В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО УЧИМ
В ожидании первого звонка в новом учебном году мы вновь задаемся рядом вопросов: от чего же зависит качество образования? Должны ли школы и вузы нести ответственность за тех, кого учили? И с тем, чтобы получить ответы на них, мы обратились к нашему собеседнику — заместителю акима Атырауской области Шынгысу Мукану, в чьем ведении находится социальный блок.
— Шынгыс Жумабекович, одной из самых сложных проблем является переполненность школ. Связано это с ростом рождаемости, что не может не радовать, и миграционными процессами — в областной центр в поисках хорошей работы съезжаются не только из сел области, но и из других городов страны. С каким портфелем вступаем в новый учебный год?
— В нынешнем году 195 школ региона примут почти 100 тысяч учеников, из которых 11 600 — первоклассники. Все базовые условия для получения полноценного качественного обучения созданы. Область избавилась от трехсменки. И постепенно решает проблему аварийных школ, которых насчитывалось 11: из них одна — сдана, две откроются к сентябрю, а до конца текущего года подоспеют еще 2 новые школы. Еще 6 будут построены к следующему. Таким образом, нам останется поддерживать в надлежащем состоянии остальные здания, проводя вовремя капитальный ремонт. Только за последние два года 60 школ капитально отремонтированы и обновлена материально-техническая база.
— Как обстоят дела с детскими садами, в которые очередь не уменьшается?
— Как было отмечено, демографический рост вносит свои коррективы. По рождаемости Атырауская область занимает третье место после Южно-Казахстанской и Мангистауской областей. Если в 2003 году в нашем регионе появились на свет 9554 ребенка, то в 2013 году — 16061 детей. Сегодня в очереди в детсады насчитываются порядка 18 тысяч детей. За два года построено 67 дошкольных учреждений вместимостью более 5 тысяч мест. В том числе 38 мини-центров, которые постепенно будут заменяться полноценными садами. До конца года сдадим 12 садов, в следующем — еще 15. Для сравнения: в 2012 году охват детей был на уровне 42,5%, по итогам текущего он составит 54%. Конечно, показатель не самый лучший в стране, но вопрос решается.
К сожалению, не развита сеть частных дошкольных организаций, в области насчитывается всего 13 частных детских садов. Со своей стороны областные власти прилагают усилия, чтобы активизировать предпринимателей.
— От того, как подготовлен ребенок к школе, зависит его успеваемость. Каковы составляющие успешного, качественного обучения?
— Какие бы комфортные условия мы ни создали, главным действующим лицом был и остается учитель. К сожалению, среди выпускников профессия учителя не всегда пользуется популярностью. Одна из причин — небольшая зарплата, это особенно заметно в нефтяных регионах, где разница в заработке преподавателя и сотрудника нефтегазовой компании может достигать сотен тысяч тенге. Что выберет молодой человек — 60-70 тысяч тенге в школе или 150 и выше в нефтянке? Ответ очевиден. Многие лучшие выпускники получают специальности, связанные с добычей и переработкой углеводородов. А ведь раньше учителями становились отличники учебы, поступить в пединститут было непросто из-за высокого конкурса.
— Одним увеличением зарплаты проблему не решить, да и вопрос этот не в компетенции местных властей. Что можно сделать в рамках региона?
— В первую очередь работаем над повышением квалификации учителей, с тем чтобы они овладели современными методиками преподавания. Современный педагог должен быть в курсе последних тенденций в сфере образования.
Сегодня время открытого информационного пространства, благодаря Интернету дети имеют много источников информации. Поэтому учителю нужно уметь привлечь внимание ученика, быть авторитетным источником знаний. Не стараться насильно втолковать материал, а подвигать ребенка к изучению, познанию. Такой подход уже применяется в Назарбаев Интеллектуальных школах, опыт которых будет транслироваться на все учреждения среднего образования.
— По сравнению с областным центром села испытывают дефицит специалистов, как медиков, так и преподавателей. Несколько лет в стране действует программа «С дипломом — в село!». Насколько она привлекательна для молодежи?
— Данная программа стала действенным решением проблемы нехватки специалистов на селе. Выпускники колледжей и вузов получают подъемные средства, кредитное жилье и возможность самореализации в выбранной профессии. Хотя многие молодые люди из сельской местности стараются остаться в городе, даже если там нет соответствующей работы. Связано это с разными условиями жизни на селе и в областном центре.
Именно потому развитию аула акимом Атырауской области Бактыкожой Измухамбетовым уделяется особое внимание. К примеру, по качеству и оснащенности современной техникой сельские школы не уступают городским. Кроме того, в районах возводятся современные дома культуры, решаются инфраструктурные вопросы. Для работников социальной сферы строится коммунальное жилье. Постепенно уровень комфортности проживания в сельских населенных пунктах повышается.
— С осени 2012 года ученики начальных классов, а также дети из малообеспеченных семей стали получать горячее питание. Насколько качественно организована эта работа?
— Более 40 тысяч детей получают бесплатное питание в школах. На эти цели из местного бюджета выделено 1,3 миллиарда тенге. Школьные столовые обновлены и оснащены современным оборудованием. Вместе с тем возник вопрос доступности питания для остальных школьников, которые не попадают в категорию получающих бесплатное питание. Если в областном и районных центрах предприниматели охотно участвуют в конкурсах на право обеспечивать школьников горячим питанием, то в отдаленных аулах с их малокомплектными школами заниматься этим невыгодно. Поэтому назрела необходимость комплексно рассмотреть данный вопрос с привлечением всех заинтересованных лиц.
— Окончание школы сопряжено с выбором профессии, от верности которого зависит не только судьба человека, но и его полезность обществу. Это забота самого выпускника, его родителей или учителей?
— Скажу больше — это дело всего общества и власти. Чтобы прогнозировать темпы социально-экономического развития, мы должны владеть полной информацией о человеческих ресурсах. Посетив августовские совещания во всех районах и областном центре, я поставил задачу перед директорами школ и учителями уже до конца сентября помочь определиться выпускникам с выбором профессии, а не откладывать это на последние дни, когда приходит время сдавать ЕНТ. Ежегодно школу покидает порядка 5 тысяч учащихся, из которых около 3 тысяч поступают в вузы, 1,5 тысячи выбирают колледжи, а еще 500 ребят и девушек остаются не у дел, вне поля зрения. Наша задача — свести к минимуму процент таких детей, направить их по жизни, помочь реализовать свою мечту. С этой целью мы создаем базу данных, которая будет включать в себя информацию о рынке труда и востребованных профессиях, возможностях высших и средних специальных учебных заведений и запросах самих выпускников. Это даст возможность систематизировать и при необходимости корректировать всю работу по профессиональной ориентации школьников. Определившийся ученик сможет целенаправленно готовиться, уделяя внимание тем предметам, которые имеют отношение к его будущей специальности. В итоге повысятся уровень и качество образования, ведь процесс обучения станет целенаправленным. Кроме того, уже заработала информационная программа «Жастар», куда включаются данные всех относящихся к категории молодых людей. Государство должно владеть полной информацией по каждому молодому человеку, чтобы создавать условия для дальнейшего продвижения по социальной лестнице. Это позволит свести к минимуму социальные риски среди молодежи.
— Можно ли повысить ответственность учебных заведений за судьбу своих выпускников?
— В рамках вышеозначенной системы разрабатываются разделы для учеников и студентов, куда будет вноситься информация о дальнейшей судьбе молодых людей. Мы хотим повысить ответственность руководителей школ, средних и высших учебных заведений, чтобы они в течение 5 лет после выпуска знали, кем стал их воспитанник — полноценным гражданином или оказался за бортом жизни.
Мы также приступаем к разработке автоматической системы контроля качества образовательного процесса в области. По закону строители отвечают в течение 2 лет за построенный объект, а в течение 10 лет несут ответственность за здоровье и жизни людей в случае обрушения. Почему же тогда нет ответственности учителей перед обществом за своих выпускников? Думаю, будет правильным, чтобы дальнейшая судьба молодых людей влияла на рейтинги преподавателей и учебных заведений. Естественно, при этом не нужно забывать о роли семьи и родителей, но сейчас речь идет о системе образования.
— Любая модернизация требует специалистов, как решается этот вопрос?
— Действительно, на всех уровнях сферы образования требуются менеджеры, соответствующие требованиям сегодняшнего дня. Официально приглашаю специалистов в области менеджмента образования на работу в регион. Мы создадим необходимые условия для инициативных специалистов, готовых вложить свои знания в развитие данной сферы. Сейчас мы изучаем резюме выпускников программы «Болашак», которые смогут привнести что-то новое из своего опыта.
Ринат КУЛЬМАГАМБЕТОВ,
«Казахстанская правда»