У кого воруете?
Региональный Антикор сделал сообщение о задержании сотрудниками Антикоррупционной службы по Атырауской области в координации с прокуратурой Прикаспия директора городской поликлиники №4. Этого человека подозревают в хищении бюджетных средств в особо крупном размере. 24 октября специализированный следственный суд города Атырау санкционировал для него меру пресечения в виде «содержание под стражей», и сейчас проводится досудебное расследование. При продвижении в стране антикоррупционной культуры и ценностей добропорядочности не все стремятся иметь «чистые руки». Может ли когда-нибудь принести успех пока еще безуспешная борьба с коррупцией? Кто помогает Антикору в выявлении коррупционных рисков? Об этом наша беседа с руководителем департамента Агентства РК по противодействию коррупции по Атырауской области Е. Сериккалиевым.
– Ерулан Рамазанович, не так давно в формате «фасилитации» проводилось мероприятие, на котором говорилось о начислении завышенных зарплат, наличии «мертвых душ» и других коррупционных рисках в сфере образования, а также о формировании антикоррупционной культуры. Насколько известно, подобные проблемы существовали и раньше, и они повторяются вновь и вновь. Получается, что ситуацию исправить не удается?
– Да, мы разбирали актуальные вопросы, обсуждали точечные решения проблем, возникающих при формировании антикоррупционной культуры среди молодежи, разъясняли основные положения антикоррупционной нормативно-правовой базы. На самом деле сфера образования в стране является одной из наиболее подверженной коррупционным рискам. Обращая внимание на высокий уровень коррупции в этой отрасли, мы принимаем серьезные меры для ее предупреждения и устранения.
Действительно, при внешнем анализе коррупционных рисков были установлены многочисленные факты, такие как наличие в школах «мертвых душ», различное финансирование школ с одинаковым количеством сотрудников и учащихся, одновременная работа одного человека в 4-5 учреждениях. А еще перечисление руководителями некоторых организаций образования сверхурочной заработной платы помимо своих должностных окладов и т.д. Более того, при мониторинге выявили факты использования поддельных дипломов 51 работником дошкольных организаций образования области и 30 работниками организаций среднего образования. Поэтому в областное управление образования направили разработанные нами 26 рекомендаций, призванных устранить выявленные факты и не допустить их впредь.
– Можно чуть подробнее о рекомендациях?
– К примеру, предлагаем автоматизировать процессы формирования и утверждения бюджетных заявок на уровне местных исполнительных органов с обеспечением интеграции для автоматического сопоставления данных по контингенту работников, ввести контроль времени въезда и выезда в учреждение работников образовательных учреждений и т.д. Результаты уже есть, однако для более эффективного и оперативного разрешения насущных вопросов необходимо активное участие гражданского общества.
В этом году в рамках Карты коррупционных рисков проведены два антикоррупционных мониторинга в сфере медицины и олигополии, по результатам которых внесены 22 рекомендации, десять из которых на данный момент исполнены.
– Атырау – регион с неблагополучной экологической обстановкой. Каким образом Антикор в рамках своих полномочий может повлиять на изменение существующего положения дел?
– Действительно, одной из наиболее подверженных критике со стороны населения является как раз таки сфера экологии. Нами совместно с департаментом экологии области в рамках реализации Карты коррупционных рисков установлено, что без разрешения уполномоченных органов сбрасывались неочищенные сточные воды в периферийную зону города Кульсары. В частности, предприятие превысило нормативы допустимого антропогенного воздействия на окружающую среду путем слива городских стоков в трубу, выводившую их на расстояние 12 километров в степь, что в свою очередь образовало большое озеро с отвратительным запахом. В результате вмешательства государственных органов, постановлением Жылыойского районного суда за нарушение требований по охране атмосферного воздуха и охране водных объектов от загрязнения и засорения и нарушение нормативов допустимого антропогенного воздействия на окружающую среду, ГКП «Жылыойсу» было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 274 251 283 тенге.
Несомненно, вопросы строительства и модернизации канализационно-очистных сооружений имеют наиважнейшее значение. Причем не только для обеспечения нормальной жизни людей, но и в части влияния на экологию. В связи с этим Глава государства поручил в период с 2023 по 2028 годы обеспечить строительство канализационных очистных сооружений. Однако в настоящее время работа по строительству очистных сооружений в Жылыойском районе до сих пор не начата.
– Давайте обратим внимание на проект «Дорогу бизнесу». Насколько известно, жалоб в Антикор от предпринимателей поступает предостаточно. Получается, так и норовят люди при должностях что-то поиметь от бизнесменов, выжать из них взятку?
– В рамках проекта «Бизнеске жол» были защищены права 853 субъектов предпринимательства. В ряде случаев даны письменные разъяснения по законодательству Республики Казахстан или заявителям требовалось обратиться в судебные органы для решения проблемных вопросов. Решения по 26 обращениям находятся в процессе, так как требуется определенное время. Например, в Антикоррупционную службу Атырауской области обратился директор Атырауского филиала «Казахстанская ассоциация непрерывного образования» с жалобой на незаконные требования со стороны должностных лиц отдела образования города Атырау и управления образования Атырауской области по участию частных дошкольных учреждений образования, получающих государственные заказы, в пилотном проекте «Qazna Face». Qazna FACE – это приложение для автоматизации посещений контингента в организациях дошкольного, среднего (начального, основного среднего и общего среднего), в том числе специального и специализированного, технического и профессионального, послесреднего и дополнительного образования путем считывания биометрических данных.
В итоге мы организовали встречу с представителями управления образования, в результате которой рекомендовали прекратить принудительные требования и не допускать нарушений прав бизнесменов.
Необходимо отметить, что в рамках проекта «Бизнеске жол» проведено пять мониторингов (в сфере государственных закупок – 2, в сфере предоставления общественного питания учреждениям образования – 1, в сфере предоставления уличных развлечений на площадях и аллеях города – 1, в сфере распределения сжиженного нефтяного газа – 1), из которых решены четыре кейса (кроме в сфере предоставления общественного питания учреждениям образования), по которым внесены 23 рекомендации.
– Хотелось бы услышать более развернуто о результатах антикоррупционного мониторинга в сфере выдачи квоты на реализацию сжиженного нефтяного газа.
– Да, выявили ряд коррупционных рисков при распределении сжиженного газа. Это отсутствие цифровизации, то есть присутствует человеческий фактор, неприменение видео- и аудиофиксации на заседаниях комиссий, риски при информировании субъектов предпринимательства о выделенных объёмах газа, отсутствие ответственности со стороны членов комиссии, риски при распределении такого топлива недобросовестным субъектам предпринимательства.
Мы дали несколько рекомендаций по их устранению.
В рамках мониторинга защитили права 27 предпринимателей, понесших убытки из-за уменьшения объёма поставки газа и снижения доходов. В частности, на встрече, организованной департаментом, совместно с РПП Атырауской области и управлением энергетики и ЖКХ области принято решение дополнительно выделить 996 тонн сжиженного газа субъектам предпринимательства.
По представлениям департамента к дисциплинарной ответственности привлечены пять должностных лиц (квазигосударственного сектора – два, государственного органа – три), к административной ответственности – два должностных лица государственного органа (по ст. 465 КоАП РК).
Также в сфере государственных закупок, таможенного и налогового администрирования, по представлениям департамента, субъектами квазигосударственного сектора и государственного органа 155 субъектам предпринимательства выплачена задолженность на общую сумму более 1 млрд тенге.
Вот такие основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели и граждане, проживающие в регионе.
В этой связи крайне важно, чтобы именно местные исполнительные органы, а также представители общественности и СМИ объединили свои ресурсы и возможности.
– Расскажите о реализации проекта «Антикоррупционное волонтерство».
– С начала его запуска – со 2 августа по 20 октября нынешнего года – в Атырауской области в проект вошли 62 волонтера.
Например, атырауские волонтеры установили неэффективное расходование бюджетных средств при реконструкции внутрипоселковых дорог в селе Аккистау Исатайского района. Информацию о разрушении асфальтобетонного покрытия, ямах, трещинах и выбоинах на улицах Достык и Абая они направили в Антикор. В частности, должностными лицами акимата Исатайского района подписаны фиктивные акты о проделанной работе в рамках действующего договора, заключенного между Исатайским районным отделом ЖКХ и ТОО «Информстройсервис» на сумму 1,4 млрд тенге на реконструкцию внутрипоселковых дорог. В свою очередь нами данный факт подтвержден, в результате чего выявлен риск хищения бюджетных средств на сумму более 78 млн тенге.
Жаннат Есмагамбетова, вступившая в ряды проекта «Антикоррупционное волонтерство», открыла центр по оказанию правовой помощи пациентам на базе поликлиники №4 города Атырау. Деятельность волонтера направлена на создание механизма оперативной юридической помощи, правовое просвещение атыраусцев, представителей некоммерческих организаций, в частности, помощь лицам с инвалидностью, матерям особенных детей касательно проблемных вопросов в сфере здравоохранения. Ж. Есмагамбетова также проводит бесплатные, практические, обучающие занятия на актуальные вопросы в области медицины и оказывает правовую помощь тем, кто в ней нуждается. Любой человек может обратиться к антикоррупционному волонтеру за защитой своих прав по номеру: 8 (701) 288-58-78.
Еще наши добровольные помощники при мониторинге футбольных и детских площадок в рамках проекта «Благоустройство 100 дворов» выявили нарушения на сумму более 14 млн тенге. Так, при изучении объектов в микрорайоне Балыкши – улиц Кунанбаева, Ашенова – установлены недоделанные футбольная и игровая площадки, отсутствие освещения, оголенные провода. Там брусчатка раскидана по дворам, тогда как в подписанных актах выполненных работ перечисленные объекты отмечены установленными. Слаженная работа волонтеров помогла устранить нарушения – освещение проведено, знаки установлены, рулонное покрытие из резиновой крошки разложено.
– Вступила в силу новая система поощрения за сообщение о коррупции. Что именно изменилось?
– 15 сентября 2023 года в законную силу вступили Правила поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих (оказавших) содействие в противодействии коррупции. Ранее Правила поощрения граждан, сообщивших о коррупционных правонарушениях, утверждались Постановлением Правительства. В рамках дебюрократизации госаппарата Правила утверждены приказом председателя Агентства. В настоящее время департаментом поощрены три человека на общую сумму 2,3 млн тенге.
– Сейчас законодательство запрещает дарить и получать подарки, Антикор не единожды призывал отказаться от привычки благодарить государственных служащих…
– …и еще приравненных к ним лиц за оказание государственных и других услуг, поскольку такие действия могут привести к негативным последствиям как для дарителей, так и для должностных лиц. Но не все следуют правилам. Антикоррупционной службой по Атырауской области составлено шесть административных протоколов, из них пять относятся к категории коррупционных. Напомню, что за предоставление вознаграждений, подарков или льгот физические лица уплачивают штраф по статье 676 КоАП в размере 200 МРП, это порядка 600 тысяч тенге. При этом если вознаграждение или премия присуждается со стороны юридического лица, то такое действие квалифицируется по статье 678 КоАП, и здесь штраф увеличивается до 700 МРП, что составляет 2 млн тенге. В случае повторного совершения такого правонарушения в течение года юридическое лицо может получить штраф в два раза больше – 1 500 МРП, или 4,5 млн тенге.
Однако, не приняв во внимание эти нововведения, житель Атырау перевёл должностному лицу Атырауского городского отдела предпринимательства и сельского хозяйства через банковское приложение материальное вознаграждение – пять тысяч тенге – за беспрепятственное прохождение ежегодного технического осмотра специальной техники, принадлежащей компании. В связи с тем, что в действиях последнего содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 676 Кодекса об административных правонарушениях, департамент составил протокол. Нарушитель заплатил штраф в размере 345 тыс. тенге.
Как я уже отметил, в зависимости от решения проблемных вопросов регионов и их потребностей Карта коррупционных рисков обновляется на постоянной основе. Темпы превентивной работы по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных преступлений, не снижаются.
Светлана НОВАК