Актуально

СТРОИМ ОБЩЕСТВО ВСЕОБЩЕГО ТРУДА

Благосостояние казахстанцев и достижение нового качества жизни может обеспечить труд. Как отметил Глава государства Нурсултан Назарбаев в программном документе «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», идея о том, что все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, должна стать альтернативой идеологии потребления. По сути, Президент страны предложил новую модель развития, которая станет ответом на глобальные вызовы, и озвучил основные приоритеты социальной модернизации в Казахстане, тем самым определив центральные вопросы деятельности ведомств, партий, общественных объединений, профсоюзов. Программная статья Главы государства вызвала широкий отклик среди казахстанцев, в том числе и среди атырауской общественности.

Идеология потребления породила социальное иждивенчество и стала одной из главных причин глобального кризиса. Как отметил Глава государства Нурсултан Назарбаев в своей программной статье «Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», опубликованной в официальных СМИ, философии потребления можно найти конструктивную альтернативу — идею о том, что «все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами».

Президент не только обозначает основные направления развития страны, но, по сути, предлагает казахстанскую социальную модель, которая является ответом на вызовы глобального кризиса и одновременно «путеводителем» в посткризисный период.

«Сегодня важно культивировать в обществе, начиная с самых ранних этапов воспитательного процесса в общеобразовательных школах, положение о том, что государство — не бесконечный донор, а партнер, создающий условия для роста благосостояния граждан. Стратегия государства строится в направлении от социальной защиты к социальному прогрессу. А это значит, что иждивенчество недопустимо», — отмечает в своем выступлении Глава государства.

Угроза наступления новой волны мирового финансово-экономического кризиса ставит перед всей социальной системой новые насущные задачи, требующие сплоченной работы всех заинтересованных сторон. В данном контексте Президентом страны определен главный драйвер дальнейшего развития — социальная модернизация, которая должна стать центральным вопросом деятельности нового Парламента и Правительства, всех ответственных сил Казахстана — партий, общественных объединений, творческих и профессиональных союзов, средств массовой информации, всех патриотов нашей страны.

По поручению Президента проект Общенациональной концепции социального развития должен быть разработан до 1 апреля 2013 года на период до 2030 года и опираться на положение Стратегии «Казахстан-2030», при этом совмещать вопросы развития казахстанской социальной системы и общества с задачами экономической модернизации.

Также Глава государства обратил внимание на необходимость проведения инвентаризации национального законодательства в социальной сфере, в связи с чем поручил Правительству совместно с Парламентом и НДП «Нур Отан» в срок до конца 2012 года разработать и внести на согласование глубоко проработанный проект Концептуального Плана законотворческой работы на весь период работы Парламента пятого созыва.

 

Стимул для каждого казахстанца

«Одним из пяти основных приоритетов социальной модернизации в Казахстане, — отмечает заведующая отделом экономических исследований КИСИ при Президенте РК, кандидат экономических наук Бэла Сырлыбаева, — Нурсултан Назарбаев назвал формирование эффективной модели социально-трудовых отношений и, в частности, развитие сферы занятости.

Стоит отметить, что обеспечение продуктивной занятости является одним из основных приоритетов социально-экономической политики любого государства. В нашей республике акценты развития сферы занятости четко расставлены в принятой Правительством в 2011 году «Программе занятости-2020».

Она явилась принципиально новым документом, направленным на решение трех важнейших задач: создания эффективной системы обучения и содействия в трудоустройстве, содействия развитию предпринимательства на селе, повышения мобильности трудовых ресурсов, приоритетного трудоустройства в центрах экономической активности. Главная цель программы — к 2020 году создать как минимум полтора миллиона качественных рабочих мест в приоритетных секторах экономики, в первую очередь в сельском хозяйстве, промышленности и инновационной сфере. По результатам первого года реализации программы уже можно подвести предварительные итоги и выявить ее узкие места.

Как ранее отметил Президент страны: «… только в прошлом году южным областям выделено свыше 9 миллиардов тенге, а в этом году — почти в 2,5 раза больше. Однако трудоустроено всего 2% нуждающихся, или 25 тысяч человек (в общем по стране — около 60 тысяч). Всего по республике обучено около 40 тысяч человек, а работу получила лишь половина». Большой проблемой остается и ситуация, при которой не все самозанятые стремятся работать.

А ведь именно самостоятельно занятые, безработные и малообеспеченные казахстанцы являются основными объектами «Программы занятости-2020». В настоящее время на предприятиях всех форм собственности в республике работают около 8,5 миллиона человек. Уровень безработицы по итогам первого полугодия 2012 года составил 5,2%, что по мировым стандартам достаточно приемлемо.

Для сравнения: в странах Европейского Союза уровень безработицы в 2010-2011 годах составлял около 10%, а в Канаде и США в марте 2012 года он был равен 7,2% и 8,2%, соответственно. Самое худшее положение с обеспечением занятости наблюдается в Испании — уровень безработицы в этой стране составляет 23%, при этом без работы остается почти половина испанской молодежи. Такая ситуация является следствием масштабного кризиса современной экономической системы и системы обеспечения занятости, в частности. В этой связи при проведении модернизации системы занятости в Казахстане необходимо извлечь ошибки из опыта других стран и не допустить их в условиях республики. В частности, это касается принципов начисления социальных трансфертов.

Отметим, что в новой государственной политике содействия трудоустройству изменен сам принцип начисления социальных выплат — теперь платить пособия будут только объективно нетрудоспособным, малообеспеченным и нуждающимся — детям, старикам, инвалидам. Другие категории граждан могут рассчитывать только на получение мотивационных денежных выплат. Иными словами, им будут предоставляться определенные средства (гранты) на приобретение профессии, повышение квалификации, а не за то, что данный индивид числится безработным. В этой связи пособия по безработице заменяются мотивационными, поощряющими грантами на переобучение и трудоустройство.

Данный тезис не означает уход государства от решения социальных проблем. Напротив, расходы на социальную сферу в бюджетах всех уровней растут, хотя еще и являются недостаточными. Ежегодно увеличиваются и социальные расходы, определяющие качество жизни населения: на образование, здравоохранение, водообеспечение, строительство муниципального жилья и социальных объектов (школ, больниц) и т.д. Данные траты можно даже не считать расходами — это инвестиции в будущее. Речь идет о другом — о мерах по обеспечению устойчивой и продуктивной занятости, о предоставлении незанятому населению реальных возможностей по трудоустройству. Следует заметить, что ужесточение правил выдачи пособий по безработице является вынужденной мерой и диктуется накопленным мировым опытом.

Изменение принципов начисления социальных пособий призвано создать стимулы к легальной продуктивной трудовой деятельности. Проблема также в том, что большая часть из числа самозанятых не показывает (не декларирует) свои доходы и, соответственно, не платит налоги и не делает накоплений в пенсионных фондах. В то же время при достижении соответствующего возраста эта часть населения будет претендовать на пенсионное обеспечение и другие социальные выплаты. Сложившаяся в республике ситуация в области обеспечения занятости — 470 тыс. безработных и порядка 2,7 млн самозанятых, что составляет 33% от численности занятых, несет в себе угрозу социальной дестабилизации. В этой связи усилия Правительства, направленные на построение принципиально иной модели обеспечения занятости и помощи незанятым, являются своевременными, актуальными и чрезвычайно значимыми.

Основная цель преобразований — создание условий для вывода самозанятых в легальную рыночную среду посредством создания открытых рабочих мест, поддержки прозрачной, подотчетной фискальным и другим контролирующим органам трудовой деятельности, содействие в организации собственного дела. Очевидно, что безработные и самозанятые казахстанцы — это значительный кадровый резерв национальной экономики и, в частности, малого и среднего бизнеса, который, в свою очередь, сам создает большое количество рабочих мест. Казахстан, как известно, — страна, исключительно обеспеченная многими видами природных ресурсов, однако главное богатство государства — это его граждане, человеческий потенциал. Именно показатели качества жизни, образования, здоровья нации, обеспеченности рабочими местами, уровней доходов и потребления должны стать самыми верными индикаторами развития нашей страны. И именно в этом заключается один из главных посылов программной статьи Главы государства.

В современном высококонкурентном мире большое значение имеют не только уровень образования, но и креативность, нестандартность мышления, гибкость, активность и мобильность каждого работника. В этой связи успешность выполнения поставленных задач в области обеспечения занятости зависит не только от деятельности государственных органов, но и от самих граждан, от их внутреннего настроя, желания работать, учиться, саморазвиваться, повышать самодисциплину, брать на себя ответственность, принимать решения, проявлять инициативу. Таким образом, социальная политика Казахстана должна перейти в новое качество. Используя накопленный мировой опыт, необходимо сыграть на опережение и не допустить тех острых социальных проблем, с которыми столкнулись европейские страны.

Проблемы безработицы необходимо эффективно решать посредством мотивации населения к занятию легальной, общественно-полезной трудовой деятельностью, а не смягчать и не загонять вглубь при помощи государственных пособий. Но при этом граждане страны должны чувствовать себя защищенными, особенно в периоды мировых кризисов, которые очень быстро приобретают характер глобальных и затрагивают практически все страны мира. Действенными инструментами подобной защиты зарекомендовали себя фонды социального страхования — своего рода страховые кассы по безработице и потере трудоспособности. Реализация перечисленных мер в области модернизации социальной политики позволит, на наш взгляд, реально улучшить жизнь большинства казахстанцев, повысить эффективность осуществляемых Правительством социальных трансфертов, создаст стимулы для развития потенциала каждого работника, построит справедливую систему социальной помощи».

Подготовлено по материалам республиканских СМИ

120712 05 1Каждый должен начать с себя

Насипкали САМЕНОВ, председатель районного совета ветеранов,

почетный ветеран МВД, почетный гражданин Махамбетского района

Меняться нужно всем, говорит Президент, и он прав! Надо избавляться от иждивенческих настроений, искать источники дохода, по возможности внедрять в хозяйствах инновации. «Сегодня весь мир с особой остротой убедился, что эта идеология потребления оказалась губительной. Она породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира и является одной из главных причин глобального кризиса. Этой ложной идее, которая никак не может быть реализована не только во всем мире, но даже в развитых странах, можно найти конструктивную альтернативу. И такой альтернативой является идея Общества Всеобщего Труда», — отметил Глава государства. Эти слова Президента затронули важную проблему. Потребительское отношение присутствует у большинства населения, все требуют от государства помощи и привилегий, забывая о своем вкладе. Президент страны ставит во главу угла труд, который должен стать основой политики социальной модернизации страны. Глава государства отмечает, что об этом ему говорили люди на встречах. Для нас, ветеранов, эта мысль понятна, труд во имя общества, для блага страны был почетен во все времена. Сегодня молодежь стремится к престижным высокооплачиваемым профессиям, и осуждать ее за это тоже нельзя. Но кто будет работать на остальных важных участках? И об этом подумал Глава государства, который говорит о необходимости разработки закона о социальных стандартах и гарантиях, ведь качество жизни зависит от уровня заработной платы, пенсий и пособий, и эти выплаты должны соответствовать реалиям жизни.

«Закон в первую очередь должен содержать обоснованные минимальные ключевые параметры и индикаторы качества жизни, включая уровень заработной платы, пенсий и пособий, объем гарантированных медицинских услуг, механизм формирования минимума потребительской корзины на одного казахстанца и т.д. Казахстанский стандарт качества жизни должен выполняться повсеместно — и в крупном городе, и в отдаленном ауле», — сказал Глава государства. В последние годы наши сельчане активизировались, в сельских округах все больше реализуется инновационных проектов, ведь современные технологии позволяют круглый год получать урожай, обеспечивать их хранение. Крестьянские  хозяйства нашего района обеспечивают областной центр сельхозпродукцией. Количество хозяйств увеличивается с каждым годом, причем многие применяют в своей работе высокие технологии, открываются новые объекты, создаются рабочие места. И это свидетельство большой работы, проводимой руководством нашего региона.

В последние годы в районе заработало 8 овощехранилищ, в селе Бейбарыс успешно работает молочная ферма, обеспечивая продукцией многие организации района и областного центра. В 11 округах открыты убойные цеха, теперь убой скота производится не где попало, а в специализированных помещениях в присутствии ветеринара, с проведением необходимых анализов. Жители получили работу на новых объектах предпринимательства. У нас снизился уровень безработицы с 5 до 3,2 процента. В улучшении показателей немалую роль сыграла оказываемая всесторонняя поддержка предпринимателям — им выделяются земельные участки, хозяйства получают субсидии, кредиты. В результате открываются новые хозяйства животноводческого и растениеводческого направления, объекты по оказанию услуг населению.

Также в нашем районе за последние годы появилось много социальных объектов. Построены дороги, населенные пункты газифицированы, обеспечено водоснабжение, заработали новые школы, поликлиники, спортивные объекты, учреждения культуры и т.д. То есть реальный скачок в качественном уровне жизни сельчан произошел. Но не только государство, но и сами жители должны участвовать в модернизации страны. Жизнь на селе улучшается с каждым годом, и следующая цель заключается в том, чтобы все аулчане своим трудом вносили лепту в развитие государства.

 

 

120712 05 2Поднять престиж рабочей професии

Нурадин ШАМШАТОВ,

президент АО «Атырауские тепловые сети»

Хотелось бы отметить, что вся программа Главы государства проникнута заботой о каждом казахстанце. За 20 лет развития независимого Казахстана мы не раз убеждались в том, что Елбасы всегда держит руку на пульсе экономической, политической, социальной, межэтнической, культурной жизни государства. И программа «Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» — еще одно тому подтверждение. Этот документ создан на основе глубокого анализа современного мира, развития независимого Казахстана, его экономического, социального положения.

Я хочу остановиться на отдельных моментах программы, которые близки нам, работникам производственной отрасли. В первую очередь, это касается «выработки стимулов к честному труду, создание системы общественного поощрения трудовых достижений». На нашем предприятии разработана своя система поощрений за добросовестный труд, выполнение и перевыполнение тех или иных показателей каждым работником. Система поощряет или, наоборот, лишает вознаграждения отдельно взятого специалиста за качество работы. И каждый знает, за что он будет вознагражден и в каком размере, а также за что будет наказан. Также на предприятии предусмотрена дополнительная плата за расширение зоны обслуживания, за мастерство. Все эти меры отвечают принципу стимулирования и создают условия для того, «чтобы казахстанцы могли самостоятельно улучшать свое качество жизни».

Около 20 процентов коллектива составляет молодежь. Молодые работники трудятся бок о бок с нашими передовиками, ветеранами, перенимая их богатый производственный и жизненный опыт, осваивают все тонкости профессии.

Программа социальной модернизации страны нацеливает нас, энергетиков, на решение новых задач по выработке эффективной модели социально-трудовых отношений, расширению производства, созданию новых рабочих мест.

 

 

120712 05 3Здоровье — высшая ценность

Аскар КАЗИЕВ,

ветеран спорта, кандидат педагогических наук

Президент нашей страны неоднократно обращал внимание на то, что здоровье человека только на 20 процентов зависит от внешних факторов и врачебного вмешательства. Остальные 80 процентов — от его образа жизни, от привычек и питания. Я с этим полностью согласен. Порой мы удивляемся, почему мужчине всего 30-35 лет, а он уже заработал инсульт, уже на инвалидности, имеет различные пороки и хронические заболевания. А все потому, что он не обращает внимания на то, что ест, пьет, сколько времени посвящает отдыху, восстановлению сил. И имеет много плохих привычек. У каждого человека должна быть ответственность за свое здоровье. Это ответственность не просто перед самим собой, но и перед будущим поколением, перед семьей, детьми, перед обществом.

Я с этими словами полностью согласен. Не понимаю, как можно наплевательски относиться к собственному здоровью. Хочешь сделать свою жизнь полезной, интересной, светлой, радужной, хочешь прожить свою жизнь с пользой, со смыслом, работай над собой, вырабатывай характер. Здоровье — это тоже труд. Человеку надо многое успеть в этой жизни, вырастить детей, поднять на ноги внуков. А все это без здорового образа жизни сделать не удастся. Порой нередко человек учит детей не курить, не иметь плохие привычки, а сам злоупотребляет табаком, спиртными напитками. Для ребенка важен пример перед глазами, когда родители или старшие братья и сестры могут сказать ему: «Пойдем, побегаем по полю, поиграем с мячом, в шахматы». В воспитании важны вот такие примеры.

Мне самому 51 год, и я и дня не мыслю без спорта. Легкой атлетикой, а именно — бегом на длинные дистанции увлекся в 13 лет. 17 раз принимал участие в Московском международном марафоне. Участвовал во всех крупных марафонах России, Польши и многократно в Казахстане. Являюсь кандидатом в мастера спорта СССР. Каждое утро делаю зарядку по 30 минут. По два часа совершаю пробежку на стадионе «Буревестник». Приучил и своих детей, сын и дочь занимаются плаванием.

Многие годы я заведовал кафедрой физического воспитания Атырауского института нефти и газа. С тех пор, как открыли спорткомплекс при АИНГ, работаю там директором. У нас в институте много талантливой спортивной молодежи из глубинки. Замечаю, что в последние годы наши студенты все чаще стали посещать спорткомплекс, хотят заниматься спортом, пусть даже просто для себя, для поддержки формы. Это очень правильно, могу только приветствовать это. Еще раз хочу подчеркнуть, что нет ничего дороже здоровья. А это в руках самого человека. Сейчас в нашей области строятся такие прекрасные спортивные сооружения, есть возможность заниматься спортом в любое время бесплатно или по доступной цене. Надо ценить это и пользоваться этим ради себя, ради собственного здоровья. Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. А в этом может помочь только здоровый образ жизни.

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button