СТРУНЫ ВОЛШЕБНОЙ ДОМБРЫ

23 ноября в Атырау стартует республиканский конкурс среди женщин-домбристок, посвященный 150-летию Дины Нурпеисовой. В Атырау приедут участники со всех городов Казахстана. Состоится концерт академического оркестра имени Д. Нурпеисовой. И сегодня мы бы хотели еще раз обратиться к бесценному наследию Дины.
Казахский эпос и фольклор неразрывно связаны с музыкой. В казахской культуре домбре отведена особая, уникальная и очень ответственная роль. Обычно перед исполнением кюя на домбре говорят: «А теперь послушайте, как расскажет об этом домбра». Кюй — это не просто игра на домбре. С помощью этого жанра можно передать голоса птиц, дуновение ветра, любые особенности природы. Примером более сложной иллюстративной музыки служит кюй-легенда, которая может рассказать о настроении человека, о желании народа, о стремлении людей. Кюй передает их переживания, отчаяние и радость, гнев и милость, глубину страданий, переходя уже в сложную музыкальную поэму. В руках настоящего кюйши домбра может стать и оружием, с помощью которого исполнитель может рассказать о думах и чаяниях народа.
Профессор С. Кузембаева подчеркнула в «Казахской музыкальной антологии», что «хранителем и носителем кюя в музыкальном быту народа был кюйши — особо одаренная личность, обладающая даром импровизации, имеющая феноменальную память, одаренная природной музыкальностью, артистизмом, свободно владеющая поэтическим и исполнительским талантом». Не только обрядовые, исторические песни были построены на музыкальной мелодии, но и большие эпические поэмы исполнялись в сопровождении домбры. Роль музыки в казахском фольклоре особо подчеркивается именно этими кюями-легендами, где она сама становится средством изложения событий и чувств, приобретая сюжетный программный характер.
Настоящим кюйши мог стать особо одаренный человек. Не зря акын Кадыр Мырзалиев сказал: «Нағыз қазақ қазақ емес, нағыз қазақ — домбыра» («Истинный казах не сам казах, а его домбра!»). А кто же тот человек, которому могла быть подвластна домбра, кем являлся кюйши? Это человек, сумевший разгадать тайну домбры.
Среди казахов были удивительные личности, сумевшие разгадать тайну домбры, подобрать к ней ключ. Одна из них — уникальная, талантливая женщина Дина Нурпеисова. Сколько ученых пытались разгадать тайну Дины, понять ее уникальность, а она до сих пор остается для нас загадкой. В этом году мир отмечает 150-летие Дины Нурпеисовой.
Дина Нурпеисова — народная исполнительница-домбристка, композитор, деятель казахской культуры. Отец ее известный домбрист, помог дочери освоить все тонкости игры на домбре, когда ей было восемь лет. Примерно в этом возрасте происходит ее первая встреча с великим казахским композитором Курмангазы, после которой Дина стала продолжателем исполнительского искусства. Дина была особенной девочкой. Она точно чувствовала жизненный ритм того времени, свои мысли передавала через домбру. Струны ее инструмента издавали особенный звук, глубокий и глухой. Современная домбра звучит иначе.
И до и после Дины были блистательные исполнители. Но ее уникальность никто не смог повторить. Ее домбра не просто играла, она пела, плакала, говорила, стонала, радовалась вместе с Диной. Много лет она играла казахские народные произведения, шедевры своего учителя Курмангазы. Ее первыми произведениями были «Бұлбұл», «Байжұма», «Кегентүп», в которых прослеживаются музыкальные традиции казахского народа.
Большое влияние на творчество Дины Нурпеисовой оказало национально-освободительное движение 1916 года, когда царское правительство решило мобилизовать на тыловые работы мужчин от 18 до 43 лет из числа тех, кого называли тогда «инородцами». Казахские народные акыны и композиторы не могли остаться безучастными к народному горю и гневу. Они создали многочисленные произведения, в которых запечатлены грозные события, всколыхнувшие степь.
У Дины был мобилизован сын Журунбай, и она, уже в совершенстве владея к этому времени игрой на домбре, сочинила кюй, посвященный 1916 году, и назвала его «Шестнадцатый год». В отличие от одноименных произведений других народных композиторов «Шестнадцатый год» Дины в основе своей оптимистичен — в нем нет ни жалобы, ни плача, ни уныния. В этом кюе как бы слышится топот коней восставших джигитов, песня ликующей толпы, радость людей, услышавших весть о свержении царя. Кюй от начала до конца рисует силу и непримиримость восставшего народа, и лишь в некоторых местах мимоходом возникают мотивы раздумья восставших, песня всадников, скачущих, а может быть, и наступающих на врага.
В 1922 году Дина перебралась поближе к берегам Каспия. Семья голодала. Дине приходится собирать кумаршик — дикое просо — для того, чтобы прокормить детей в трудные годы неурожая, теперь она снова разъезжает по аулам, исполняя кюи своего сочинения. Она создала кюй под названием «Жiгер», который как бы спорит с «Жiгером» Бапаса. «Жiгер» Дины отличается энергией, но не скрытой и подавленной, а действующей, активной. Здесь Дина остается верной своему учителю Курмангазы, продолжая его дело музыкального вторжения в народную жизнь. Она слагает кюй «Жiгер», вдохновленная теми решающими переменами, которые происходят в степи.
Многие годы Дина просто сочиняла свои кюи, держа их в памяти. Много играла, учила других. И так продолжалось долгие годы, пока ее в 1937 году не повстречал выдающийся музыкант, выпускник музыкальной студии при Московской государственной консерватории Смагул Кошекбаев. Как-то во время своего приезда в родной Денгизский (ныне Курмангазинский) район Смагул Кошекбаев по пути на базар услышал звуки домбры. Ему не составило труда определить уникальность исполнителя. Домбра не играла, а говорила, рассказывала и пела. Следуя звуку домбры, Смагул увидел домбристку, познакомился с ней, попросил сыграть еще что-нибудь и был поражен ее талантом. Так состоялось знакомство самоучки Д. Нурпеисовой и профессионального музыканта С. Кошекбаева, который способствовал ее переезду в Алматы. Именно там, в столице, страна узнала о ней. В свои 75 лет Дина решилась на переезд в Алматы. Перед отъездом она продала корову. На вырученные деньги пригласила на прощальный дастархан своих соседей, а на оставшуюся сумму купила билет до Алматы, куда из Уральска добиралась восемь дней на поезде. Это можно назвать настоящим подвигом уникальной женщины.
В Алматы Дина остановилась в доме Ахмета Жубанова. И после чаепития, взяв в руки домбру, поразила композитора своим мастерством. Растроганный Жубанов по телефону пригласил всех музыкантов, к кому смог дозвониться, к себе домой послушать, как играет Дина. В том же 1937 году Дина завоевала первое место на республиканском конкурсе музыкальных исполнителей. Спустя два года она покорила Москву, завоевала на Всесоюзном конкурсе первое место. Ей было тогда 77 лет.
В 1944 году Дина участвует в Среднеазиатском конкурсе музыкантов, куда были приглашены представители пяти стран. Она вновь завоевывает главный приз. Участвовавший в конкурсе музыкальный исследователь А. Островский в своем труде «Музыкальная культура Узбекистана» отмечал особенность игры на домбре Дины Нурпеисовой: «Никто не смог дотянуться по уровню исполнения до уровня ученицы Курмангазы Дины. Ее наследие достойно мировой пропаганды. Ее необходимо монументально увековечить, а имя прославить».
Сколько потом ни изучали творчество Дины, но так никто и не смог разгадать ее тайну. Казалось бы, обычная домбра, но в ее руках она становилась волшебной. Может быть, тайна в ее пальцах. Но стоит об этом подумать и приглянуться, то казалось, что она вообще не касается домбры. Отдельно музыканты изучали паузу, которую Дина нередко использовала во время своей игры. Эти моменты усиливали исполнение. Это были не просто паузы, они получались как отдельные слова песни. Казалось, что ее домбра не играла, а рассказывала. Так оно и было. Игра ее левой руки и была той самой разгадкой уникальности Дины. Эта была целая школа мастерства игры на домбре. Курмангазы в свое время сказал Дине: «Если одному человеку были бы даны твоя левая рука и моя правая рука, такому человеку не было бы равных». Одна нота в исполнении Дины могла звучать высоко, низко, длинно, коротко, громко, тихо. Когда слушаешь игру Дины, перед тобой как будто картина художника, использовавшего всю палитру красок. Ее игра — это игра целого оркестра. А ведь в домбре всего лишь две струны.
В годы Великой Отечественной войны Дина Нурпеисова страстно служила своим искусством в общей борьбе с фашизмом. Ей было 80 лет, а она сочиняла, выступала на концертах, призывала словом бороться с ненавистным врагом.
Она обладала отличной памятью и могла очень красочно, точно, подробно изложить услышанное ею хотя бы однажды. В 1941 году Дина сочинила кюй «Ана бұйрығы» («Наказ матери»), создала еще ряд произведений. Победный, торжествующий характер передан активной, ликующей музыкой. В послевоенные годы Дина Нурпеисова сочинила еще ряд кюев: «8 Марта», «Еңбек Ері» («Герой Труда»), «Сауыншы» («Доярка»). Музыка проникнута энергией и динамикой, поразительна точностью реалистических характеристик.
Дина, начав свою деятельность в окружении любимых учителей и наставников, прошла через все эти испытания и в мирное послевоенное время как бы из рук в руки передала великое достижение классиков домбрового искусства. В своих интерпретациях Дина точно сохраняла темы кюев, все особенности формы, но в то же время она драматизировала все музыкальные образы и исполняла в присущей ей яркой, виртуозной, психологически напряженной манере, ломая присущую кюям уравновешенность, делая их ритмически обостренными, с более активным развитием.
Долгую и трудную жизнь прожила Дина. Но никакие лишения не могли сломить эту гордую и мужественную женщину. Несмотря на трудности, Дина никогда не оставляла своего «старого друга» — домбру. Всю жизнь она совершенствовала свою игру, достигнув высочайшего мастерства. Умерла Дина Нурпеисова 31 января 1955 года в Алма-Ате на 94 году жизни. Это был долгий и славный жизненный путь, из которого 86 лет были отданы музыке. Подлинная жемчужина народного искусства, творчество Дины Нурпеисовой воплотило в себе лучшие черты народного музыкального искусства.
Учеников у Дины, кто сидел бы рядом с ней и по пальцам разбирал бы игру на домбре, не было. Одна ее игра не была похожа на другую. Тем не менее, были те, кто слушал ее постоянно и пытался перенять ее манеру исполнения. Их она называла «шайтан бала». В наше время кюи Дины прекрасно исполняют А. Улькенбаева, С. Кудайбергенова, Ш. Жаменова, А. Батырхаирова, С. Бибатырова и другие. В 1997 году народный артист Казахстана Каршыга Ахмедьяров собрал полное сочинение Дины в один сборник. И в нашей стране уже стал традиционным республиканский конкурс среди женщин-домбристок имени Дины Нурпеисовой.

СПРАВКА «ПК»
В Атырауской области имя Дины Нурпеисовой носит академический оркестр, музыкальный колледж — Академия народной музыки, одна из центральных городских площадей, село, улицы и школы. Есть станция Дины, где одно время она жила с семьей. Имя легендарной домбристки было присуждено одному из старейших и красивых зданий в областном центре, построенном еще до Великой Отечественной войны, – Дому культуры нефтяников.

Карима САХАРБАЕВА,
профессор, заслуженный деятель культуры
Республики Казахстан

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна