На цифровой платформе госуслуг
«Важной является цифровизация процессов в госорганах, включая их взаимодействие с населением и бизнесом.
В частности, граждане должны видеть, как рассматриваются их обращения, и вовремя получать
качественные ответы».
Нурсултан НАЗАРБАЕВ,
Президент Республики Казахстан
В Атырауской области ведется активная работа по переводу государственных услуг в электронный формат. Эффективным способом усиления борьбы с коррупцией является именно увеличение количества госуслуг, оказываемых в таком виде. Немаловажное значение имеет удобство получения госуслуги через виртуальную сеть.
Одно окно
В Казахстане в течение ближайших лет уже 90% госуслуг станут электронными. Оставшиеся 10% будут работать по принципу «одного окна». Казахстан уже входит в состав лучших стран, достигших высокого уровня развития «электронного правительства».
Что касается конкретного направления исполнения мероприятий государственной программы «Цифровой Казахстан» по поддержке малого и среднего предпринимательства. В Послании «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» Глава государства обозначил необходимость цифровизации процессов получения бизнесом господдержки по принципу «одного окна», а также об интеграции информационных систем госорганов в целях перехода оказания отдельных госуслуг по принципу «одного заявления».
На портале egov.kz из 746 госуслуг, оказываемых бизнесу и населению, автоматизированы 452, где зарегистрировано более 6,8 млн пользователей, получивших более 190 млн услуг, тогда как мобильное приложение используют более 3,3 млн пользователей, которым оказано более 10 млн услуг. Это поможет заменить работу различных экспертных групп и комиссий на автоматизированные процессы, которые исключат вероятность принятия решений на основании субъективных мнений. Наряду с этим, при интеграции информсистем госорганов сократится более 50% документов, полей заполнения и сроков рассмотрения.
Другим инструментом господдержки является предоставление гарантий по кредитам субъектов частного предпринимательства в рамках «ДКБ-2020», где существенно сокращается срок оказания услуги с 15 до 2 рабочих дней, количество запрашиваемых документов – с 8 до 1 вида и полей заполнения – с 59 до 5.
Ведется работа по созданию открытой цифровой платформы для бизнеса, где планируется размещать сервисы, необходимые для упрощения принятия управленческих решений и автоматизации внутренних процессов. Это ведение кассового и бухгалтерского учетов, управление персоналом, контроль движения товаров и услуг, мониторинг расходования ресурсов, электронный документооборот и т.п.
Согласно прогнозам Министерства национальной экономики, к 2022 году свыше 100 ИТ-компаний опубликуют сервисы на Платформе, из них 10 уже размещены на ней, при этом количество пользователей составит более 150 тыс. субъектов.
Другим важным фактором цифровизации малого и среднего бизнеса является создание портала «Единое окно» по мерам господдержки МСБ. В рамках этой работы министерствами национальной экономики, сельского хозяйства, по инвестициям и развитию составлен список из 52 инструментов поддержки, подлежащих оптимизации и автоматизации.
На данный момент проведена полная компьютеризация 15 мер государственной поддержки. Создаваемая единая система проверок позволит автоматически, путем заложенных в нее формул выявлять потенциальных нарушителей без человеческого участия, вести электронные протоколы и постановления, отслеживать результаты в онлайн-режиме. В случае нарушения прав со стороны проверяющих органов предпринимателю представится возможность написать жалобу непосредственно в Комитет. Такая система поможет сократить количество необоснованных проверок, остановить вмешательство в деятельность добросовестных предпринимателей.
В Национальной Палате предпринимателей «Атамекен» в целях обеспечения повсеместного использования возможностей цифровизации предложили автоматизировать работу всех ЦОПов, созданных в городах и районных центрах. Во всех 25 ЦОПах в городах и 189 Центрах поддержки предпринимательства в районных центрах и моногородах будут созданы зоны самообслуживания, которые с помощью консультантов обеспечат доступ к электронным услугам государства и мерам господдержки, для категорий предпринимателей, не имеющих прямого доступа к Интернету. Для улучшения компетенций бизнесменов, осуществляющих деятельность особенно в сельской местности, с этого года запущена обучающая программа по повышению цифровой грамотности. Обучением ежегодно будет охвачено свыше 15 тыс. предпринимателей, по этой программе уже подготовлено более 7 тыс. человек. Реализация возможностей Открытой платформы для МСБ и ежегодное обучение навыкам позволит оцифровать деятельность свыше 300 тыс. предпринимателей.
Виртуальная
реальная услуга
По итогам девяти месяцев 2018 года в Атырауской области оказано 2 179 983 государственные услуги. Из них территориальными подразделениями центральных государственных органов 1 222 836 (56%) услуг, местными исполнительными органами 957 147 (44%) услуг, в том числе в электронном виде оказано 1 млн 326 тыс. 507, проинформировал заместитель руководителя департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Атырауской области Малик Кариев.
– По вопросам оказания государственных услуг департаментом проведена большая работа среди населения через семинары, круглые столы, совещания. Кроме того, совместно с филиалом «Государственной корпорации «Правительства для граждан» по Атырауской области организован прием граждан, в ходе которого даны разъяснения 93 атыраусцам касательно сферы оказания государственных услуг, – поставил в известность Малик Кариев. – В целях популяризации веб-портала «электронное правительство» на центральных улицах города, районов и сельских округов размещены 57 билбордов по указанной тематике.
По рекомендации департамента все 10 768 учителей школ и 4633 студента колледжей Атырауской области обеспечены ЭЦП-ключами.
Кроме того, департаментом в адрес аппарата акимаАтырауской области было внесено предложение о возможности автоматического внесения в списки очередности граждан, нуждающихся в жилье, сразу после назначения им инвалидности посредством интеграции информационных систем местного исполнительного органа «ЭВМ «Жилищные отношения» и службы медико-социальной экспертизы «Централизованная база данных инвалидов».
– На сегодняшний день в целях автоматизации процессов оказания государственных услуг, в частности, автоматизации процессов постановки на очередь и распределения жилья, перевода услуг на безбумажный оборот, а также сокращения этапов оказания государственных услуг (бизнес-процедур) и минимизации коррупционных рисков отделом жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Атырау заключен договор с ТОО «HANALI-2013», на основании которого установлена программа «ЭВМ «Жилищные отношения», – проинформировал Малик Кариев. – В свою очередь, руководство города, поддержав рекомендацию департамента, выразило готовность к реализации данной функции в ближайшее время (в новой программе есть возможность автоматического внесения в списки очередности инвалидов, не приходя в госкорпорацию).
База мобильных граждан
Как проинформировал PR-менеджер филиала по Атырауской области НАО Государственная корпорация «Правительство для граждан» НурлыбекБактыгалиулы, еще на две услуги расширен перечень доступных через телеграм-бот EgovKzBot государственных услуг. Раньше посредством бота, запущенного АО «Национальные информационные технологии», было доступно 13 государственных услуг и сервисов: 7 видов наиболее популярных справок, проверка социального статуса и получение информации о размере базовой пенсионной выплаты, прикрепление к поликлинике, запись на прием к врачу и вызов врача на дом, а также бронирование очереди в ЦОНе.
– Теперь через бот можно узнать о ближайшем от вас ЦОНе и получить проактивные услуги по рождению ребенка. Другими словами, заказать свидетельство о рождении, оформить пособие по рождению ребенка и поставить его в очередь в детский сад стало еще проще, – пояснил НурлыбекБактыгалиулы. – Для получения госуслуг через телеграм-бот необходимо зарегистрироваться в «Базе мобильных граждан», т.е. привязать свой номер телефона в Личном кабинете портала egov.kz и осуществить запуск бота в мессенджереTelegram на своем гаджете.
Далее, с помощью отправки заранее определенных команд и подтверждения через СМС-код можно запрашивать справки и информацию сервисов с возможностью их перенаправления на электронную почту пользователя. С момента запуска с мая 2018 года через телеграм-бот портала egov.kz казахстанцы получили почти 14 тыс. государственных услуг.
Так что исполнение поручения Президента по развитию электронных услуг реализуется на планомерной основе.
Светлана НОВАК
Фото: bnews.kz