Поднимем ли культуру вождения?
Уже не раз упоминалось и констатировалось, что культура вождения водителей на дорогах в Атырауской области сильно хромает, причем на обе ноги. И как следствие — высокий показатель правонарушений. Вообще атырауские водители «прославились» бесшабашностью: большинство, наверное, примеряет на себя роль японских камикадзе. Они плюют на Правила дорожного движения, ведут себя так, будто одни на дороге, или торопятся, словно на пожар, «летают словно ошпаренные». И ничто им не указ — ни дорожные знаки, ни пешеходы, пытающиеся исключительно по правилам перейти «зебру». Побывав в других городах Казахстана – Актобе, Алматы, Астане, замечаешь, насколько высока культура тамошних водителей. Без аварий, правда, и у них не обходится, и тем не менее, они едва ли не раскланиваются перед пешеходами у «зебры», а у нас мало кто их пропускает. Мало того, наши шоферы вообще закрывают глаза на культуру поведения — могут запросто выбросить пустую бутылку из окна своего автомобиля… О чем еще можно говорить?
Так можно ли перевоспитать водителя-беспредельщика, который ни в грош не ставит свою жизнь и рискует жизнями других людей? От кого зависит порядок на дороге? Неужели во всем виноват недостаточный контроль дорожной полиции?
Уважение на дороге
Да, с культурой вождения да и поведения водителей, скажем прямо, проблемы. Как высказывается горожанка Мария Найденова, на пешеходных переходах водители не снижают скорости, а если на улице лужи, то можно представить, что ждёт бедного пешехода: обляпают жижей с головы до ног. В автобусах водитель никогда не скажет в громкоговоритель, чтобы мужчины уступали места женщинам. Они никогда не поздравят с праздником, вообще, равнодушны, игнорируют тех, кого везут. Иногда шоферы подъезжают к автобусной остановке там, где нет возможности нормально выйти — только что прошел дождь, и образовалась большая лужа или накатанный лёд.
Другая беда – культура вождения водителей. Ежегодно в Атырауской области в дорожно-транспортных происшествиях погибают и получают травмы десятки и десятки человек. В чем же причина столь удручающей статистики? Один знакомый атырауский водитель с 30-летним стажем Константин Львович не так давно откровенно признался, что боится ездить в вечернее время.
— Молодые водители просто беспредельщики, — возмущается бывалый водитель. — Подрезают, подставляют автомобиль под удар. Для них никакие правила не писаны. Даже штрафы, которые солидно «подросли», их не пугают.
Об этой проблеме говорилось и на одном из последних заседаний общественного совета по борьбе с преступностью при начальнике ДВД Атырауской области. В регионе зарегистрировано более 75 тысяч автотранспортных средств. С каждым годом «железных коней» становится все больше. Внушительная армия водителей разделилась на два лагеря. Одна категория – вежливые, добросовестные рулевые, другая, увы, достаточно весомая – наглые и беспредельные шоферы. Не надо забывать и то, что технику осваивают и представительницы прекрасной половины человечества. Казалось бы, они должны ездить аккуратно, быть вежливыми. Как бы не так. Многие дамы не стесняются откровенно хулиганить за рулем. Они внезапно перестраиваются из ряда в ряд, не подают соответствующих знаков о маневре, создавая тем самым аварийные ситуации.
К слову, замечено, что чаще всего не хотят уступать друг другу молодые водители. Наверное это из-за того, что они не научились ценить жизнь.
Уступи дорогу!
— Самое распространенное явление среди атырауских водителей — это кого-нибудь подрезать, да так, чтобы жертве еще на тормоза пришлось отчаянно давить, — рассказывает водитель Жанибек С. – Некоторые, у которых просыпается совесть после содеянного подобного «преступления», ещё моргнут аварийкой, мол: «Прости». Таких лихачей на самом деле еще можно простить, все-таки осознают свою вину, но сознательных, если можно так выразиться, нарушителей, меньшинство. Неужели так трудно быть вежливее за рулем? Как иногда приятно смотреть, когда какой-нибудь владелец «мускулистой» иномарки мигнет тебе аварийкой, если ты его пропустишь. Я водитель не эмоциональный, к тому же в большинстве случаев вожу свою семью, поэтому чувствую за неё ответственность.
На втором месте — нарушения, связанные с проездом на красный свет (особенно на пешеходных светофорах), а также нарушение разметки, игнорирование указателей направления движения.
Еще один шофер, работающий в частной фирме – Александр А., поведал о том, что однажды стал свидетелем того, как мужчина лет 30-35, сел за руль своей иномарки с открытой банкой пива в руках. Демонстративно сделал пару глотков и буквально рванул с места, аж колеса взвизгнули. И на бешеной скорости пролетел пешеходный переход. К счастью, там никого в тот момент не было…
— В машине находился маленький ребенок, по всей видимости, сын этого горе-водителя, получается, отец сыну показал дурной пример, — недоумевает Александр. — Зачем пить за рулем? Культура у нас действительно хромает – как культура вождения авто, так и культура участников дорожного движения. Воспитывать людей надо сызмальства. Например, строить автогородки на территории учебных заведений.
Однажды Александр был свидетелем того, как девушка на «мазде» совершила поворот налево, через полосу встречного движения.
— Она доехала до середины дороги, перегородив движение, а с другой стороны едут машины, и причем было видно, что девушка так искренне удивилась этому, — вспоминает водитель. — Потом из ближайшего, буквально уперевшегося в её машину автомобиля вышел мужчина, который ударил в заднее крыло «мазды», сел в своё авто, и уехал в освободившуюся «дырочку». Девушку, конечно, жалко, но она сама виновата в том, что произошло.
Такая вот культура, порядки на дороге. На каждом дорожном перекрёстке постового с жезлом не поставишь. Никаких сил не хватит. Да и смысла нет. Скажете, бить нарушителей «рублём»? Как пояснил главный дорожный полицейский Атырауской области Берик Амангельды, в 2008 году была ужесточена ответственность водителей за нарушение Правил дорожного движения, штрафы выросли в разы.
Например, если водитель не пропустил пешехода на «зебре», то его оштрафуют на 15120 тенге, второй раз — 30240 тенге. В 2009 году только на тех, кто не хочет уступать дорогу пешеходам дорожной полицией по статье 463 -7 ч. 1 КоАП РК был оформлен 1401 административный материал, а в 2010 году- 3077. Справедливости ради надо сказать, что и пешеходы перебегают дорогу в том месте, где им удобно, а не там, где есть разрешающий знак.
Молодой да ранний нарушитель
По данным начальника штаба управления дорожной полиции Армана Мендалиева, в Атырауской области 26 учебных организаций по подготовке водителей. У них проверяют лицензии на право осуществления подобной деятельности, и по итогам прошлого года одна такая «учебка» была закрыта.
— Инспекторы дорожной полиции не имеют права прийти на занятия, проверить организацию учебного процесса, посещаемость занятий слушателями, — поясняет начальник областного управления дорожной полиции Берик Амангельды. — Поэтому мы можем делать выводы только после итоговых экзаменов на знание Правил дорожного движения. В целом, качество обучения не вызывает вопросов. Чаще всего нарушают Правила дорожного движения и хулиганят водители (знающие, между прочим, правила!) из числа тех, кто получил водительские права год-два назад.
Думается, экстремальных ситуаций на автомагистралях было бы гораздо меньше, если бы помимо навыков вождения наши автолюбители обладали и высокой общей культурой. А социологические и криминологические исследования выявляют в целом по стране прямое влияние на уровень аварийности возраста и стажа работы водителей. Наиболее часто в дорожно-транспортные происшествия попадают водители в возрасте от 18 до 22 лет. Причем чем моложе водитель, тем он потенциально опасней. Лица же в возрасте за 30 становятся участниками происшествий в два раза реже.
Тест на… эмоции
Не секрет, что довольно распространено суждение о том, что главное – получить водительское удостоверение. Не знания ПДД и навыки вождения, не объективная оценка фактической готовности к самостоятельному управлению транспортным средством, а документ, предоставляющий юридическое право на вождение автомобиля. Поэтому многие водители изыскивают разные пути для достижения поставленной цели. Это, как говорится, не от большого ума и не от глубокого понимания ответственности будущего водителя за безопасность дорожного движения. Кстати, человек, получающий водительские права, обязательно проходит медицинскую комиссию. И вот что интересно. Один из руководителей транспортной организации считает, что для надежного управления транспортным средством недостаточно только одного факта, что человек психически здоров.
Важна его индивидуальная психофизиология, то есть возбудимость, реакция, склонность к употреблению алкоголя, совершению необдуманных действий и т.д. Однако психологические тесты не применяются ни в одной стране. А ведь отдельным категориям людей не только не рекомендуется садиться за руль транспортного средства, им это просто противопоказано. Жизнь, дорожно-транспортные происшествия – подтверждают это. Может, надо ввести правило в обязательном порядке проходить такие тесты? Разве не вариант? Сделать всё, чтобы психически неуравновешенные сами могли убедиться в том, что водительское ремесло не для них и чревато катастрофическими последствиями.
В последние годы довольно настойчиво высказывается предложение выдавать права не с 18-ти, а с 21 года. Аргументируется это возросшим техническим совершенством транспортных средств, дорожных условий, организации движения в целом и рядом других положений. Вопрос этот представляется принципиальным в плане обеспечения безопасности дорожного движения. Чем моложе водитель, тем он относительно чаще оказывается участником дорожно-транспортного происшествия с тяжкими последствиями. В этом убеждают результаты исследований, проведенных в Казахстане и за рубежом.
Сохранить жизнь
До сих пор радикальных средств, которые могли бы поставить молодых водителей по степени их надежности в один ряд с водителями, которым за 30 лет, не найдено. Возможно, в дальнейшем социальная зрелость будет приходить к людям раньше и позволит нейтрализовать некоторые возрастные психофизические проявления — риск, дух первенства и т.п, которые при управлении транспортными средствами приводят к отрицательным последствиям.
— Общество не должно оставаться равнодушным к нарушениям на дороге, — считает Берик Амангельдиевич. — Если хам подрезал на дороге, то надо сразу поставить в известность позвонить дорожную полицию, назвать номер автомашины и марку. Вот как должны действовать люди. И нарушитель не избежит наказания. Водитель, проигнорировавший правила, выигрывает 2-3 минуты, а они могут сломать чью-то судьбу, лишить жизни. Ценнее жизни ничего быть не может, поэтому все участники дорожного движения – водители и пешеходы — должны помнить об этом.
Светлана НОВАК