Актуально

ОНЛАЙН-УСЛУГИ: УДОБНО И ОПЕРАТИВНО

Компьютерная грамотность и владение новейшими информационными технологиями — требование времени. Сейчас для нас уже стали привычными и электронные очереди, и оплата коммунальных услуг, телефонной связи посредством терминалов. С каждым годом расширяется перечень государственных услуг в рамках программы «Электронное Правительство», оказываемых через центры обслуживания населения либо путем обращения на портал е-правительства посредством электронной цифровой подписи.

В Послании Президента страны «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» отмечена необходимость дальнейшего развития электронного Правительства, повышения качества государственных услуг населению и звучит призыв ко всем казахстанцам активнее осваивать информационные технологии.

На сегодняшний день в Казахстане 15% социально значимых услуг переведены в электронный формат. В рамках оптимизации и автоматизации государственных услуг в 2011 году проведена модернизация 28 ЦОНов, в 2012 году планируется модернизировать еще 228 ЦОНов. Для удобства жителей сельских населенных пунктов запущено 14 мобильных ЦОНов, в этом году планируется запустить в пилотном режиме 4 специализированных по предоставлению государственных услуг в сфере регистрации автотранспорта и выдаче водительских прав (г. Алматы, Астана, Караганда, Актау). В планах на 2013-2014 годы — создание подобных ЦОНов во всех областных центрах.

 

К хорошему привыкаем быстро

На страницах газеты буквально о каждом запуске очередной государственной услуги в электронном формате мы торопимся оповестить наших читателей.  К примеру, ноу-хау стало введение новой электронной услуги «Подача заявления на регистрацию брака через Интернет»,  государственной регистрации юридического лица, как субъекта малого предпринимательства, действующего по типовому уставу и т.д.

По информации директора областного Центра информационных технологий АО НИТ Гульсары Ескалиевой, на портале «Электронного Правительства», не отходя от рабочего места и при наличии электронно-цифровой подписи, можно получить документы, за которыми обычно обращаются в разные инстанции и со списком документов. Сейчас, например, можно получить справку о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, которую раньше получали в БТИ, сразу запросить о присвоении СИКа или получить информацию о движении средств вкладчика, дождаться справки о наличии либо отсутствии судимости, за которой приходилось обращаться в прокуратуру. А также получить адресную справку, которая сейчас заменяет домовую книгу и еще ряд необходимых документов. Но самое главное — появились и пять региональных услуг. Это регистрация детей дошкольного возраста (до 7 лет) для направления в детские дошкольные учреждения, назначение государственной адресной социальной помощи, оформление документов для материального обеспечения детей-инвалидов, обучающихся и воспитывающихся на дому, выдача архивных справок, справок безработным гражданам.

Предоставляется и такая новая услуга, как «Подача электронного заявления на регистрацию рождения ребенка», позволяющая в режиме онлайн получить ИИН новорожденного и свидетельство о рождении.

Если родители непосредственно обращаются в отдел регистрации актов гражданского состояния за получением этого документа, то они подают заявление, медицинскую справку и копию свидетельства о браке. А на портале «Электронного правительства» достаточно ввести ИИН супругов и заверить онлайн-заявку электронной цифровой подписью заявителя. Заявление на регистрацию рождения должно быть подано не позднее двух месяцев, а союз родителей должен быть зарегистрирован не ранее 1 июня 2008 года. Последнее условие обусловлено тем, что в государственной базе данных хранятся сведения о браках, заключенных после 1 июня 2008 года.

В результате заявителю в личный кабинет (раздел «История получения услуг») высылается справка в PDF-формате, в которой указана информация о присвоенном ребенке ИИН и времени посещения ЗАГСа для получения свидетельства о рождении ребенка. В случае отказа заявитель получит мотивированный ответ от государственного органа с указанием причины отказа. Также в рамках проведенной автоматизации услуг органов ЗАГС посредством портала можно подать заявление на расторжение брака при отсутствии совместных детей младше 18 лет.

Одна из наших читательниц Лариса, недавно оформлявшая свидетельство о рождении внучки, осталась очень довольна работой городского ЦОНа, что расположен по улице Баймуханова.

— Пока у меня нет электронной цифровой подписи, с которой, я знаю, еще быстрее самостоятельно могла бы подать заявление, сидя дома, в онлайн-режиме, — говорит Лариса. — Но и обратившись в ЦОН, где нас очень вежливо проконсультировали, поздравили с рождением внучки, уже через три дня мы получили свидетельство о рождении ребенка. И вообще хочу отметить, что в последнее время получить какую-то справку вообще нет никаких проблем, не то что раньше, когда для этого приходилось простаивать в очередях.

Также на портале запущены автоматизированные услуги Комитета информации и архивов Министерства связи и информации РК, которые позволяют в режиме онлайн зарегистрировать СМИ, получить архивную справку и подать заявку на апостилирование документов, чтобы придать юридическую силу документу, который мог бы законно функционировать в другом государстве. Услуги данного Комитета доступны как физическим, так и юридическим лицам, зарегистрированным на портале и имеющим электронную цифровую подпись.

При получении услуги «Постановка на учет СМИ», то есть регистрация СМИ, заявитель заполняет заявление установленной формы, к нему прикладывает необходимые документы, заверяет электронной подписью и в режиме онлайн оплачивает государственный сбор, размер которого устанавливается согласно Налоговому кодексу. В течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления на указанную в заявке электронную почту высылается версия свидетельства о постановке на учет СМИ. В случае отказа в его личный кабинет на портале поступит уведомление с разъяснением причины отказа. Аналогичную процедуру пользователь проходит при получении остальных государственных услуг.

 

Лицензирование в электронном формате

В текущем году в рамках проекта «Е-лицензирование» все государственные ведомства-лицензиары перейдут на электронный формат лицензирования. Уже сегодня на портале www.elicense.kz  можно подать заявление на получение лицензии в двадцати центральных государственных органах и восьми акиматах в городах Астана и Алматы, Алматинской, Павлодарской, Кызылординской, Жамбылской, Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях. В 2012 году система электронного лицензирования охватит оставшиеся акиматы и одно центральное ведомство — Агентство по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

В рамках информационной системы «Государственная база данных «Е-лицензирование» с начала запуска в 2008 году автоматизировано 100 видов лицензирования и выдано более 4 тысяч электронных лицензий, из которых более 3 тысяч сформировано в прошлом году.

В Атырауской области электронное лицензирование будет внедрено в областном Департаменте Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РК, Атырауском филиале Национального Банка, Департаменте внутренних дел комитета административной полиции Министерства внутренних дел РК, Межрегиональной инспекции транспортного контроля «Каспий» г. Атырау, Департаменте комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности, Департаменте Агентства РК по регулированию естественных монополий.

 

Информационные технологии в обучении

Благодаря проекту e-learning — системе электронного обучения посредством информационно-коммуникационных технологий дети-инвалиды начнут дистанционно обучаться на дому, в школах будет полная автоматизация учебного процесса и статистики.

С целью внедрения системы в Атырауской области было проведено обследование 22 школ, 15 из которых находятся в районных центрах и сельских округах. В текущем году планируется начать работу в этих учебных заведениях и провести обследование следующих 25 школ.

Горожанка Надежда, воспитывающая дочь, которая обучается на дому, такому повороту событий очень рада:

— Безусловно, ребенку-инвалиду, помимо обучения необходимо общение с ровесниками, с учителями. Ведь ребенку так важно услышать поощрение педагога, видеть его заинтересованность в успехах своего ученика. Поэтому, если моя дочь сможет дистанционно обучаться, ей регулярно будут даваться задания, ставиться отметки, то я убеждена, что успехи в учебе у нее будут значительно выше.

— Я просто удивлена была тому, как мне буквально в считанные минуты выдали справку о наличии, отсутствии недвижимости, — отметила другая наша собеседница Мария. — Мой брат должен был получить эту справку, а за ней пошла я. Оказалось, что она конфиденциальная и выдается непосредственно заявителю после предъявления им удостоверения личности. В ЦОНе мне все это объяснили, тут же уже сам брат пошел и буквально за пять минут ему выдали справку. Я даже не представляю, как бы мы сейчас могли бы получать всякого рода справки, если бы не эти новшества. Главное-то — время экономится, никакой нервотрепки и долгого ожидания. Так что я уверена, что в будущем в этом плане в нашем городе будет самый высокий сервис.

Любой человек, независимо от образования, занимаемой должности должен иметь представление о том, как без хлопот и проволочек, имея электронную цифровую подпись и выход на портал е-правительства, самостоятельно получить государственную услугу. Всему можно научиться, было бы желание. Одним словом, наступила информационная эпоха, в которую просто невозможно обойтись без полноценного использования тех возможностей, которые предоставляют новые технологии. А чтобы полноценно использовать эти самые возможности, необходимо учиться, уходить от работы по старинке.

Наталия УРАЗГАЛИЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button