В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ ВАЖЕН СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

120331 06 Актуально

В Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» Глава государства Нурсултан Назарбаев особо подчеркнул: «Один из важных вопросов модернизации — решительная борьба с коррупцией. Наши действия в этом направлении заметно снизили уровень коррупционности в госаппарате. Это отмечают международные эксперты. Но нам необходимо выработать новую стратегию борьбы с коррупцией». В связи с этим, работе государственных структур всех уровней уделяется особое внимание и контроль. Большая роль в этом отводится республиканскому общественному совету по борьбе с коррупцией при народно-демократической партии «Нур Отан», выездное заседание которого состоялось вчера в областном акимате, под председательством депутата Мажилиса Парламента Оралбая Абдыкаримова. 

Республиканский общественный совет по борьбе с коррупцией прибыл в Атырау в составе депутата Мажилиса Парламента, руководителя экспертной комиссии Нурлана Абдирова, члена Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Константина Плотникова, руководителя антикоррупционного медиа-центра партии Берика Курмангали и представителя департамента агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Нурлана Шабдара. На расширенное заседание также были приглашены заместители акима Атырауской области и акимы районов, первые руководители региональных управлений и члены бюро политсовета местного филиала партии «Нур Отан».

Открыл работу данного мероприятия первый заместитель акима области Болат Даукенов, который предоставил слово руководителю экспертной комиссии Нурлану Абдирову. По его информации, с 20 по 25 февраля текущего года комиссия побывала в нашей области и провела анализ исполнения рекомендаций республиканского общественного антикоррупционного совета. В ее состав вошли представители Счетного комитета, комитета партийного контроля партии «Нур Отан», финансовой полиции, комитета финансового контроля Министерства финансов республики. Члены комиссии встретились с широким кругом населения — неправительственными организациями, СМИ, работодателями и предпринимателями, правоохранительными органами, жителями области, ветеранами и молодежью.

— В целом рекомендации, озвученные в феврале 2010 года, были выполнены, проведена огромная работа, — отметил Нурлан Абдиров. — Акимами области, районов, маслихатами всех уровней реализуются комплексные мероприятия по борьбе с коррупцией, активно работает Дисциплинарный совет.

Но вместе с тем, подчеркнул мажилисмен, несмотря на внушительный объем проведенных работ, все еще имеются некоторые недостатки. Предполагалось, что принятая еще в 2006 году областным маслихатом региональная антикоррупционная программа снизит уровень коррупции во всех сферах жизни. В 2011 году, согласно данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, в области было зафиксировано 88 коррупционных преступлений. В том числе 26 из них совершено сотрудниками акиматов, Министерства по чрезвычайным ситуациям — 17, Министерства сельского хозяйства — 15, Министерства здравоохранения — 11, акимами различных уровней — 9, работниками органов внутренних дел — 4, Министерства труда и социальной защиты населения — 2.

В частности, по информации депутата, по результатам проверки деятельности детского сада №20 для детей с ограниченными возможностями «Золотая рыбка» выявлено финансовых нарушений на сумму около 15 млн тенге. Как оказалось, за счет подложных документов родственникам не работающего бухгалтера и ранее уволенным сотрудникам незаконно было перечислено более 12 млн тенге.

Председатель республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией Оралбай Абдыкаримов задал несколько вопросов акимам города Атырау и Индерского района, которые дали исчерпывающие ответы.

Развернутую информацию по каждому из озвученных пунктов предоставил первый заместитель акима области Болат Даукенов:

— По поводу негативной тенденции роста коррупционных нарушений среди государственных служащих хотелось бы разъяснить следующее. Принимая во внимание данные о 88 выявленных преступлениях, необходимо отметить положительную динамику: если в 2009 году было зарегистрировано 113 подобных случаев, то в 2011 году это число сократилось до 88. Таким образом, уровень преступности удалось уменьшить на 24,1 процента.

Думаю, рост уровня коррупции можно назвать номинальным, это результаты так называемой гонки за показателями. Например, только в отношении двух человек возбуждено в общей сложности 26 уголовных дел: на директора одного из предприятий — 15, начальника противочумной станции — 11.

По вопросу обеспечения питьевой водой. Водоочистительная установка в Индерском районе построена по мембранной технологии. Фактически она не рассчитана на очистку воды реки Урал, потому что речная вода илистая, очень грязная. Из-за недостаточной мощности установки 30-40 процентов воды при очистке выбрасывается обратно. В таких случаях необходимо построить сооружение для отстаивания воды — отстойник.

Водоочистительная установка работала и не успевала перерабатывать необходимые объемы. Не хватило мощностей для полного обеспечения населения района водой, поэтому объект простаивает. Однако это не значит, что жители поселка остаются без питьевой воды.

Сейчас местные жители получают воду через старую водоочистительную станцию. Этот объект работает, хотя и сильно изношен.

На сегодня мы выделили необходимые средства для возведения отстойника. Строительство закончится через два месяца. Тогда эта водоочистительная станция на мембранной технологии заработает на полную мощность. Вот тогда можете приехать, посмотреть. 

Подчеркну, что в ходе строительства названного объекта ни один тиын не потрачен впустую, средства использованы по целевому назначению. Это нетрудно проверить.

Не могу согласиться и с тем, что стоимость проекта поднялась в несколько раз. Причина — в росте стоимости за счет строительства отстойника, как уже говорилось. Это — не удорожание, а затраты на дополнительные работы. 

Далее, о вопросе питьевой воды в ряде указанных населенных пунктов. 

Можете проверить, все выделенные из республиканского бюджета средства на эти мероприятия предусмотрены на два года. Если в прошлом году выделено 4 млрд 225 млн тенге, то на этот год запланировано 2 млрд 427 млн тенге. Работы должны быть завершены в текущем году, и об этом мы будем докладывать лично вам. 

Считаю неправильным опрашивать местное население, не разобравшись в сути вопроса. Они считают, что вся работа должна быть завершена в этом году. Потому и жалуются, что начали работы и бросили, нет воды. 

Еще один момент, который стоит отметить: ежегодно, помимо республиканского бюджета, в области выделяется 3-4 млрд тенге для обеспечения питьевой водой. Все мероприятия осуществляются планово, завершаются в установленные сроки.

Хочу заверить Вас в том, что и ныне начатые работы будут полностью закончены в свое время.

Как известно, Президент страны поставил задачу к 2020 году охватить водой 90 процентов населения республики, в нашей области уже сегодня 96 процентов жителей пользуются чистой, качественной питьевой водой.

Тут вопрос в том, как они получают воду. Только отдельные малые населенные пункты в области потребляют очищенную в ВОС воду, которую доставляют водовозами. Причина в том, что в таких селах полностью изношены и негодны для эксплуатации водопроводы, построенные в 70-80-е годы. Начиная с этого года и до середины 2013 года мы полностью заменим водопроводы в 75 таких населенных пунктах и доставим воду в каждый дом. Средства на это уже предусмотрены.

Еще раз отмечу: в области нет ни одного аула, потребляющего воду Урала напрямую, без очистки. В каждом населенном пункте водоочистные сооружения работают в полную мощность. Только, как уже сказано, осталось заменить линии водопровода в некоторых местах. 

 Если сравнивать, то мы завершаем такие работы, тогда как в других областях они только начинаются. Это наше самое большое достижение. Такой своевременно реализованный результат, наоборот, должен быть примером для других. Таковы и ожидаемые «Нур Отаном» конечные цели. 

Вопрос по лифтам. Когда мы ввели в эксплуатацию жилые дома, все лифты работали. Это проверяла соответствующая комиссия, и сами жители тому свидетели. В течение одного года компания-подрядчик за свой счет ремонтировала лифты при их поломке, и мы держали это под строгим контролем. А по истечении одного года мы не имеем права выделять на это даже тиына — для этого нет специальной программы. 

Если поднимете проблему на уровне Правительства, обеспечите принятие программы, мы готовы принять соответствующие меры.

Здесь необходимо учесть одну особенность. Основная часть живущих в домах микрорайона «Алмагуль» — это люди, переехавшие в город из сельской местности. Не хватает высокой культуры поведения. Лифт превратили в игрушку для детей. Можете посмотреть, каково состояние домов, которые построили всего лишь 2-3 года назад. Окна, двери, лампы в подъездах разбиты. Вид лестничных пролетов оставляет желать лучшего. Кругом — мусор. Установленные прошлой осенью детские площадки разрушены, поломаны. Кто все это ломает? Жильцы этого дома.

Местные жители никак не избавятся от иждивенческого настроения, что государство все сделает бесплатно, все должно делать Правительство. Тем не менее, широко ведется разъяснительная работа среди населения. Мы приучаем жителей к порядку. 

Все эти работы должен выполнять КСК, а владельцы квартир до сих пор не создали кооператив. Если 5-6 лет назад только в 10 процентах городских домов были КСК, сейчас этот показатель равен 70-80 процентам.

Поэтому, если бы открыли специальную программу, не было бы такой ситуации. Мы бы все взяли в свои руки. Несмотря на это, мы не сидим, сложа руки. Через программу термомодернизации взялись за ремонт лифтов. Но даже если ввести их в строй, через год опять возникнет аналогичная ситуация. Кто их тогда сделает? Кто выделит деньги?

По КГП «Жайык-Балык». К сожалению, все необходимое оборудование не производится в Казахстане, поэтому мы обратились к российским компаниям. Стоимость ни в коем случае не завышена, это нетрудно проверить. Если не выделять необходимые суммы, то, как ввести в строй предприятие? Одно зависит от другого — если нет холодильного оборудования или плав-средств, то и завод будет простаивать. Прошу учесть эти моменты.

В заключение Болат Даукенов отметил:

— Уважаемый Оралбай Абдыкаримович, коллеги! Благодаря сегодняшнему заседанию нам удалось выявить слабые места в своей работе, наряду с этим определить меры по дальнейшей системной реализации программ борьбы с коррупцией. Безусловно, это большая помощь нашей дальнейшей работе.  

Хочу заверить членов комиссии в том, что акимат Атырауской области и в дальнейшем продолжит и усилит работу по борьбе с коррупцией.

Спасибо, что уделили время, специально приехали в нашу область и проводите собрание огромной значимости. Такие собрания необходимы. Нас радует внимание вышестоящих органов к местным проблемам. Предлагаем проводить такие заседания комиссии каждое полугодие.

Оралбай Абдыкаримов также поинтересовался обстоятельствами рухнувшей теплицы, принадлежащей известному в области предпринимателю Владимиру Розметову, подробности которых освещались местными СМИ:

— Хотя вы и не несете ответственности за данный объект, но строится он на территории вашей области. Тем более были выделены огромные бюджетные средства. Что делается, какая поддержка оказывается?

Первый заместитель акима области Болат Даукенов ответил, что акимат всячески старается оказать помощь бизнесмену, но ситуация затруднена тем, что турецкие подрядчики покинули Казахстан и нет возможности привлечь их к ответственности даже через суд.

— Тогда нужно было сразу обратиться напрямую к нам — в центральный аппарат партии. Мы бы нашли выход, — заметил председатель антикоррупционного совета.

Подводя итоги выездного расширенного заседания республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией, его председатель Оралбай Абдыкаримов обратился к присутствовавшим:

— Наш совет работает уже четыре года, за это время было проделано немало. Не могу сказать, что коррупция искоренена на корню, к сожалению, это негативное явление распространено повсеместно. Атырау — это бюджетообразующий регион, третья, нефтяная столица республики, ее донор. Область привлекает всеобщее внимание, поскольку здесь сосредоточены огромные средства. Отсюда и претензии по поводу привлечения к ответственности провинившихся лиц. Вы же должны понимать, что простым людям все равно, сколько инвестиционных проектов, заводов и производств вы сдаете, главное для них иметь доступ к чистой питьевой воде, бесплатному жилью, достоверной информации. Для этого и работает наша партия, чтобы удовлетворять запросы своих избирателей. Перед выборами столько обещаний было озвучено, а ведь народ их не забывает. И мы просто обязаны их сдержать. Поэтому информация о реализации государственных программ должна быть прозрачной, доступной. Каждый гражданин должен своевременно получать ответы на свои вопросы, когда он получит положенную ему квартиру, земельный участок. В этом и состоит наша работа — быть по-настоящему народной партией. В целом, могу отметить, что в Атырауской области по части замечаний и рекомендаций по исправлению ситуации проделана определенная работа, поэтому еще раз призываю вас быть внимательными и ответственными.

Шынар ТЕКЕЕВА,

фото Ерлана

АЛТЫБАЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна