Актуально

ПРАЗДНИК МИРА И ДОБРА

111105-02В эти выходные начинаются святые дни праздника Курбан-айт. Этот древний мусульманский обычай призван очистить наши души. Это праздник добра, сострадания, милосердия. Каждый из нас в эти дни стремится стать лучше, помочь ближнему. Ведь Курбан-айт — это праздник дружбы, братства и единства народа.

УВАЖАЕМЫЕ БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ!
ДОРОГИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ!

Вновь на нашу землю пришли святые дни праздника Курбан-айта, издревле призванные очищать душу, привносить в нашу жизнь добро, сострадание, милосердие, стремление помочь ближнему, праздник дружбы, братства, единства людей. Во время Курбан-айта совершают жертвоприношения во имя Аллаха за мир и благополучие. Поздравляю всех с этим великим праздником! Искренне желаю каждому из вас счастья, любви и добра, а также процветания и благополучия нашей стране. Пусть в каждой семье царит мир и согласие! Праздничный намаз состоится 6 ноября в 9 часов во всех мечетях Атырауской области.
Представитель духовного управления мусульман Казахстана по Атырауской
области, главный имам центральной мечети «Имангали» Нурбек-кажы Есмаганбет.
В воскресенье атыраусцы будут отмечать главный праздник мусульман всего мира Курбан-айт.
В этом году Курбан-айт приходится на 6, 7, 8 ноября. Самый важный для мусульман — первый день Курбан-айта. В этот день в мечетях читается айт-намаз, именно в первый день верующие люди стараются поздравить друг друга и пригласить к щедро накрытому дастархану. У мусульман считается, что в дни айта нужно быть в хорошем настроении, приветливыми и снисходительными. Будет правильным, если поссорившиеся люди смогут простить друг друга и помириться. Посетить больных, по возможности помочь нуждающимся, сиротам и вдовам, дать им почувствовать атмосферу праздника — тоже в списке благих дел, которые можно совершить в эти дни, чтобы получить сауаб — небесное вознаграждение.
Чуть ранее мусульмане дают шектік, то есть поминают ушедших. Однако, по словам наиб-имама областной центральной мечети Еркебулана Каракулова, в шариате этот обычай не предусмотрен и желательно совершить обряд жертвоприношения в дни праздника.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ВО ИМЯ ВЕРЫ
Совершеннолетние, дееспособные, обладающие имуществом или деньгами сверх прожиточного минимума мусульмане обязаны в один из праздничных дней Курбан-айта совершить заклание животного. Также во время жертвоприношения необходимо читать специальную молитву – такбир ташрих. Считается, что тот, кто выполнил жертвоприношение (один из столпов ислама) обеспечивает семье благополучную жизнь. Мясо жертвенного животного делят на три части. Одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью мусульманин может оставить себе.
Отметим, что каждый год на Курбан-айт в главной мечети закалывают полсотни жертвенных животных. Большая часть мяса раздается бедным, Домам престарелых, инвалидов и детским домам.
Выбор жертвы для Курбан-айта строго регламентирован Кораном. Животному должно быть не менее года и чтобы было здоровым. У него не должно быть серьезных изъянов: отрезанных ушей, сломанных рогов, отсутствия большинства зубов или большей части хвоста. К тому же животное не должно быть слепым на один или оба глаза. Особь с подобными изъянами не может быть принесена в жертву. Из всех видов животных в жертву допустимо приносить только верблюдов, коров или быков, буйволов, баранов, овец.
Перед забоем полагается прочесть молитву, положить животное головой в сторону Мекки, а затем перерезать ему сонную артерию, обеспечив полное удаление крови из туши, так как употреблять ее правоверным нельзя.
Должно выполняться еще одно обязательное условие – животное перед убоем не должно видеть ни забоя других животных, ни туш, ни крови собратьев. При испуге в кровь забиваемого животного выбрасываются гормоны страха, которые могут отрицательно сказаться на качестве мяса и здоровье человека. По шариату умерщвление животного должно происходить очень быстро, причем в присутствии жертвы запрещается даже точить нож. Если не будут соблюдены все эти условия, то мясо животного употреблять в пищу запрещено. Тот, кто совершил жертвоприношение, не может ничего продать от жертвенного животного – ни мяса, ни шкуры.

ПЯТЫЙ СТОЛП ИСЛАМА
Праздник жертвоприношения Курбан-байрам (Курбан-айт) приходится на десятый день лунного месяца зуль-хиджа и совпадает с окончанием хаджа — ежегодного паломничества правоверных в Мекку к мечети Масджид аль-Харам. Как известно, в мусульманстве хадж считается пятым столпом ислама и совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря.
История хаджа начинается с жизнеописания пророка Ибрахима. По велению Аллаха Ибрахим оставил в пустынном месте свою жену Хаджар с маленьким сыном. В поисках пропитания, изнывая от голода и жажды, женщина с грудным ребенком на руках бродила меж двух холмов Сафа и Марва. Спустя некоторое время появился ангел Джабраил и одним ударом руки пробил воду из-под земли. Место, откуда вытекает источник, назвали Замзам. Другая история рассказывает о том, как пророк Ибрахим, также по велению Аллаха, должен был принести в жертву своего сына Исмаила. Однако, когда он попытался вонзить нож в горло своего сына, лезвие не прошло через тело юноши. Своими поступками Ибрахим доказал преданность служению Аллаху. И Всевышний указал Ибрахиму место, где можно будет зарезать барана. Все эти поступки нашли отражение в обрядах хаджа. И хождение между двумя холмами Сафа и Марва, как делала это Хаджар, и ритуал забрасывания камнями шайтана, который искушал Ибрахима и его жену с сыном, и стояние на горе Арафат, где пророк молился, и ночевка паломников в местечке Муздалифа, где было совершено жертвоприношение.
Как рассказал нам имам-представитель Духовного управления мусульман Казахстана по Атырауской области Нурбек Есмаганбет, согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. Сам имам со священной миссией побывал в Мекке уже три раза. По его словам, чтобы осуществить паломничество, необходимо иметь крепкое здоровье, достаточно средств и, самое главное, духовно настроиться на предстоящее паломничество. Хадж совершается один раз в жизни ради поклонения Аллаху. Считается, что в другие разы паломничество совершается за родственника, если он сам в силу слабого здоровья или других объективных причин не может отправиться в дорогу, но при этом обязан оплатить все дорожные расходы. Совершить паломничество в Мекку можно и за умершего близкого родственника, который при жизни не смог сделать это сам. Кстати, отправляются в Мекку и женщины. Но не одни. Каждую должен сопровождать муж, брат, отец или взрослый сын.
— Во время хаджа паломники становятся гостями Аллаха в Его Доме, к которому мусульмане всего мира обращают свое лицо пять раз в день во время молитвы. Покидая на время свой дом и перенося тяготы путешествия, паломники тем самым совершают внешнее и внутреннее очищение, – говорит Нурбек-кажы.
При совершении хаджа запрещается заниматься торговлей, свататься или вступать в брак, гневаться и обижать кого-либо, а также бриться, стричь волосы и ногти, пользоваться туалетной водой, надевать украшения и курить. Нарушение этих запретов делает хадж недействительным.
— В Мекке паломники совершают поклонение Каабе и обходят вокруг священного строения семь раз, целуя его. После приступают к совершению обряда – бег между холмами Сафа и Марва. Они поднимаются на холм Сафа, поворачиваются лицом к Каабе и обращаются к Аллаху с молитвой о милости и просьбой защитить их от несчастий. Затем паломники спускаются с этого холма до столба, установленного у его подножия, и бегут до другого столба, стоящего у холма Марва, и поднимаются на этот холм. Там они вновь поворачиваются лицом к Каабе и совершают молитву, после чего возвращаются к Сафе. Бег между этими холмами повторяется семикратно. Этот обряд установлен по преданию в память о страданиях Хаджар, жене Ибрахима, которая металась между холмами в поисках воды для сына Исмаила. На этом заканчивается малый хадж – умра. Те, кто совершил умру, подстригают свои волосы. Таким образом, они как бы выходят из малого хаджа, – продолжает священнослужитель.
Обряды большого хаджа совершаются коллективно и на протяжении четырех дней. Паломники, пересекая пешком долины Мина и Муздалифа, отправляются к горе Арафат, расположенной в 25 километрах от Мекки. Там совершается центральный обряд хаджа – стояние у горы Арафат. Оно начинается в полдень и завершается перед заходом солнца. На горе совершаются молитвы, обращенные к Аллаху. Читаются они многократно и громким голосом. После захода солнца паломники бегом возвращаются в долину Муздалифа. Здесь же они проводят ночь. Она считается ночью поста и молитвы не только для совершающих хадж, но и для мусульман всего мира.
По возвращении домой родные и близкие паломника устраивают ему торжественную встречу.
— Молитвы человека, совершившего хадж, принимаются до 40 дней, – завершает свой рассказ имам-представитель ДУМК по Атырауской области.
В этом году 28 атыраусцев совершают священный хадж в Мекку. В прошлом году их было больше, порядка 39 человек, — рассказывает наиб-имам главной мечети «Имангали» Еркебулан Каракулов. – Всего же для Казахстана Саудовская Аравия выделила квоту на четыре тысячи мест.
Фирм, имеющих право на организацию паломничества в Атырау, к сожалению, нет. Однако имеются представители, которые работают через мечеть. Стоимость путевки варьируется от 2,9 до 4 тысяч долларов. В нее входит проезд, проживание в гостинице и одноразовое питание в обеденное время.
В Саудовскую Аравию все казахстанские паломники попадают только воздушным путем по двум направлениям – Алматы-Стамбул-Джидда и Алматы-Шарджа-Джидда. Туристическая компания закрепляет за каждой группой своего гида, который ознакамливает паломников с правилами прохождения хаджа. Рассказывает о цели паломничества, обрядах хаджа, в том числе и о том, как избежать проблем, которые могут возникнуть во время семикратного обхода вокруг Каабы. Как уже известно, во время данного ритуала в огромной давке гибнут люди, оказываясь попросту затоптанными.
Отправляющийся в хадж паломник для начала должен знать, что представляет собой хадж, и должен осознавать, что совершает он его не для того, чтобы получить титул «қажы». Все это так условно. Согласно исламу, хадж совершается не ради получения титула, а прежде всего знаменует собой приближение к Аллаху и является одним из основополагающих принципов ислама.

БЛИЦ-ОПРОС

Нефтяник Азамат Имангалиев: «Курбан-байрам для нашей семьи — святой праздник. В эти дни мы собираемся всей родней, совершаем жертвоприношение. Часть мяса отдаем малоимущим. С детства я помню, как мой дед давал жертвоприношение Аллаху. Думаю, когда у меня появятся свои дети, я также буду учить их продолжать традиции своего народа. Считаю, что подобные религиозные праздники могут и должны объединять людей вокруг светлых идеалов, способны придать жизни другой, более высокий смысл. А молодежи вроде меня, прислушиваясь к советам старших, приобщаться к вере».

Преподаватель Анар Омарова: «Помню, как в детстве отмечали этот праздник: резали барана, читали молитву, приглашали гостей. У всех было праздничное настроение, люди по-настоящему осознавали значимость этого великого праздника. Сейчас же, несмотря на то, что Курбан-айт сделали официально выходным днем, его празднование чисто символическое. К примеру, когда я была в Арабских Эмиратах, поразилась тому, что Курбан-айт отмечают всей страной как государственный и национальный праздник. Современное понимание этого торжества в нашей стране не настолько глубокое».

Гость нашего города из Алматы Сабыр Мырзакулов: «Курбан-байрам моя семья отмечала испокон веков. В советское время мы также собирались за праздничным столом, приглашали гостей и делали жертвоприношение. Двое моих детей продолжают эту традицию до сих пор. На мой взгляд, Курбан-айт это не просто религиозный праздник, это наша гордость, которая свидетельствует о духовном возрождении, а также подъеме государства с момента обретения им независимости».

Завуч школы Акмарал Избергенкызы: «Курбан-айт — это большой религиозный праздник. А об усилившемся значении говорит придание ему статуса выходного дня, что свидетельствует об уважении государства к духовным потребностям и интересам верующих. Ведь раньше у нас не наблюдалось таких традиций. Курбан-айт олицетворяет заботу о ближних и сострадание к нуждающимся. Большое значение он имеет для воспитания в соответствующем духовном и просветительском ключе молодежи. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех атыраучан с этим великим днем».

Бухгалтер Мария Абилова: «Все мое детство и молодость прошли в государстве с коммунистической идеологией. Поэтому я не привыкла строго следовать канонам ислама. Однако отношусь к традициям предков очень уважительно. Сейчас будучи бабушкой стараюсь все свои знания об обычаях нашего народа донести до детей, внуков. Безусловно, Курбан-айт будем праздновать в ближайшие священные три дня. Напечем бауырсаков, шелпек, раздадим мясо. В общем, как бы люди ни отмечали Курбан-айт, главное, чтобы намерения у них были чистые, а дела — добрые».

Подготовила Айнура ЖУБАНОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button