У каждого человека, имеющего финансовые возможности, есть шанс вкладывать сбережения в фондовые компании и со своих инвестиций получать прибыль. Для осуществления инвестиционной деятельности можно выбрать международного брокера или финансового посредника. Как не попасть впросак и не потерять свои сбережения?
В интервью «ПК» директор департамента рынка ценных бумаг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Павел Афанасьев рассказывает о мерах, принимаемых Агентством по защите прав инвесторов.
– Павел Андреевич, как развивается казахстанский фондовый рынок?
– Мы наблюдаем активное развитие дистанционного формата предоставления услуг по целому ряду традиционных для финансового сектора продуктов. Фондовый рынок не стал исключением – с октября 2020 года была реализована возможность дистанционного заключения брокерских договоров с использованием биометрической идентификации. К текущему моменту количество счетов в центральном депозитарии приблизилось к отметке в 201 тысячу счетов, из которых свыше 198 тысяч – физические лица. При этом с начала 2021 года количество розничных инвесторов увеличилось на 64 тысячи человек.
– Чем можно объяснить данный рост? Значит ли это, что розничное направление действительно все сильнее вовлекается в рынок ценных бумаг?
– Такой рост для локального рынка является хорошим показателем. Более активное вовлечение определенно происходит – мы видим, что и в сделках на вторичном рынке активность повышается. Для этого есть причины экономического, инфраструктурного и поведенческого характера. Кто-то диверсифицирует свои сбережения, другие используют возможности новых сервисов, третьи только начинают погружаться в инвестиции на рынке ценных бумаг, предпочитая альтернативные банковским депозитам инструменты. Где-то рынок сам создает абсолютно новые финансовые продукты, в других случаях назревает необходимость качественной трансформации традиционных инструментов.
– Инвестиции на фондовом рынке несут риски для инвесторов, в том числе новых. Как регулятор отвечает на такие вызовы?
– Задача стоит действительно широкая и заключается в правильном балансе. Минимизация рисков и защита прав потребителей финансовых услуг важны для любого регулятора, и в некоторых случаях мы узнаем о том, что локальные инвесторы столкнулись с негативным опытом только после того, как получаем соответствующее обращение. Особенно если речь идет о рознице – возможностей для потребителей сейчас очень много, а понимать все нюансы этой сферы достаточно сложно. И тут важно донести, какие механизмы имеются в случае возникновения каких-либо претензий со стороны клиента. Действующий механизм защиты прав инвесторов предполагает допуск на рынок добросовестных участников с безупречной деловой репутацией, финансовой устойчивостью, развитой системой управления рисками и высокими стандартами поведения при оказании услуг. Мы поощряем желание профессиональных участников быть прозрачными и формировать правильные долгосрочные тенденции в отношении своего развития.
– Как в итоге поступить клиенту? Ориентироваться на локальные возможности или всё же искать какие-то альтернативы?
– Вопрос в оценке рисков. Есть огромное количество компаний, которые работают по всему миру, и казахстанские клиенты не ограничены в том, чтобы пользоваться их услугами в условиях открытой экономики. В этом случае риск ложится на самих клиентов, в то время как механизмы защиты выстраиваются на уровне соответствующей юрисдикции. И в этой связи наша задача заключается в том, чтобы правильно разъяснить и предупредить, так как в случае, если клиент для осуществления инвестиционной деятельности выбрал международного брокера или финансового посредника, после чего столкнулся с негативным опытом и подал соответствующую жалобу в Агентство – это становится и нашей проблемой тоже. Мы попросту не можем игнорировать это. Именно для этих целей в июне нынешнего года Агентство начало публиковать список посредников, не имеющих лицензии уполномоченного органа, от лица которых предоставлялись услуги и на которых поступили какие-либо жалобы в Агентство, а также используемые ими сайты.Хочу также отметить, что Агентство в настоящий момент обрабатывает сотни жалоб потребителей финансовых услуг с достаточно внушительными материальными претензиями к данным компаниям. Жалобы, как правило, связаны с проблемами, возникающими при оказании услуг. К примеру, необоснованной блокировкой счетов, ограничением доступа к личным кабинетам клиентов или затруднениями при возврате средств.
– От кого чаще всего поступают обращения?
– От лиц, которые заключили договор в электронном виде или посредством связи с компаниями, которые не имеют лицензии Агентства на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг и не являются резидентами, и соответственно Агентство не осуществляет контроль и надзор за их деятельностью в соответствии с казахстанским законодательством. В отдельных случаях, следуя агрессивной рекламе, клиенты принимают на себя значительные риски, сталкиваясь зачастую не с самими компаниями, а мошенниками, использующими наименования известных на мировых рынках инвестиционных компаний.
– Как можно защитить пострадавших людей?
– Главная задача Агентства в этом направлении заключается в введении в периметр регулирования всех посредников на рынке ценных бумаг, оказывающих информационные и консультационные услуги именно на территории Казахстана. Это достаточно распространенная среди регуляторов практика. Для этих целей предложено на законодательном уровне включить в периметр регулирования субъекты, оказывающие услуги для физических лиц на рынке Forex, усилить ответственность в отношении инвестиционного консультирования, расширить меры по противодействию недобросовестным практикам и манипулированию на рынке ценных бумаг, определять риск-профиль инвесторов на основании соответствующей оценки. Указанный блок законодательных поправок был внесен в Мажилис Парламента РК. Инициативы позволят ограничить деятельность нелицензированных посредников на территории Казахстана, а также обеспечить защиту прав и интересов казахстанских инвесторов.
– Поясните, какой баланс нужно выстроить, если задача состоит и в развитии, и в регулировании?
– Задача – помочь потребителю финансовых услуг получать положительный опыт инвестиций. И фундаментом для такого опыта является самое важное звено – доверие к финансовой системе, которое нужно выстраивать регулятором совместно с инфраструктурными организациями и профессиональными участниками. Тем более местные профессиональные участники могут оказывать весь спектр инвестиционных услуг, включая операции на международных рынках.Можно развивать новые услуги, повышать вовлеченность клиентов, переводить традиционные услуги в цифровой формат и развивать экосистемы, но все это в любом случае должно базироваться на доверии клиентов к тем организациям, к которым они обращаются. Это обеспечивает более эффективную работу финансового рынка, и, как следствие, способствует развитию экономики.
Светлана НОВАК