КАШАГАН: ГОД ДО ЗАПУСКА
Зачем на острове Д соорудили 12 «елок», успеют ли в срок запустить проект, и сколько человек будут обеспечивать добычу кашаганской нефти – обо всем этом журналисты «ПК» узнали, побывав на Кашагане. Тысячи тонн морской породы и металлоконструкций, километры скважин, сотни кораблей, десятки компаний с мировым именем – гигантская стройка развернулась в 80 километрах от Атырау, на Северном Каспии. Имя ей – Кашаган. Названное в честь казахского народного поэта XIX века, это месторождение – крупнейшее, открытое человечеством за последние 40 лет и со времен обнаружения природной кладовой на Аляске.
Матушка Земля позаботилась о том, чтобы ее богатства не доставались нам просто так. Ведь нельзя обойти законы эволюции, согласно которым лишь преодоление сложностей делает человека сильнее, за что преподносится полная чаша. В нашем случае кашаганский сосуд имеет внушительные размеры: в длину — 75 км, в ширину — 45 км, в его недрах припасены миллиарды тонн нефти.
До счастливого финала есть время – до конца следующего года как минимум, когда вскроют пробку и выпустят джинна. Каким он будет – злым разрушителем или добрым исполнителем желаний, зависит от тех, кто сейчас выступает в роли Аладдина…
Воспользовавшись предоставленной возможностью, мы посетили один из пяти искусственных островов Кашагана – остров Д, чтобы убедиться, что проект готов практически на 94 процента.
Похожий на раскинувшегося в море гигантского краба, остров Д является центральным, вокруг которого сосредоточены острова-спутники. Сходство с ракообразным придают ему защитные барьеры, прикрывающие сооружение со всех сторон ото льда, сковывающего эту мелководную часть Каспия на пять месяцев в году. Кстати, эти климатические условия заставили изобрести велосипед, то есть, ледокол, способный дробить 60-сантиметровый лед и ходить на глубинах до 4 метров. Эти суда аварийно-спасательного класса предназначены для эвакуации людей в случае ЧП.
Впрочем, как мы убедились позже, ведомые по острову Д энергичным управляющим директором компании «Аджип ККО» Умберто Каррарой, ноу-хау здесь немало.
Сделав небольшое отступление, скажем несколько слов о технике безопасности. На ее соблюдение компания тратит уйму времени, сил и денег. О безопасности напоминают схемы, таблицы, рисунки и фотографии с последствиями того, что случается с теми, кто не соблюдает так называемые «10 золотых правил». А все, кто работает на островах Кашагана, прошли в учебном центре компании трехдневные курсы выживания при крушении вертолета на море. В макете вертушки в бассейн окунают и хрупких девушек, и здоровых мужиков. Из уст в уста гуляет байка о сотруднике, который трижды проваливал курс – не мог справиться с паникой, оказавшись в воде.
Так как мы отправлялись на «экскурсию», никто нас топить не пытался. Нас облачили в гидрокостюмы и пометили красными повязками чайников. На острове мы переоделись в спецовки и ринулись осознавать всю масштабность проекта. «Да-а, пока своими глазами не увидели, не понимали всего размаха», — выдохнули коллеги. Навалившийся со всех сторон шум мегастройки заглушил на полуслове последовавший за этим поток эмоций. И это к лучшему. Исторический момент нахождения над кашаганской «колбой», вскрытие которой перенесет Казахстан в «Золотой век», нужно осознавать молча…
Молчание нарушил Умберто Каррара, пытавшийся в максимально короткие сроки втиснуть в наши диктофоны максимум информации о сегодняшнем дне проекта – переводчик Мурат едва успевал транслировать нам сдобренную итальянским акцентом речь Каррары.
Остров Д разбит на сегменты: на одном будет идти добыча, на втором — прием нефти и газа с островов-спутников и последующая отправка на установку «Болашак», на другом находятся автономная электростанция, диспетчерская и жилой комплекс. Кроме насыпного метода, применяется и технология модульного сооружения. 14 готовых модулей-барж, изготовленные по всему миру, в том числе в Великобритании, Италии, ОАЭ, проделали путь через Черное или Балтийское моря по Волго-Донскому каналу до Каспия. На самом острове эти баржи поднимали и приваривали к мощным сваям. Затем сверху сооружали металлические конструкции и прокладывали нефте- и газопроводы, различные кабели. Сегодня завершен монтаж 12 модулей, еще два находятся в Курыке. Это модули обратной закачки газа в пласт, которые смонтируют в следующем году. По расчетам, сначала Кашаган будет давать до 370 тысяч баррелей нефти в сутки. После запуска последних модулей мощность добычи возрастет до 450 тысяч баррелей нефти в сутки.
— Трубопроводы тестируют с помощью воды или гелия, который позволяет обнаружить малейшую утечку, — сообщил Умберто Каррара. – Кроме того, проверяют их с помощью специальных рентгеновских аппаратов. На это время с острова вывозится рабочий персонал.
Если во время добычи произойдет выброс сероводорода, коим богата кашаганская нефть, персонал острова должен будет укрыться в герметичных жилых блоках. В двухместных каютах для полной безопасности нет даже иллюминаторов, чтобы в случае взрыва конструкция не деформировалась. Если потребуется, люди покинут остров на спасательных судах, о которых говорилось выше. К разливу нефти тоже готовы – на вооружении имеются нефтесборщики, впитывающие материалы и боны для ограждения нефтяных пятен. Ежемесячно команда спасателей проводит учения. Будем надеяться, что все эти меры не пригодятся, однако, руководствуясь здравым смыслом, нужно быть готовым ко всему. Это касается и сохранения животного мира Каспия, для чего компания «Аджип ККО» проводит соответствующие исследования.
На острове Д пробурено 12 скважин, каждая из них способна выдавать примерно по 25 тысяч баррелей нефти в сутки. На поверхности их венчают фонтанные арматуры, называемые «елками», к которым скоро подсоединят трубы для приема нефтегазовой смеси и подачи газа. К слову, при бурении применили инновационные технологии. До углеводородного резервуара сквозь породу и соляной купол бурильщики прошли порядка 4,5 километра. Для снижения количества нефтяного шлама скважина имеет минимально возможный диаметр. Чтобы не делать слишком много вертикальных скважин, на глубине более 3,5 километра от основного ствола пробурено по несколько наклонных скважин, которые и входят непосредственно в резервуар.
Стрелки манометров на «елках» лежали на нуле.
— Скважины готовы, не сомневайтесь, но сейчас они закрыты пробками, которые снимут, когда начнется добыча, — объясняет Умберто Каррара.
Остается не так много времени, за которое предстоит завершить все работы на месторождении и установке «Болашак». 11 лет назад получили первую каплю кашаганской нефти, в 2002 году объявили о коммерческом открытии месторождения. За это время казахстанская экономика получила огромные инвестиции, а предприятия, привлеченные к реализации проекта, — возможность стать конкурентоспособными. То же самое можно сказать и о тех, кто принял участие в монтаже современного оборудования, и о молодых специалистах, обучающихся в учебном центре «Аджип ККО».
— К участию в проекте мы постарались привлечь больше казахстанцев, — сказал Умберто Каррара, отвечая на вопрос корреспондента «ПК». – Речь идет об исследовательских центрах, проектных организациях, инженерных компаниях. Объединив их навыки и наши технологии и инвестиции, мы сумели решать задачи в соответствии с самыми высокими стандартами. Кроме того, мы понимаем, что все, что мы делаем, останется здесь, в Казахстане. И в первую очередь речь идет о знаниях и повышении уровня квалификации, к примеру, в плане изготовления оборудования, способного выдерживать нагрузки в жестких климатических условиях. Это трубные эстакады, некоторые трубопроводы. Кроме того, использование возможностей местных компаний позволяет экономить средства.
Сейчас на Кашагане работает около 6 тысяч человек, порядка 15 тысяч – на «Болашаке». С завершением строительства проекта происходит процесс высвобождения. После запуска на морском комплексе на Кашагане будут работать около 250 человек, на Карабатане – около 300. Планируется, что 90 процентов работников от всего числа занятых на проекте будут казахстанцы.
Как заверил управляющий директор «Аджип ККО», вопросы занятости решаются в тесном сотрудничестве с акиматом Атырауской области. «Мы предоставляем в местную администрацию график высвобождения, — говорит Умберто Каррара. – Зная, сколько человек и когда будут освобождены, местные власти предпринимают свои меры». Действительно, за последнее время в регионе успешно реализуются программы по трудоустройству. Это и курсы по переподготовке специалистов, и меморандумы с другими компаниями, работающими в области и ряд других мер.
…В смешанных чувствах покидаешь это творение рук человеческих. С одной стороны — гигантское месторождение и развернувшаяся над ним мегастройка, которая словно магнит притягивает к себе самые лучшие технологии, вызывает гордость за то, что это происходит в твоей стране. С другой – смотришь из «вертушки» на море и понимаешь, что человек вторгся в не свои владения и уже изменил баланс животного мира. Хочется надеяться, что этот проект века не только выведет нас в лидеры мировой экономики, но и не навредит природе.
Справка «ПК»
Норт Каспиан Оперейтинг Компани Б.В. (НКОК) действует от лица семи партнеров Консорциума в качестве назначенного оператора с целью выполнения оценки и разработки углеводородных запасов на 11 морских блоках в рамках Соглашения о разделе продукции по Северному Каспию от 18 ноября 1997 г. с внесенными поправками и дополнениями.
Месторождения на подрядном участке в рамках СРП по Северному Каспию площадью 5600 квадратных километров включают гигантское месторождение Кашаган, расположенное в 80 км к юго-востоку от города Атырау. Другие месторождения включают Каламкас, Юго-Западный Кашаган, Актоты и Кайран.
ДОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ ПАРТНЕРОВ КОНСОРЦИУМА РАСПРЕДЕЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ: КМГ (КАЗМУНАЙГАЗ) – 16,81%, ЭНИ – 16,81%, ЭКСОНМОБИЛ — 16,81%, ШЕЛЛ — 16,81%, ТОТАЛЬ — 16,81%, КОНОКОФИЛЛИПС – 8,40% И ИНПЕКС – 7,56%.
Справка «ПК»
НКОК делегировал выполнение операций четырем агентам: Аджип ККО, который отвечает за выполнение Этапа I (Программа опытно-промышленной разработки, включая бурение); Шелл Девелопмент Кашаган (ШДК) и Аджип ККО отвечают за наземные объекты на Этапе II в рамках Проекта Кашаган. ШДК будет управлять работами по Базовому проектированию (БП) Этапа II, а затем будет осуществлять планирование, разработки и строительство морских сооружений по Проекту. Аджип ККО несет ответственность за планирование, разработки и строительство наземных объектов; ЭксонМобил отвечает за оценку и буровые операции на Этапе II и, наконец, совместное предприятие (НКПОК) в составе КМГ Кашаган Б.В. и Шелл Казахстан Девелопмент Б.В. (ШКД) будут управлять производственными операциями на всех этапах.
НКОК также отвечает за проекты инфраструктуры и социального назначения Консорциума (СИП) и за программы спонсорства и благотворительности (СиБ). Выполнение этих программ НКОК поручил двум агентам: Эн Си Продакшн Оперейшнс Компани Б.В. (НКПОК) — СИП, и Аджип ККО — спонсорство и благотворительность.
ПУСКО-НАЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ НА КАШАГАНЕ ВЕДУТСЯ С НЕКОТОРЫМ ОПЕРЕЖЕНИЕМ. «ЭТО НУЖНО НАМ , ЧТОБЫ БЫТЬ В ПОЛНОЙ УВЕРЕННОСТИ, ЧТО КАЗАХСТАН ПОЛУЧИТ КАШАГАНСКУЮ НЕФТЬ В ОГОВОРЕННЫЙ СРОК», — ЗАЯВИЛ УПРАВЛЯЮЩИЙ ДИРЕКТОР «АДЖИП ККО» УМБЕРТО КАРРАРА.
Ринат КУЛЬМАГАМБЕТОВ
Фото Асемгуль БАКЫТОВОЙ