О нефти, налогах и открытости данных
Не так давно в Алматы прошёл брифинг-семинар для журналистов, организованный ассоциацией «Казахстан Петролеум». Такие брифинги интересны тем, что на них выступают видные учёные, политологи, специалисты-нефтяники, представители правительственных и неправительственных организаций. Разговор на них идёт не только о нефтяной промышленности нашей страны, но и тенденциях в этой основополагающей для нас отрасли экономики. А главным для нас является то, что участие в них принимают не только столичные журналисты, но и представители региональных СМИ. В этом году такую возможность журналистам предоставила компания «Аджип ККО», «отрядив» на брифинг не только сотрудников областных изданий, но и, что на мой взгляд очень важно, журналиста из районного центра Макат.
Чем же запомнился этот брифинг-семинар? Что интересного мы на нём узнали или услышали?
Тон общему разговору задал известный аналитик – директор Группы оценки рисков, советник по политическим вопросам Евразийского клуба банкиров Досым Сатпаев, выступивший с сообщением «Болевые точки политической и экономической системы Казахстана. Риски для конкурентоспособности». По мнению Д.Сатпаева, если в предыдущие десятилетия главной целью Казахстана было привлечение инвесторов, то в последние годы приоритетом государственной политики стала поддержка отечественных компаний. Это подтверждает и недавнее принятие Закона о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РК по вопросам недропользования и проведения нефтяных операций в нашей стране. Теперь государство имеет преимущественное право на выкуп доли в проекте инвесторов, решивших её продать.
Что это значит? Очень многое. И это подтвердил министр энергетики и минеральных ресурсов РК Сауат Мынбаев, побывавший на прошлой неделе в нашей области, когда сообщил, что к 2013 году Казахстан получит ещё более 8 процентов участия в Кашаганском проекте. Кстати, не заплатив за это ни цента наличных денег, – расчёт за увеличение доли будет производиться нефтью. Таким образом Казахстан потихоньку начинает увеличивать своё влияние в проектах, в девяностые годы отданных на откуп инвесторам-иностранцам. Глядишь, и на Тенгизе найдём пути увеличить свою долю…
Вряд ли стоит задавать вопрос — зачем?
Больше доля в проекте – больше возможностей влиять на его судьбу. При этом получая больше от продажи нефти.
Так что если временной интервал с 1991 по 2002 годы можно было называть периодом наибольшего благоприятствования для привлечения иностранных инвесторов и их деятельности, то с 2002 года – это период введения инвестиционного паритета. Вот в такой период мы живём.
Разумеется, не обошли журналисты стороной и изменения в Налоговом Кодексе, о которых сегодня так много говорят. По мнению всех аналитиков, принимавших участие в семинаре, эти изменения наряду с введением экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых, это очень мощный инструмент государственной политики во всех стратегических отраслях экономики, одобренный Президентом.
О ключевых моментах изменений для недропользователей в Налоговом Кодексе разговор на семинаре был особенно насыщенным. По той простой причине, что до сих пор идут споры: не навредит ли он отношениям государства и недропользователей? Как признавали все эксперты, хотя трения между ними и будут, но желающим добывать в Казахстане природные ресурсы придётся «притереться» к новым законам.
Что же в них нового?
Регистрация налогоплательщиков будет проводиться только по месту их нахождения, как и налоговые проверки. Поясню. Пока существующая практика такова. Очень многие месторождения, в том числе и в нашей области, зарегистрированы за ТОО или за физическими лицами, находящимися или живущими, допустим, в Алматы или Астане. Иными словами, обогащаются они у нас, а налоги платят где-то далеко. Если ещё платят. Немало было случаев, когда налоговые органы области, начиная проверки, сталкивались с тем, что налоги вообще не уплачиваются. Так что было достаточно «отыскать» в Атырау «бесхозное» месторождение, зарегистрировать, используя связи, его на своё ТОО в Астане, и жируй на здоровье, объясняя атырауским налоговикам, что это не их дело — копаться в бумагах ТОО, находящегося далеко за пределами области. Алматинские же налоговики и не представляли, что в их городе какому-то ТОО принадлежит месторождение или рудник в далёком Западном или Восточном Казахстане.
Но больше всех, конечно, изменений в Налоговом Кодексе ждут иностранные инвесторы. Они боялись, что условия грабительских СРП, заключённых в 90-е годы, будут пересмотрены. На такие радикальные меры Правительство не пошло. Стабильность налогового режима для СРП и контрактов, заключённых до 1 января 2009 года и прошедших обязательную налоговую экспертизу, будет сохранена и впредь. Так что ТШО и «Аджип ККО» могут расслабиться и получать удовольствие. Одни — оттого, что с увеличивающихся объёмов добычи нефти платить придётся копейки. Другие — оттого, что когда бы они не начали добычу – дополнительным налогом её не обложат.
Но тут вряд ли стоит сильно возмущаться. Закон, как известно, обратной силы не имеет, и Казахстан поступил цивилизованно. Думать надо было раньше, когда заключали эти самые контракты и СРП.
Для остальных налогообложение будет осуществляться в соответствии с текущим налоговым законодательством. Налог на добычу полезных ископаемых заменит ранее применяемый роялти. Налог будет дифференцирован для различных видов полезных ископаемых, нефти, минерального сырья и подземных вод. Что, согласитесь, справедливо. А там, где больше справедливости – и больше желания не укрываться от уплаты положенного в бюджет.
Ставки налога официально пока не объявлены. Но как сообщали нефтяники, уже доподлинно известно, что при реализации сырой нефти и газового конденсата на внутреннем рынке ставки уменьшатся на 50 процентов. Правда, особой радости на их лицах я что-то не заметил – всё равно гнать нефть на экспорт для них выгоднее. Особенно если прогнать её через фирмы и фирмочки, зарегистрированные в оффшорных зонах, где и осядет часть наших нефтедолларов… Но это тема уже другого разговора. Желательно там, где борются с экономической и коррупционной преступностью. Жаль вот только, что это ведомство семинаров для журналистов не проводит…
Большие изменения и в корпоративном подоходном налоге. Ставки налога будут снижаться в течение 3 лет с 30 процентов до 20, 17,5 и 15 процентов, начиная с 2009 года. Расширен перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Будут отменены авансовые платежи для налогоплательщиков, не являющихся крупными недропользователями.
Внесены изменения и в международное налогообложение, и в налог с физических лиц, что для всех нас более актуально. В измененном Кодексе будет расширено и конкретизировано понятие объектов налогообложения, что позволит нам во многих случаях не зависеть от воли чиновника, по своему усмотрению «читающего» законы. Разрешат вычет из налогооблагаемого дохода расходов на оплату медицинских услуг, кроме косметологических. Введена единая фиксированная ставка для социального налога в 11 процентов.
Разговор на брифинге-семинаре шел также об Инициативе прозрачности в добывающих отраслях. Директор центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутова сообщила, что после того, как казахстанское Правительство сделало процедуры прозрачности обязательными, был представлен первый отчёт по Инициативе. Так что можно констатировать, что после долгих споров и переговоров Правительство и добывающие компании предоставляют больше данных по доходам от добывающего сектора. А все мы получаем больше информации. Хотя, как констатировали многие эксперты, особой радости пока от всего этого маловато. Ведь по-прежнему контракты с соглашениями о разделе продукции закрыты от общественности. Пятая часть экспорта реализуется через оффшоры (это не досужие домыслы, а официальная статистика — В.С.). Подписание меморандумов и публикации аудиторских отчётов не гарантирует полной прозрачности. Увы, таковы реалии. Но будем надеяться, что если уж этот воз с прозрачностью сдвинулся, наконец-то, с места, может он, выражаясь образно, и доберётся однажды в нужное место. По крайней мере, все участники семинара, независимо от их политических пристрастий, выражали на это надежду. Которая зиждется на тех конструктивных изменениях, которые происходят в Казахстане в последнее время.
Виктор СУТЯГИН
Атырау-Алматы-Атырау