ГородНовостиОбществоПолитика

Нет «транспортной  дискриминации» !

Прочел статью «Новые автобусы не за горами» в ПК от 24 июля. Судя по этому материалу, проводится большая работа по улучшению инфраструктуры города, что, конечно, хорошо.

Но меня, как жителя Нурсаи, прежде всего заинтересовало то, что касается общественного транспорта. Известно, что для жителей данного микрорайона это острая проблема. Район-то «спальный», все ездят на работу в город, и плохая работа общественного транспорта действительно сильно досаждает жителям Нурсаи.

То, что планируется закупка новых автобусов – здорово. Но проблема не только в их количестве, но в эффективном их использовании, контроле. Поэтому, во-первых, не менее важным, чем приобретение автобусов, представляется обеспечение нормальной работы указанных в статье GPS и электронных табло на остановках. Помимо контроля водителей общественного транспорта, это удобно и для населения. Видит человек на табло, что «его» автобус подъедет через 4 минуты – спокойно будет дожидаться. Если же время ожидания 15 минут, а человек спешит – может взять такси. Или же пользуясь большим временем ожидания, забежит в ближайшую аптеку, купит, что нужно, и успеет вернуться на остановку до подхода автобуса. В любом случае у людей будет возможность планировать свое время, действия, сверяясь с показаниями электронного табло. А так-то им приходится стоять и гадать: подъедет транспорт или нет, если да, то когда. Особенно это актуально для окраинных районов. По Сатпаева, скажем, 14-й курсирует с интервалом в 5 минут, и особой проблемы нет. Кстати, электронные табло как раз отсутствуют на окраинах, в том же мкр. Нурсая. Поэтому нужно охватить ими все остановки, дабы обеспечить порядок и контроль.

Во-вторых, проблемы с перевозками во многом связаны с тем, что те или иные маршруты коммерчески невыгодны для перевозчиков. Та же Нурсая — это аппендикс, оторванный от организма города. В том смысле, что расположение крайне неудачное – в стороне от основных магистралей города. Если 2-й или 14-й автобусы могут достаточно набирать пассажиров на всем протяжении маршрута, регулярно пополняя «кассу», то автобус, выезжающий из Нурсаи, может рассчитывать на «ездоков» только в самом микрорайоне. Далее, до достижения пределов города, он едет по безлюдной или малонаселенной местности. Понятно, что в таких условиях трудно сделать план. Потому перевозчик (кем бы он ни был) не заинтересован в частом курсировании своих транспортных средств по маршруту «Нурсая – город». Ему проще пускать автобусы изредка, чтобы наверняка набить полный салон еще в самом микрорайоне.

Но нурсаинцы не виноваты в том, что живут в таком «неудобном» районе. Где получили квартиры по госпрограмме, там и поселились. Посему местным властям следовало бы поискать способы помочь им. Решусь выразить свое, быть может, некомпетентное, мнение по этому поводу.

Тут применим принцип поддержки нерентабельных отраслей за счет рентабельных, тем более речь идет о социально значимом вопросе. Поскольку, планируется создать предприятие «Автопарк – Атырау», можно передать ему на облуживание все маршруты в городе (за исключением пригородных). И он бы обеспечил частое сообщение пассажирского транспорта из Нурсаи в город, компенсируя издержки в данной линии за счет высокорентабельных 2-го, 12-го, 14-го маршрутов. Для снижения издержек можно пустить большие, вместительные автобусы на вышеназванные маршруты, а нурсаинское направление могут обслуживать небольшие автобусы с меньшим расходом топлива, главное, чтобы они ездили часто, не заставляя людей простаивать на остановках по полчаса. Другой вариант: дотирование перевозчика из городского бюджета (если законодательство позволяет), причем дотирование целевое – для обеспечения регулярного и частого пассажирского сообщения по определенному направлению.

Возможно, заслуживает внимания и вопрос оптимизации существующей схемы перевозки пассажиров. К примеру, путь 4-го маршрута из Нурсаи в «Дину» крайне растянут: достигнув пределов города, автобус не едет в центр, а направляется на конечную в Авангард, а оттуда уже через ул. Владимирского добирается в центр. Между тем, с утра масса людей с микрорайона стремится попасть в район «Академии». Действительно, это вроде «узловой станции», откуда можно попасть и в другие центральные части города, и в Привокзальный, и в Балыкши (12-й, 14-й, 30-й маршруты, не говоря о других автобусах). Желаете в тот же Авангард? С остановки «Академия» сразу три автобуса (12-й, 14-й, 30-й) домчат вас туда. Раз так, может, сразу направлять 4-ку в названную точку, чтобы нурсаинцы быстрее добирались до искомого центра? Можно рассмотреть и другие варианты оптимизации маршрута с привлечением компетентных специалистов.

В любом случае, нужно ликвидировать реально существующую «транспортную дискриминацию» жителей окраинных районов нефтяной столицы.

Г. ЖУМАШЕВ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button