На газовом пайке
В последнее время газозаправочные станции Атырау периодически простаивают из-за отсутствия топлива. При потребности около 10 тысяч тонн в месяц Министерство энергетики РК отпускает на область половину этого объема.
В самом начале тенденция перевода автомобилей на газовое топливо была обусловлена экономическими соображениями, низкая стоимость газа была хорошей альтернативой постоянно растущему в цене бензину. Однако, как показывает практика, все хорошее для населения через некоторое время прикрывается. Сначала стала расти цена на газ, что привело к трагическим январским событиям. А теперь его отпускают в ограниченном количестве, в результате периодически на заправках возникает дефицит газа. Пока от этого страдают предприниматели, но если вопрос не решать, то в летний период отпусков может возникнуть напряжение уже среди населения.
Опрос атырауских водителей показал, что пока большой проблемы с заправкой газовым топливом нет, если нет в одной ГЗС, то в городе можно поискать и найти другую заправку. Хуже ситуация в районах, на трассах. К примеру, жылыойский предприниматель Омиржан Досов жалуется на убытки из-за недостатка топлива. Его объект находится в проходимом месте, но заявка на 120-150 тонн возвращается 30-40 тоннами топлива. Этого объема хватает на пару недель, потом приходится закрывать заправку, так как продавать нечего…
Месячная норма за сутки
Чтобы узнать причину нехватки газа в Атырау, где в центре города находится свой нефтеперерабатывающий завод, «ПК» обратилась в областное управление энергетики и ЖКХ. Главный специалист управления Анар Бауыржанкызы напомнила, что после известных январских событий, вызванных повышением цены на газ, распределение сжиженного газа было передано местным исполнительным органам, но при этом, Министерство энергетики разработало специальный механизм, который на основании ряда показателей высчитывает объем газа для каждого субъекта бизнеса.
— Данная методика расчета действует во всех регионах, кроме Мангистау. У нас в области есть 32 предприятия, занимающиеся реализацией сжиженного газа, общее количество газозаправочных станций – 103. В целом, потребность Атырауской области составляет порядка 9 тысяч тонн сжиженного газа в месяц, однако на деле мы получаем лишь 4-5 тысяч тонн.
Также, если ранее объемы утверждались на каждый месяц, то сейчас — раз в квартал, то есть, министерство на три месяца выдает объем на область. В апреле – это было 4800 тонн, в мае – 5894 тонны, июне – 5122 тонны. Этот объем мы распределяем между субъектами, хотя на деле запрашиваемый объем по 32 предприятиям составляет 9734 тонны в месяц. Министерство не покрывает наш спрос. Мы не раз поднимали этот вопрос, однако он пока остается открытым. Но почти каждый месяц по нашим обращениям к основному объему добавляются дополнительные объемы, к примеру, на июнь мы дополнительно получили одну тысячу тонн сжиженного газа, — сообщила Анар Бауржанкызы.
Также с ее слов стало известно, что сжиженный газ поставляется с АНПЗ, где мощность производства составляет 600 тонн в сутки. Размер атырауского месячного пайка по министерским расчетам составляет порядка 5 тысяч тонн газа. Сжиженный газ реализуется по цене 37 тысяч тенге за тонну.
Дело в цене
По словам республиканского эксперта нефтегазовой отрасли Нурлана Жумагулова, сегодня дефицит сжиженного нефтяного газа наблюдается во многих регионах.
— Тому есть несколько причин. Во-первых, буквально за один год количество автотранспорта на газе увеличилось на 57 процентов, соответственно, потребление газа выросло на 28 процентов. То ли еще будет при низких ценах на данный вид топлива. Не удивлюсь, если опять будем просить «Тенгизшевройл» поставить газ на внутренний рынок. На мой взгляд, есть несколько вариантов решения проблемы. Во-первых, необходимо перенаправить долю «Казмунайгаза» (в «Казросгазе») выработанного сжиженного газа на Оренбургском НПЗ на внутренний рынок. Во-вторых, ускорить реализацию госпрограммы по переходу на компримированный природный газ, как в Узбекистане и многих странах мира (компримированный газ — сжатый природный газ, используемый в качестве моторного топлива — Прим. авт.). В-третьих, ввести полный запрет заводам «Нефтехим ЛТД» и «Шымкентская химическая компания» скупать сжиженный газ с нефтеперерабатывающих заводов, пусть импортируют с РФ. И последнее, разрешить на АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция) продажу сжиженного газа, приобретенного у ТШО или импортированного, по рыночной цене (должны быть два дополнительных резервуара). На самом деле большинство понимает, что цены на сжиженный должны быть в разы больше, но не могут это озвучить вслух, — отметил Нурлан Жумагулов.
— Конечно, переход на компримированный природный газ был бы замечательной альтернативой бензину и даже сжиженному газу. Он более экологичен аналогов и дешевле по цене. Как идет реализация программы?
— Сроки реализации сорваны, на сегодня выполнено всего 25 процентов работ. Причина банальна — отсутствие последовательности и ответственности. В ноябре 2018 года вышло постановление Правительства РК за №797 по использованию природного газа в качестве моторного топлива, подписанное экс-премьером Сагинтаевым. Был составлен план мероприятий на 2019-2022 гг., по которому Минэнерго РК обязано два раза в год отчитываться в Правительстве. При реализации планов могли бы получить снижение нагрузки на потребление дизтоплива (он у нас в дефиците) до 400 тыс. т/г, перевод 12 тыс. единиц городского транспорта на газ к 2022 г., экономию бюджетных средств и улучшение экологии крупных городов и пр., — сообщил эксперт.
— А почему цена сжиженного газа должна быть в разы больше? Он у нас вообще на факелах сжигался…
— На факелах газ уже не сжигается, там огромные штрафы предусмотрены, поэтому нет смысла. А для извлечения пропана из попутного газа необходимо строить комплексы, что дорого, соответственно, инвесторы поставляют газ ниже себестоимости. Тот же Кашаган, огромный завод до сих пор не выпускает пропан, бутан, потому что невыгодно, — отметил Нурлан Жумагулов.
Алма ТУРГАНОВА