КАЧЕСТВО — ЗНАНИЯМ
Ежегодно количество нуждающихся в детских садах детей увеличивается в среднем на 3-4 тысячи человек. И даже несмотря на то, что в области ежегодно открывается сразу несколько новых дошкольных учреждений и частных садов, положение пока не меняется — число очередников выросло до 16 тысяч.
Такую статистику привел начальник областного управления образования Саткан Есенгалиев на заседании коллегии по итогам работы системы образования в 2012 году и задачам на перспективу в свете Стратегии «Казахстан-2050», которое прошло под председательством заместителя акима области Шынгыса Мукана.
В этом году начнется строительство еще 7 детских садов в области, из них 4 — в областном центре. Тогда дошкольным образованием будут охвачены еще почти две тысячи детей. Но все равно этого недостаточно, так как сегодня почти все дошкольные учреждения в области перегружены в два раза.
— Мы рассчитывали, что осенью 2012 года будут открыты дошкольные мини-центры на первых этажах жилых домов. Но пока у нас не работает ни один центр, — сказал Саткан Есенгалиев.
В сфере среднего образования у нас есть хорошие нововведения. С 1 сентября 2013 года во всех школах, независимо от уклона — гимназический или общеобразовательный — с 1 класса будут преподавать английский язык. В будущем дети освоят, как минимум, три языка. А пока по программе полиязычия уроки ведутся лишь в двух школах области — СШ №30 г. Атырау и СШ имени Валиханова в п. Индерборский. Всего по Казахстану к 2020 году на полиязычие должны перейти 700 учебных заведений, из них по нашей области — 24. Но имеются сложности с кадрами. Не хватает учителей-языковедов.
— Подобные вопросы под силу решить акиматам. Они должны привлекать специалистов, — подчеркнул Саткан Есенгалиев.
По информации областного управления образования, в нашем регионе в этом году откроет свои двери для первых учеников Назарбаев Интеллектуальная школа. В последующем во всех казахстанских школах будут учиться по программе этой инновационной школы. А пока уроки по критическому мышлению и логике, как и предусмотрено в программе, уже ведутся в двух городских школах — №№16 и 31.
Совершенно по-новому стали работать профтехзаведения. Сейчас у нас уже нет лицеев и технических школ. Все они преобразованы в колледжи, где даются более глубокие знания. Усилилась их материально-техническая база. А гордостью нашей области является учебный центр по подготовке и переквалификации кадров для нефтегазовой сферы. Преподавать в нем будут канадские специалисты, соответственно, на английском языке. А значит, дипломы или сертификаты выпускников этого центра будут востребованы.
Во время заседания коллегии выяснилось, что по просьбе областного акимата Министерство образования и науки выделило средства для подготовки проектно-сметной документации для строительства шести общежитий для студентов колледжей. Как известно, общежитиями обеспечены лишь 10 процентов учащейся молодежи.
— Качество преподавания и уровень знаний определяется по четырем критериям, — отметил Шынгыс Мукан на заседании коллегии. — Нам необходимо выбрать единую международную методику дошкольного образования. Начальное звено играет ключевую роль в общем образовании. Нам нужно готовить специалистов технического уклона с инженерными знаниями. Ведь они будут получать международный сертификат. А это будет серьезная заявка. Еще мы должны широко разъяснять среди бизнесменов, неправительственных организаций такое понятие, как социальная ответственность бизнеса. Они должны участвовать в судьбе тех ребят, кто не может оплатить учебу в вузах. Еще одно требование — активное применение инновационных технологий, современные технические достижения. Даже обучая детей в глубинке, можно работать с передовой методикой, взятой из Интернета, или вести онлайн-обучение с лучшими педагогами, открытые уроки, вести обменом опытом. Тогда у нас будут умные дети, способные мыслить и анализировать.
Марина КУАНЫШЕВА,
фото Ерлана АЛТЫБАЕВА