Бизнес

КАК ПОЛУЧИТЬ КРЕДИТ

В последние годы увеличилось число граждан и компаний, чьи права нарушены или ущемлены. Чаще всего это происходит в банковской сфере, кредитных организациях, при страховании, осуществлении денежных переводов или оформлении ценных бумаг и договоров. Об этом заявил заместитель руководителя департамента по защите прав потребителей Атырауской области Ерболат Уйасов в ходе «круглого стола» с участием представителей Атырауского филиала Национального банка РК, страховых компаний, а также банков второго уровня.

Напомним, в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан в 2013 году  государственное учреждение «Управление государственного санитарно-эпидемиологического контроля» было переименовано в департамент по защите прав потребителей. Теперь в его обязанности входит не только санитарно-эпидемиологический контроль за объектами, но и обеспечение защиты прав потребителей. Так, по словам Ерболата Уайсова, в связи с изменениями обязанностей бывшей СЭС, к ним на горячую линию поступают звонки и от заемщиков в отношении недобросовестных действий банков. Люди натыкаются на подводные камни договоров и оказываются в довольно сложном финансовом положении. Основные претензии, которые были озвучены в адрес банков и микрокредитных организаций, касались завышенного пени, незаконного увеличения ставки вознаграждения, недоступной информации и так далее. Надо отметить, что с начала года в департамент поступило 137 жалоб от потребителей. Однако, по словам Е. Уайсова, к сожалению, на сегодня потребителей, чьи права были нарушены, они юридически защитить не могут, так как до сих пор не принят новый закон по защите прав потребителей.

— В данное время разрабатывается концепция нового закона по защите прав потребителей, если проект будет одобрен и принят, то у нас появится больше возможностей по защите прав и интересов потребителей. Сегодня население возмущается по поводу того, что мы не можем по поступившим заявлениям проверить деятельность той или иной организации. Многие люди к нам обращаются с просьбой разобраться и наказать виновников, а мы этого сделать не можем, потому что закон не позволяет, — разъясняет Ерболат Уайсов.

Все знают, что сегодня люди привыкли брать кредиты: на свадьбу, ипотеку, на покупку машины, нового айфона, на ремонт квартиры, также есть десятки других потребностей. Все бы ничего, да вот только, как отмечают специалисты, говоря об условиях предоставления банковских кредитов, не многие люди понимают, что такое годовая эффективная ставка. А в эту ставку входят не только проценты (ставка по кредиту), но и комиссии, страховка, дополнительные расходы. Соответственно они и влияют на размер годовой эффективной ставки.

— Был случай, с которым к нам обратился заемщик. При получении им кредита ставка вознаграждения банка составляла 17 процентов, но оказалось, что на самом деле размер годовой эффективной ставки вознаграждения был 25 процентов. Другой случай, когда заемщик банка хотел погасить всю оставшуюся от кредита сумму в размере 300 тысяч тенге, то он узнает, что ему за досрочное погашение требуется доплатить еще 40 тыс. тенге. Представители банка объяснили это девальвацией. Когда мы изучили его договор с банком, оказалось, действительно, этот момент был оговорен в договоре. Поэтому, чтобы не было подобных недоразумений, потребитель, перед тем как подписать договор, должен прочитать его внимательно, и, может, тогда проблема была бы блокирована на начальном этапе. Но при этом хочу заметить, что зачастую в условиях договоров встречаются банковские термины, непонятные рядовому заемщику. В то же время там же могут описываться и выгодные условия для самого должника, — подчеркнул Е. Уайсов.

Кроме того, по его словам, неоднократно бывали случаи, когда сотрудники банковской сферы звонили в ночное время, требуя оплаты по кредиту, блокировали карточку с заработной платой в целях погашения долга и это без судебного решения. Также специалисты отмечают, что есть такие финансовые понятия, как оплата в рассрочку и кредит. Это разные вещи. Потребители не всегда понимают эти моменты. Банки в убыток себе работать не будут, это не благотворительные организации. И, к сожалению, потребители в погоне за быстрым получением денег зачастую не думают, каким образом они будут расплачиваться с кредитом, не рассчитывают свои финансовые возможности.

По словам заместителя Атырауского филиала Нацбанка РК Серика Омарова, в основном клиенты банков к ним обращаются с жалобами на некорректное обращение со стороны сотрудников финансовой сферы: не так объяснил, не так ответил. При этом он отметил, что если заемщики сталкиваются с грубыми нарушениями со стороны работников банков, то они могут обратиться и к ним.

К слову, как было сообщено в ходе «круглого стола», советник председателя Национального банка РК Олжас Худайбергенов провел собственный эксперимент с банками. Так, экономист в качестве обычного клиента обратился в 10 банков, но потребительский кредит смог получить лишь в четырех, затем намеренно он просрочил первую выплату по нему, после чего погасил весь кредит досрочно. Цель эксперимента: выяснить, как поставлена в банках работа по выдаче потребительских займов, насколько соблюдаются юридические и этические рамки, какова политика банков в отношении клиентов, допустивших просрочку. Из этого опыта он зафиксировал в банках разные параметры — от уровня сервиса до соблюдения условий договора. В своем тексте он описывает 20 ошибок банка-аутсайдера по итогам своего эксперимента, в частности, они касаются также вышеперечисленных проблем, с которыми сталкиваются и обычные заемщики. О них экономист написал в своей колонке в газете «Казахстанская правда». Название банка не указывается, так как Худайбергенов решил дать им возможность исправить свои ошибки, не испортив при этом репутацию учреждения.

 Динара КАНБЕТОВА,
фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button