Актуально

ТЕНГИЗ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ОПАСЕНИЯ

На Тенгизском месторождении в Атырауской области начинается строительство завода третьего поколения. К участию в возведении завода по подготовке нефти будут привлечены почти 20 тысяч человек. Предполагается, что большинство рабочих мест займут казахстанцы. С вводом в строй нового предприятия объемы добычи нефти на Тенгизе достигнут 36 миллионов тонн в год. Однако уже сейчас атыраусцы опасаются, что завод негативно повлияет на здоровье людей и экологию региона. Есть ли у нефтяников убедительные аргументы в пользу обеспечения безопасной работы предприятия? Ответ на этот вопрос общественность области попыталась получить на слушаниях, где разговор шел о воздействии тенгизского предприятия на окружающую среду региона. 

Тон разговору задал исполняющий обязанности акима Атырауской области Гумар Дюсембаев. Он отметил важность крупномасштабного проекта для экономики не только нашей области, но и всего Казахстана. Привлечение большого числа рабочих и специалистов позволит во многом улучшить показатели занятости населения.
Люди, занятые в проекте, на несколько лет будут обеспечены хорошо оплачиваемой и постоянной работой. И не только те, что будут непосредственно работать на Тенгизе. Кому-то придется этих людей доставлять на месторождение, кому-то кормить… А это тоже рабочие места. В бюджет и региона, и республики придут новые налоговые отчисления. Но говоря о важности проекта, Гумар Дюсембаев особо подчеркнул, что необходимо просчитать все возможные риски, которые может принести проект строительства завода для здоровья людей, для экологии региона. Учитывая же масштабность проекта, риски эти немалые. После завершения примерно в 2019 году строительства добыча нефти на Тенгизском месторождении увеличится с нынешних 24 до 36 миллионов тонн в год. О масштабах говорит и такая цифра: предварительная стоимость проекта — около сорока миллиардов долларов.
— В процессе строительства будет создано на пике работ около 20 тысяч рабочих мест. Из них 15 тысяч непосредственно на Тенгизе, в Атырауской области. И 5 тысяч на производственных площадках в Мангистауской области. Кроме этого, проект имеет мультипликативный эффект, -сообщил генеральный менеджер ТОО «Тенгизшевройл» по связям с Правительством и общественностью Рзабек Артыгалиев.
Строительство на Тенгизе даст новый импульс развитию экономики многих регионов Казахстана. Завод будет собираться из модулей общим весом 253 тысячи тонн. Вес 88 из них (модулей — прим. Авт.) — от 300 до 1 800 тонн. Заказы на изготовление части моду лей разместят на отечественных предприятиях. Это еще тысячи рабочих мест, трансферт новых технологий, которые освоят казахстанские производители.
Но, как подчеркивали все участники общественных слушаний, не работающие в ТОО «Тенгизшевройл», увеличение добычи нефти, содержащей почти 20 процентов сероводорода, это и новые риски. Строительство нового крупного нефтяного завода вызывает у атыраусцев вполне закономерные вопросы и опасения. Если сформулировать коротко, то в первую очередь людей волнуют вопросы влияния на здоровье, на акваторию Каспийского моря, на донные отложения. Кроме того, не могут не вызывать дискуссий и споров проблемы выбросов в атмосферу и вопросы обратной закачки газа. Впрочем, это только, как говорится, лежащие на поверхности проблемы.
Академик Муфтах Диаров поднял очень сложный и больной вопрос, попросив объяснить, что происходит с тенгизским коллектором? Дело в том, что когда ТШО приступало к разработке месторождения, давление в пластах было от 850 до 900 атмосфер. Чтобы было понятно: такое давление позволяло без каких-либо особых трудозатрат извлекать нефть. Давление постепенно падает, что делает нефть все более трудноизвлекаемой. И есть опасения, что когда у «Шеврона» закончится срок контракта на разработку месторождения, Казахстану придется вкладывать колоссальные средства, чтобы продолжить добычу. Еще одна проблема, о которой говорил М. Диаров, это образование под землей огромных пустот, которые грозят техногенными явлениями, в том числе землетрясениями. Но сколько ни добивался академик, полученный ответ от иностранных специалистов был пространным. Единственное, действительно важное, это то, что была озвучена информация: давление за эти годы на Тенгизе упало до 450 атмосфер. Так что можно только представить, каким оно будет после извлечения увеличенных объемов нефти.
Ответ же на опасения прозвучал обескураживающий:
— Зато более низкое давление делает безопасными буровые работы.
Не прозвучало ответа и на вопрос:
— Сколько газа было закачано обратно в пласты?
— Это нужно смотреть. Представители Жылыойского района подняли вопрос о влиянии на экологию и инфраструктуру района огромного потока большегрузных машин, которые будут доставлять на Тенгиз сборные модули. В качестве примера привели недавнюю доставку 300-тонного груза, который заблокировал дорогу. И еще один вопрос от жылыойцев. На Тенгиз приедут 15-20 тысяч человек. Это, по сути, равно числу жителей района.
-У всех еще памятны инциденты с турками, которые случались при строительстве завода второго поколения.
Кто будет следить за правопорядком?
Представители ТШО пообещали, что вопрос будет проработан и печальный опыт учтен.
Еще один вопрос, ответ на который интересовал участников общественных слушаний:
— Не окажет ли предприятие пагубного влияния на экологию региона, и не появятся ли на Тенгизе новые горы серы? По словам специалистов, при проектировании завода применят самые современные на сегодняшний день в мире технологии. А опасения, что на Тенгизе, как это было раньше, вновь начнут складировать миллионы тонн серы, беспочвенны.
— В проекте завода даже не предусматривается строительство установок по подготовке попутного серосодержащего газа, какие действовали раньше. Нет и установок по производству серы. Весь газ будет закачиваться под землю. Это и забота об экологии, и возможность поддержать внутрипластовое давление, — сообщил генеральный менеджер по новым проектам ТШО Роки Бреннен.
Как всегда категорична была руководитель неправительственной общественной организации «Глобус» Галина Чернова.
— Почему общественности так и не сообщили, сколько скважин будет пробурено на Тенгизе? Почему это стало секретом? Почему проект, стоимость которого когда-то оценивалась в 6,9 миллиарда долларов, вдруг возрос до 40 миллиардов долларов. Нам бы было все равно, сколько он стоит. Но ведь все эти затраты придется возмещать Казахстану за счет продажи нефти! И вообще, нет убедительных доказательств, что регион выдержит такую нагрузку на хрупкую экологию. Поэтому у нас появляются опасения: не станем ли мы все однажды первыми в республике экологическими беженцами, — эмоционально закончила свое выступление Галина Чернова.
Специалисты ТШО вынуждены были заявить, что все прозвучавшие вопросы, затронутые проблемы будут тщательно изучены, и на них будет дан ответ.
Впрочем, на все вопросы ответа можно и не давать. Не хотелось бы об этом говорить, но некоторые участники слушаний пришли не за тем, чтобы больше узнать о проекте и, по возможности, повлиять на его реализацию, минимизировав риски, которые строительство на Тенгизе может принести всем нам, нашей природе.
Неожиданным было услышать:
— Я начал издавать газету. Не могли бы вы оказать мне спонсорскую помощь?
Или такой:
— Вы говорите о социальной ответственности бизнеса. А почему бы не организовать поездки атыраусцев в Туркестан?
Вот и такие вопросы, к великому прискорбию, звучали на общественных слушаниях. И все-таки, конечно, подавляющее большинство людей показали, что искренне болеют за родную землю, хотят, чтобы и впредь край развивался на пользу людям. В итоге, выслушав заверения специалистов о безопасности проекта, местные ученые и экологи потребовали каждый этап строительства согласовывать с общественностью. Еще раз просчитать все возможные риски, в том числе и связанные с закачкой газа, доставкой огромных модулей. Большая нефть, работая на благосостояние всех казахстанцев, не должна навредить региону.

Виктор СУТЯГИН,
фото Темирлана СУЛТАНГАЗИЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button