КАСПИЙСКИЙ КОМПРОМИСС
Разговоры о правовом статусе Каспийского моря, а равно, о разделе его территории, ведутся давно, и пока еще этот уникальный водоем остается камнем преткновения пяти прикаспийских государств. Тем не менее, нельзя говорить о том, что дело стоит на месте. Сдвиги в решении вопроса, а точнее, в достижении ряда договоренностей между участниками прикаспийской пятерки все же есть. К Атырауской области, как к региону с крупными проектами нефтедобычи на море и биоресурсами, это имеет самое прямое отношение.
Подтверждение этому — состоявшееся в Астане 22 ноября прошлого года 30-е заседание Специальной рабочей группы по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Мероприятие прошло на уровне правительственных инстанций, министерств по охране окружающей среды, а также природоохранных ведомств, представляющих прикаспийские государства. Как считают отечественные и зарубежные специалисты в области международных отношений, подписание ряда дополнительных протоколов по защите окружающей среды и охране каспийского биоразнообразия на этом заседании вывело Казахстан, Россию, Азербайджан, Иран и Туркменистан на новый уровень взаимодействия. Ранее встречи вообще не давали каких-либо результатов касаемо всех пяти стран. Были лишь отдельные двухсторонние либо трехсторонние соглашения.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Статус Каспийского моря регулировался договорами 1921 и 1940 годов между Советским Союзом и Ираном. В июле 1998 года, когда уже не стало СССР и образовались независимые государства, между Казахстаном и Россией было заключено соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование. А в мае 2002 года был подписан Протокол к данному документу. Параллельно с этим, начиная с ноября 2001 года, шли переговоры о заключении такого же соглашения между Казахстаном и Азербайджаном. Оно состоялось 27 февраля 2003 года. После этого Казахстаном, Азербайджаном и Россией 14 мая 2003 года был заключен трехсторонний союз, вылившийся в подписание договора о точках стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря. Туркменистан же в то время на эти действия никак не реагировал, выжидая более благоприятного оборота дела. В свою очередь, Иран предложил разделить море на равные части (каждой стороне по 20%). Однако Азербайджан отказался от такого принципа раздела моря — в этом варианте границы сместились бы так, что третья часть каспийской территории Азербайджана перешла бы под юрисдикцию Ирана. Но в ноябре 2003 года ситуация измениалсь — прибрежные государства в Тегеране подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря.
— В 2003 году пять прикаспийских государств совершили, так сказать, огромный шаг навстречу Каспию и друг другу, — комментирует руководитель экологического НПО «Глобус» Галина Чернова. — Рамочная конвенция (Тегеранская) по защите морской среды Каспийского моря — документ, отражающий усилия правительств Казахстана, России, Азербайджана, Ирана и Туркменистана по достижению согласия в региональных действиях по охране хрупкой экосистемы этого уникального водоема. На его подготовку ушло восемь лет. Оно и понятно — дело межгосударственного значения. Все это происходило при содействии Программы ООН по охране окружающей среды и государственной Каспийской экологической программы (КЭП). После этого прикаспийские страны ратифицировали Конвенцию. Туркменистан сделал это в августе 2004 года, Россия — в сентябре 2004 года, Иран — в апреле 2005 года, Казахстан — в декабре 2005 года, а Азербайджан — в апреле 2006 года.
ВО БЛАГО КАСПИЯ
Из выступления министра иностранных дел Республики Казахстан Ержана Казыханова на 30-м заседании Специальной группы:
«Урегулирование статуса Каспийского моря и создание правового режима международного политического, экономического и культурного сотрудничества было и остается стратегически важным вопросом для Республики Казахстан в контексте обеспечения политической стабильности, развития Каспийского региона, сохранения и умножения его природных богатств и использования уникального географического положения Каспия».
Как сообщил нашей газете руководитель пресс-службы министерства иностранных дел Ильяс Омаров, каспийская проблематика носит многогранный характер и затрагивает территориальные вопросы, решение которых позволит расширить перспективы взаимовыгодного сотрудничества прибрежных стран в важнейших отраслях экономики.
— Сейчас совместные усилия направлены, прежде всего, на выработку эффективных механизмов защиты национальных интересов прикаспийских государств, и общей целью является обеспечение совместимости и эффективности выбранных стратегий. Надо сказать, этот процесс довольно сложный, поскольку в нем принимают участие сразу пять стран, — подчеркнул Ильяс Омаров. — Но могу отметить, что наши зарубежные коллеги и мы смотрим на это с оптимизмом и целеустремленностью. Казахстан со своей стороны крайне заинтересован в поддержании безопасности и экономическом процветании региона и привержен сотрудничеству со всеми сторонами, настроенными на достижение этих целей и продвижение региональной интеграции.
За прошедшие двадцать девять заседаний переговорный механизм Специальной рабочей группы доказал свою эффективность. Как считают во внешнеполитическом ведомстве Казахстана, это подтверждают договоренности глав государств, достигнутые в рамках состоявшихся пятисторонних встреч на высшем уровне.
— Документы, подписанные в ходе саммитов, имеют историческое значение, поскольку служат для укрепления добрососедских отношений, поддержания стабильности и развития плодотворного сотрудничества в Каспийском регионе. Мы уже сейчас можем констатировать последовательное расширение пятисторонней договорно-правовой базы взаимодействия прибрежных государств на Каспийском море в области безопасности и охраны окружающей среды, — сообщил пресс-секретарь министерства иностранных дел Казахстана Ильяс Омаров. — Заключение Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря стало своего рода толчком к разработке других международных договоров, относящихся к деятельности прикаспийских государств на море.
Напомним, что первый Протокол к упомянутой Рамочной конвенции — Протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью, был подписан 12 августа 2011 года. Стоит учесть, что этот Протокол — важная деталь, поскольку существует потенциальная опасность аварий с крупными разливами нефти. Они могут носить трансграничный характер — углеводородное сырье может попасть на территорию сопредельных государств. Особенно это касается казахстанской стороны, и, в частности, Атырауской и Мангистауской областей, где ведутся крупные разработки нефтяных месторождений. В случае трансграничного разлива в ответе будет именно наша республика, поскольку нефтяные операторы, тот же NCOC, к примеру, юридической ответственности перед другими государствами за такие инциденты не несут. Тем не менее, в нашей стране сейчас приступили к усовершенствованию национального плана по реагированию на разливы нефти на Каспии. Хотя до сих пор не ясно, какое ведомство будет координировать эту работу, но, скорее всего, это будет министерство охраны окружающей среды. Правда, существует некоторый скепсис по поводу результативного действия этого плана. Как считает руководитель экологического НПО «Глобус» Галина Чернова, все, так или иначе, упирается в финансирование и слабую техническую оснащенность. На семинарах и конференциях, где ей довелось участвовать, не раз говорилось об этом. Поднимали тему фактического отсутствия необходимого оборудования для проведения ликвидационных работ и морского транспорта. Опять же — слабое обучение специализированных отрядов, способных реагировать и на разливы, и на пожары в море. То же можно сказать и о ликвидации нефтяных фонтанов. По мнению Галины Черновой, в случае серьезной аварии, существующие противофонтанные службы не смогут оперативно справиться с чрезвычайной ситуацией.
СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ
Возвращаясь к теме, также можно отметить то, что в настоящее время в процессе согласования находятся проекты еще трех протоколов к Конвенции и проект протокола к Соглашению по безопасности. Все это не было бы возможно без того конструктивного диалога и атмосферы взаимопонимания. Конечно, это не привело к окончательному определению — кому и какой кусок каспийского пирога достанется, но уже подтолкнуло «прикаспийцев» к тому, чтобы, наконец, конкретно повернуться друг к другу и Каспийскому морю лицом.
— На сегодняшний день уже можно говорить о том, что выработка единой позиции, касающаяся правового статуса Каспийского моря, вполне возможна, — высказывает свою точку зрения начальник управления природных ресурсов и регулирования природопользования Атырауской области Ербол Куанов. То, что сейчас между прикаспийскими странами не существует разногласий, которые нельзя было бы урегулировать, дает большую надежду на положительный исход.
Кстати, особое значение здесь приобретает реализация договоренностей, отраженных в протокольном решении, принятом в ходе саммита глав прикаспийских государств, состоявшемся в прошлом году в Баку. Эксперты полагают, что перед прикаспийской пятеркой ныне стоит важная задача по созданию долгосрочного и прочного правового фундамента взаимодействия, одним из главных элементов которого является делимитация морской акватории. А имеющиеся договоренности, зафиксированные в протокольном решении Бакинского саммита, позволяют надеяться на то, что в отношении данного аспекта правового статуса Каспия к единым формулировкам можно было бы прийти уже сегодня.
Ко всему прочему, на рассмотрении сторон находятся также проекты по Соглашению о сохранении запасов осетровых и соглашения о сохранении и рациональном использовании биологических ресурсов Каспия. В свете этого возникает еще один немаловажный вопрос, на который необходимо обратить внимание, — введение запрета на промышленное изъятие осетровых пород рыбы в Каспийском море. Всем известно, что в Каспийском ареале, и большей частью, в казахстанском секторе, наблюдается критическое сокращение уникальной популяции каспийской «красной рыбы», да и частика. Это следствие бесконтрольного вылова, а также ухудшения состояния окружающей среды. Ответственность за сохранение этих видов, равно как и всего Каспийского моря, лежит на всех нас, потому как мы обязаны передать потомкам неповторимую экосистему Каспия в цельном и как можно менее измененном виде.
Как сообщают электронные средства массовой информации, очередное 31-е заседание Специальной рабочей группы состоится уже в Ашхабаде. Дата проведения встречи в процессе согласования. Пока же правовой статус Каспия еще не определен.
Евгений САМАРИН