МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА
Ситуация с дорожной безопасностью в регионе непростая. Несмотря на принимаемые меры, в том числе по ужесточению ответственности водителей и пешеходов за нарушение правил дорожного движения, аварии и различные нарушения нередки. Основная причина сотен ДТП — недисциплинированность участников дорожного движения, и, прежде всего водителей. По мнению экспертов, организацию дорожного движения необходимо совершенствовать.
ДЕРЖИ ДИСТАНЦИЮ!
За 11 месяцев 2015 года на территории Атырауской области было зарегистрировано 364 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 71 человек и 424 ранены. Если сравнить с аналогичным периодом прошлого года, то ДТП стало меньше на 5,2%, а также снижение количества погибших на 7,8%, и раненых на 7,4 процента. Да только снижение показателей на энные проценты не повод радостно потирать руки, так как уровень безопасности на дорогах все еще остается тревожным. Как констатируют в полиции, безопасность зависит от целого ряда факторов: организации движения, состояния дорог, ответственности самих участников дорожно-транспортного движения.
Начальник управления административной полиции ДВД Атырауской области Руслан Адилов сообщил «ПК», что основной причиной дорожно-транспортных происшествий в области является пренебрежение участниками дорожного движения простых правил поведения на дороге. В Атырау водители не соблюдают дистанцию между транспортными средствами, ездят на высокой скорости, игнорируют правила обгона и встречного разъезда, проезда перекрестков и маневрирования.
Вот простейший пример, который ежедневно могут наблюдать многие водители, стоящие в пробке или в ожидании светофора, машины терпеливо стоят, но у кого-то не выдерживают нервы, он выскакивает на «встречку» и мчится до перекрестка. И нет возможности остановить нарушителя, из-за которого может произойти очередная трагедия.
В Атырау многие водители будто не знают, что надо держать дистанцию.
— Если я держу дистанцию перед другим автомобилем, то передо мной тут же резко встает другая машина, будто я для него «застолбил» место, — недоумевает гость, приехавший в регион по служебным делам. — Ни разу не видел, чтобы за это полицейские кого-нибудь остановили.
БОЛЬШЕ «ЛЕЖАЧИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ»!
Полиция проанализировала, в каких точках города чаще всего происходят ДТП.
— Аварии нередко совершаются на перекрестках таких улиц, как Сатпаева — Тульская, Азаттык — Махамбета, Махамбета — Сырыма Датова, Курмангазы — Владимирская, Тайманова — Алиева, Молдагулова — Алиева, — поясняет Руслан Адилов.
Что мешает стражам порядка на дорогах «закрыть» аварийность на вышеуказанных участках областного центра? Из года в год сотрудники полиции повторяют одно и тоже, что «для улучшения ситуации на дорогах области необходимо принятие комплекса мер по обучению населения основам правил дорожного движения, выработке у водителей и пешеходов принципа нетерпимости к нарушителям правил дорожного движения». Но это еще не все.
— Помимо привития нетерпимости к нарушителям на автодорогах, надо увеличить количество автоматических технических средств за слежением дорожного движения, устанавливать освещение на улицах, где имеются пешеходные переходы, устанавливать и обновлять технические средства регулирования дорожного движения, — перечисляет начальник управления административной полиции Руслан Адилов. — Ежегодно мы обследуем автодороги области и улично-дорожную сеть областного центра и районов. В настоящее время требуется установить 4607 дорожных знаков, 30 светофоров, 8 тысяч погонных метров искусственных неровностей.
Выработать нетерпимость к нарушениям — задача не из легких. Безответственных водителей не впечатляет даже жуткая статистика. Они все время куда-то торопятся — на светофоре еще горит сигнал для пешеходов, а автомобилисты уже срываются с места. Сложилась еще одна нехорошая и опасная практика. Порой водителеи создают аварийную ситуацию, пропуская сами пешехода в неположенном месте. Сколько уже было случаев, когда из-за водителя, оказывающего такую медвежью услугу пешеходу, тот в результате попадает под колеса другого автомобиля!
Работая над повышением транспортной дисциплины и предупреждением дорожно-транспортных происшествий, полицейские выявили более 81 тысячи нарушений правил дорожного движения. Если посмотреть в процентном отношении, то грубых нарушений правил дорожного движения, непосредственно способствующих ДТП, тысячи.
НЕ ЗОЛОТИ РУЧКУ ИНСПЕКТОРУ!
Для повышения дорожной безопасности в течение последних лет в Правила дорожного движения и Административный Кодекс РК был внесен ряд существенных изменений. Они должны непосредственно влиять на систему водитель — дорога — пешеход. 20 октября 2014 года вступили в силу изменения в Законе «О дорожном движении», а с 1 января 2015 года — новый Кодекс об административных нарушениях. Что касается Закона РК «О дорожном движении», изменения существенно ужесточили ответственность водителей. Увеличены сроки лишения права управления автотранспортом и сроки административного ареста. Повышены штрафы за превышение скорости, пользование сотовым телефоном во время движения, нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств, проезда перекрестков. Изменены санкции со «штрафа» на «лишение права управления автотранспортом» за выезд на встречную полосу, так как именно это правонарушение провоцирует большое количество аварий с тяжкими последствиями. За вождение в состоянии опьянения нарушителя в первый раз лишат прав на 3 года, во второй раз — на 6 лет и административный арест на 15 суток. В третий раз — лишение прав на 10 лет и административный арест на 30 суток.
Например, 7 декабря 2015 года житель города Кульсары в состоянии алкогольного опьянения сел за руль автомашины «Тойота Камри». Его успели поймать у магазина сотрудники дорожно-патрульной полиции.
— На судебном заседании водитель полностью признал свою вину, раскаялся. Постановлением Жылыойского районного суда его признали виновным в административном правонарушении. Он лишен права на управление транспортным средством на срок 3 года, — проинформировал пресс-секретарь Атырауского областного суда Боранбай Галиев.
Кроме того, за невыполнение законного требования сотрудника полиции пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения в первый раз — лишение прав на 2 года.
Размер штрафов был увеличен на 50-70%. Недавно Генеральная прокуратура республики предложила уменьшить сумму штрафов на некоторые виды нарушений. Связано это с экономической ситуацией. В ряде стран Европы штрафы меньше и зарплаты больше, все это подталкивает к коррупции. Самый низкий штраф — 0,5 МРП водитель выплатит за выброс мусора из окна автомобиля. А самый высокий штраф предусмотрен для юридических лиц за отсутствие страховки — 1 000 МРП, то есть 1 миллион 982 тысячи тенге. Немало водителей, у которых за год по нескольку нарушений, а таких шоферов направляют на проверку знаний правил дорожного движения.
В Атырауской области всего за нарушения Правил дорожного движения было наложено штрафов на общую сумму более 597 миллионов тенге, а взыскано чуть более половины — свыше 353 миллионов тенге. По мнению казахстанских экспертов в области безопасности дорожного движения, чрезмерное увеличение штрафов все равно к результату не приводит, а коррупция растет. Штрафы в стране должны быть весомыми, но не завышенными, и людей можно приучить легально оплачивать их, а не давать взятки дорожным полицейским. Чем больше суммы штрафов, тем больше суммы «разводов».
ЕСЛИ АВТОМОБИЛЬ В КАЖДОМ ДОМЕ
В Прикаспии автомашин становится все больше, что не может не влиять на проблему дорожной безопасности.
— Количественный рост транспорта продолжает иметь место, это повышает аварийно-опасную ситуацию на улицах и дорогах региона, — информирует Руслан Адилов. — В последние годы резко увеличилось количество автотранспорта, зарегистрировано 152 753 транспортных средства, из них 89193 — в областном центре. Рост количества транспорта по сравнению с прошлым годом составил 12 процентов. К тому же, 5 процентов от всего зарегистрированого автотранспорта — устаревшие.
Работа над повышением безопасности дорожного движения продолжается. Сотрудниками полиции проводятся такие агитационно-профилактические мероприятия среди водителей, как, например, «Ваш пассажир — ребенок» — о ремнях безопасности, детских автокреслах, а также «Внимание — дети!», «Осторожно — пешеход!», «Безопасная дорога», конкурсы и викторины по ПДД в учебных заведениях. Организуются выставки разбитых автотранспортных средств, попавших в дорожно-транспортные происшествия. В школах проводятся конкурсы команд юных инспекторов дорожного движения. Однако статистика ДТП и выявленных нарушений упорно твердит, что принимаемых мер недостаточно. Все ли дело только в нетерпеливости водителей? Может, многие из них элементарно не знают правила? На сегодняшний день подготовкой и переподготовкой кандидатов на водителей осуществляется 24 специальными учебными заведениями. Положа руку на сердце, кто не слышал, как люди спрашивают, как можно купить водительские права? Если ищут такую возможность, то нельзя исключать, что они ее не найдут.
Водители и пешеходы должны понимать, что дорога не прощает беспечности. Так что, будьте благоразумны.
Светлана НОВАК