Бесплатные услуги для развития предпринимательства

Две недели назад в областном центре открылся Центр развития предпринимательства. С какой целью он создан, и как он поможет развивать бизнес, мы попросили рассказать координатора Международной профессиональной академии института повышения квалификации «Туран Профи» (МПА ИПК), директора областного Союза предпринимателей и работодателей Нину Темирбаеву.
— Расскажите, о целях и задачах созданного Центра.
— Сегодня развитию бизнеса на государственном уровне уделяется большое внимание, оказывается реальная поддержка. Есть несколько принятых правительством программ, которые подразумевают финансовую помощь, выделение льгот и преференций. Но время показывает, что для успешного развития бизнеса необходима не только финансовая помощь. Предпринимателям нужна консультативная поддержка, информация по ведению бизнеса. Их интересует уже не только получение дохода, но и работа на перспективу. А для этого нужно знать маркетинг, задуматься о новых методах и технологиях, о применении современного оборудования и т.д. Как правильно вести бухгалтерию и отчислять налоги, согласно закону привезти товар из третьих стран, без нарушений, составить трудовые договора, заключить контракт на сделку, чтобы потом не остаться в проигрыше, подготовить учредительные документы – на эти и любые другие вопросы предпринимателю ответят квалифицированные консультанты Центра сервисных услуг. В процессе деятельности у бизнесмена всегда возникают определенные вопросы, для решения которых потребуются советы юриста, бухгалтера, такую помощь также можно получить здесь. Центр организован исполнителем проекта – МПА ИПК «Туран Профи», головной офис которого находится в Астане. А здесь работу осуществляет представитель МПА – Союз предпринимателей и работодателей области. В рамках четвертого направления «Дорожной карты бизнеса-2020» такие Центры созданы по всему Казахстану.
— Есть ли интерес к государственной программе в предпринимательской среде, где, как правило, большинство людей надеются только на себя? За какой конкретной помощью они могут обратиться и много ли сейчас посетителей?
— Интерес к Программе «Дорожная карта бизнеса» будет, несомненно, большим. Сейчас мы больше разъясняем, информируем о начале сервисной поддержки, и, уверена, начнется активная работа. Потому что государство предоставляет предпринимателям хороший шанс — что-то исправить, изменить в своем бизнесе, проверить законность и правильность многих процессов. Со дня открытия Центра прошло немного времени, поэтому еще не до всех дошла информация. Со временем, думаю, прибавится число тех, кто воспользуется прекрасной возможностью получить бесплатные сервисные услуги по вопросам предпринимательства. К примеру, в части IT- сопровождения. Все эти услуги: установка, поддержка и сопровождение программ, разработка веб-сайта, создание и настройка сети и другие услуги может получить любой субъект малого бизнеса при условии обращения в Центр, не платя не тиына. А ведь сами по себе эти услуги стоят немалых денег. Также в рамках средств, выделенных через программу «Дорожная карта бизнеса» можно провести внутренний аудит документооборота. Опытный консультант Центра изучит документы предприятия, насколько правильно издаются приказы с правовой точки зрения, как составлены трудовые договора с работниками (ведь именно это всегда является предметом спора проверяющих из Департамента труда), обеспечение сопровождения юридических споров и другие юридические услуги предоставляются также бесплатно, если предприниматель заключает с Центром договор.
Сегодня любая компания заинтересована во внедрении системы менеджмента качества. Все мы знаем, что для малого бизнеса — это дорогое удовольствие. И здесь «Дорожная карта бизнеса» предлагает предпринимательству бесплатный предсертификационный аудит, внутренний аудит, подробное разъяснение всех процедур по ИСО. Рано или поздно перед каждым предприятием встанет вопрос необходимости сертификации и правильно уже сейчас в рамках безвозмездной помощи государства начать эту работу.
— Хотя я не предприниматель, но меня заинтересовала такая поддержка, как предоставление бесплатных услуг бухгалтера, юриста. Значит, предприятию не нужно будет иметь в штате специалиста, платить ему зарплату?
— Я еще раз повторюсь, что далеко не каждая компания может позволить себе содержать в штате квалифицированных юристов, маркетологов, специалистов по внедрению стандартов качества и т.д. Но таких людей можно привлекать со стороны для получения консультаций или для решения отдельных бизнес-задач. Такая практика широко применяется в странах с развитой экономикой и постепенно получает распространение у нас. Аутсорсинг (привлечение специалистов со стороны) позволяет при относительно небольших затратах наладить или улучшить многие бизнес-процессы в компании. В рамках Программы предприниматели могут получить эти сервисные услуги бесплатно, за счет государства.
— Городским предпринимателям, можно сказать, повезло, а как быть сельским бизнесменам? У них, наверняка, тоже немало вопросов.
— Со второй половины июля мы ездим по районам, где проводим встречи с сельскими предпринимателями. Побывали в Махамбетском, Исатайском районах. Конечно, основной вопрос, который интересует местных бизнесменов, это получение кредитов по льготным условиям. К сожалению, у нас не финансируется стартовый бизнес, а сельчане далеко не всегда могут обеспечить залоговое обязательство, поэтому только единицы из них могут рассчитывать на получение кредитов.
Поступило много вопросов правового и юридического характера. Например, в Исатайском районе предприниматель высказал сомнение относительно начисленной суммы оплаты за вывоз мусора. Мы проанализировали договора, методику расчета, постарались убедить предпринимателя, что начисление за вывоз мусора рассчитано верно. Предприниматель не мог понять, почему он не может сам вывезти свои отходы куда-нибудь за территорию поселка. Мы постарались разъяснить, что не может каждое предприятие вывозить свой мусор в разные места. Также было сказано, что услугодатель должен разъяснить предпринимателю расчеты, предоставить смету-калькуляцию и, только, придя к общему соглашению, обе стороны могут подписать договор. Вопросы получения земельного участка, приема на работу и другие требуют не одной встречи с консультантами, поэтому такие выезды в районы будут ежемесячными.
Также было много вопросов по сдаче налоговой отчетности и ведению бухгалтерии. Это и понятно, далеко не каждый индивидуальный предприниматель может иметь освобожденного бухгалтера. Ведь отчетность он сдает раз в квартал, поэтому зачастую сам занимается бухгалтерией, статистическими отчетами. А это одна из составляющих бизнеса. Поэтому к консультанту по бухгалтерии Омаровой Сагиме всегда образуется большая очередь. Радует, что Сагима Умбеткалиевна — консультант с большим опытом работы, высокой квалификации. Также к работе консультантами привлечены опытные в своей сфере специалисты: юрист, судья в отставке Валентина Клименко; по внедрению системы менеджмента качества — консультант Центра по управлению качеством Слухия Куанова, по таможенным процедурам будут консультировать представители Департамента таможенного контроля; по вопросам маркетинга, IT-услугам – также высококвалифицированные специалисты.
— Уверена, что у наших предпринимателей много вопросов, назовите адрес и время приема?
— В городском Центре ежедневно после обеда работают консультанты по разным направлениям:
Понедельник, вторник — по юридическим и правовым вопросам;
Вторник – по таможенным процедурам;
Среда – по системе менеджмента качества;
Четверг – консультации по маркетингу;
Пятница – по IT-сопровождению.
Также любой субъект бизнеса может заключить Договор на бесплатное оказание сервисных услуг на срок — до конца текущего года. Мы находимся в районе Стройконторы, в доме по ул. Смагулова, 56а.
— Спасибо за интервью!

Алма ТУРГАНОВА