они сами не смогут выбрать, то им предложат выбрать из тех, кто работает на этом рынке в городе. До нового 2022 года стоимость модернизации одного лифта составляла от 6 до 7 миллионов тенге, а сейчас цены жахнули до невероятных высот — почти 12 миллионов тенге. Проекты, которые ранее сделали на 14 вышеупомянутых лифтов, никто взять на выполнение не пожелал, инфляция подставила подножку, пришлось вносить корректировку, опять-таки заручившись согласием жителей. Люди, живущие на первых и вторых этажах, ничего платить не будут. А другим, живущим выше вторых этажей, бюджетные деньги придется возвращать в срок от восьми до десяти лет, и, что немаловажно, без процентов и надбавок, сумма оплаты не индексируется. В целом, оплата зависит от квадратного метра жилья, так что общая сумма капитального ремонта делится на квадратные метры. К примеру, жители трехкомнатной квартиры должны платить примерно 5-6 тысяч тенге в месяц.
— Мы работаем в рамках Закона РК «О гражданской обороне» и «Правил обеспечения промышленной безопасности, при эксплуатации грузоподъемных механизмов», — поясняет Кайрат Хабиев. – После того, как контроль за проведением работы по лифтам передали в наше ведомство, с 2018 года мы полностью провели ревизию, проверив все лифты в городе, узнали, в каком они находятся состоянии. Кроме того, провели аттестацию всех шести обслуживающих организаций, так как в статье 112 «Правил» отмечается, что для эксплуатации и ремонта лифтов могут привлекаться только специализированные аттестованные организации. По договору регулярно проверять состояние лифта должны непосредственно работники КСК, содержать их в надлежащем порядке, а при угрозе безопасности сообщать аттестованному лифтовому хозяйству.
Светлана НОВАК