Актуально

Каждая монополия должна иметь свой механизм регулирования

Регулирование уровня тарифов, цен, ставок сборов субъектов естественных монополий является важным рычагом воздействия на сбалансированное развитие всех отраслей экономики. В Атырауской области 46 субъектов включены в Государственный регистр субъектов естественных монополий, регулирование и контроль деятельности которых осуществляется уполномоченным органом – Управлением Агентства РК по регулированию естественных монополий по Атырауской области. От уровня тарифов субъектов естественной монополии в немалой мере зависит уровень тарифов и прибыльность в других отраслях. Поэтому требуется комплексный подход к вопросу формирования тарифов, разработке оптимальной и прогнозируемой политики в области регулирования тарифов.Значение естественных монополий в экономической жизни современного человека трудно переоценить: сегодня мы не можем представить себе жизнь без электричества, телекоммуникаций, коммунальных услуг. Между тем, особая технологическая структура, присущая естественно монопольным отраслям, порождает ряд особенностей во взаимоотношениях с потребителями, естественными монополистами и государственными структурами. «Необходимо отметить, что одним из актуальных вопросов в отрасли экономики Казахстана является проблема функционирования естественных монополий. Сегодня все большее внимание государство обращает на создание условий предоставления потребителям услуг субъектами естественной монополии и нормального функционирования предприятий. Конечно, однобокая позиция потребителей в непременном снижении тарифов на коммунальные услуги не способствует соблюдению баланса интересов не только потребителей, но и поставщиков услуг, что должно обеспечить управление Агентства по регулированию деятельности естественной монополии.-Мы в полной мере осознаем, что тарифы на услуги субъектов естественных монополий, снабжающих электроэнергией, теплом, водой для питья и орошения, влияют на общественное мнение, — комментирует начальник управления Балжан Досмухамбетова. — В то же время нельзя допустить банкротства монополиста, особенно естественной сферы, ведь это может привести к тому, что население вообще останется без его услуги.К примеру, если обанкротится в областном центре хлебозавод, это не так страшно, хлеб многие выпекают. Но если встанет теплосервис, водоканал, то люди останутся без воды и тепла.Наша цель — не дать монополисту извлекать сверхприбыли из высоких тарифов и в то же время не дать ему умереть, чтобы он мог оказывать услугу.Поэтому заявка субъекта на повышение тарифа тщательно изучается и обнародуется. Чем больше людей узнают правду из первых уст, тем меньше будет кривотолков и догадок». Поскольку тарифная политика в последние годы была направлена в основном на обеспечение стабильности уровня тарифов с учетом социально-экономического развития общества, у предприятий-монополистов возникли проблемы по техническому переоснащению, проведению капитальных ремонтов и модернизации производства. Невозможность резкого повышения тарифа практически привела к проблеме дальнейшего существования предприятий.Теперь перед ними стоит задача перехода на инвестиционные программы, которые рассчитаны на среднесрочный период, обеспечивающие стабильные тарифы и цены. Управлением сегодня рассматриваются проекты предельных тарифов КГП «Атырау Су арнасы», АО «Атырау-Жарык», АО «Атырауские тепловые сети». Они рассчитаны на предельный тариф, который будет утвержден на три года.Как и прежде, принятие решений об утверждении тарифов на услуги субъектов естественной монополии будет проходить несколько стадий: публичные слушания, оценка экспертного совета и утверждение коллегией управления. «Коммерческой тайны» касательно утверждения тарифов  нет. То есть любой житель может свободно узнать, за что и сколько он платит.В целях повышения инвестиционной привлекательности, проведения модернизации и снижения степени износа производственных активов субъектов естественных монополий, внесены изменения в Правила утверждения предельных уровней тарифов, существенно сокращающие перечень документов, прилагаемых к заявке. В частности, исключены все требования, предъявляемые к заявителю. Сохранено только требование по наличию и реализации инвестиционного проекта.Благодаря этим изменениям субъекты могут направлять на реализацию инвестиционных программ недоиспользованную часть затрат, заложенных в тарифе в результате их оптимизации. В этом случае неиспользование тарифной сметы не будет квалифицироваться как нарушение законодательства, и временный компенсирующий тариф субъекту вводиться не будет. Дополнительный источник финансирования капитальных вложений, несомненно, будет способствовать проведению модернизации и обновлению изношенных активов, уровень износа которых составляет 60-80 процентов. Кроме того, на уполномоченный орган законом возложены функции по согласованию годовых смет затрат, направленных на текущий и капитальный ремонт и другие ремонтно-восстановительные работы, утверждение инвестиционных программ субъектов естественных монополий.Инвестиционная программа технического перевооружения, модернизации и ремонта основных средств по КГП «Атырау Су арнасы» предусмотрена на сумму 150 млн. тенге. Необходимость разработки инвестиционной программы заключается в обеспечении бесперебойной работы систем водоснабжения и канализации, эксплуатируемых в городе Атырау и пригородных поселков, так как большая часть указанных систем введена в эксплуатацию в 60-70-х годах и имеет значительный физический износ, а уровень оснащения системами автоматизации и водоучета не соответствует современным технологическим требованиям.Инвестиционной программой по АО «Атырауские тепловые сети» предусмотрены мероприятия на сумму 294 млн. тенге по установке на всех теплопунктах ультразвуковых аппаратов УПА 2М в количестве 52 единицы, замене кожухов трубных водоподогревателей на пластинчатые в ЦТП в количестве 46 единиц, замене насосов ГВС и смешения в ЦТП в количестве 63 единицы, приобретение спецтехники. АО «Атырау-Жарык» разработана инвестиционная программа на сумму 1 014 млн.тенге.Программой предусмотрены мероприятия по реализации Плана перспективного развития электрических сетей Атырауской области на 2006-2010 годы за счет средств АО «Атырау-Жарык», реконструкции распределительных сетей электроснабжения города Атырау, внедрению информационной системы сбора оперативных и измерительных данных (АСКУЭ), модернизации средств связи, вычислительной техники, диагностики, спецавтотранспорта и механизмов.Концепция развития тарифной политики в сфере естественных монополий предусматривает переход от экономической политики выживания к экономической политике развития. Широкое использование своих прав, как потребителями, так и субъектами естественных монополий, оказывающими регулируемые услуги, обеспечение прозрачности их деятельности, грамотно проводимая тарифная политика уполномоченным органом должны дать положительные результаты. Шынар ТЕКЕЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button