И опять о бюджете 2021-го

byudzhet Актуально

Недавно члены постоянной комиссии по бюджету областного маслихата заслушали отчеты руководителей областной ревизионной комиссии Равиля Тюлебаева и областного управления финансов Азамата Салимбаева об исполнении областного бюджета за прошедший 2021 год.

ОПЯТЬ ОЦЕНКА НЕ НА «ПЯТЬ»!

Эти цифры и данные прозвучали на заседании профильной депутатской комиссии Атырауского областного маслихата по вопросам бюджета, финансов, экономики и регионального развития. По словам Равиля Тюлебаева, в руках государственных аудиторов, помимо других, имеется еще один из инструментов контроля по исполнению бюджета – это его текущая оценка. Этот инструмент позволяет ежеквартально на систематической основе формировать оценку отчетов об исполнении бюджетов районов и области, оперативное представление выявляемых недостатков и выработку необходимых предложений.

– Систематически выявляемые недостатки такие: во-первых, бюджетные средства, закладываемые в планируемый период, не осваиваются в срок; во-вторых, в планах социально-экономического развития региона в соответствии с бюджетными параметрами не учитывается прогноз дохода бюджета; в-третьих, бюджетные заявки готовятся на низком уровне (отсутствует обоснование, не проводится сверка цен, не вносятся пояснительные записки). По итогам текущей оценки бюджета за прошлый год был дан ряд рекомендаций. Но несмотря на эти предложения, местные исполнительные органы относятся к ним формально, даже с пренебрежением, и не выполняют их полностью и своевременно, — отметил Равиль Тюлебаев. Кроме того, для укрепления финансовой дисциплины в регионе и повышения мер реагирования на исполнение данных предложений была внедрена практика привлечения общественных активистов. Для чего был создан в октябре 2021 года постоянно действующий консультативный Совет при ревизионной комиссии Атырауской области, который продолжает свою работу. В состав Совета вошли депутаты маслихатов, представители общественных организаций и ревкома. Основной целью совета является укрепление финансовой дисциплины в регионе, обсуждение актуальных вопросов, волнующих население, и донесение их через общественных активистов, максимальное реагирование на рекомендации и предложения облревкома.

СОБРАЛИ БОЛЬШЕ ОЖИДАЕМОГО

Касаясь исполнения областного бюджета, по информации Р. Тюлебаева, за 2021 отчетный финансовый год запланированные поступления бюджета были выполнены на 101,8%. Доходная часть бюджета прошлого года была запланирована на уровне 485,5 млрд тенге, фактическое же поступление в него составили 494,4 млрд тенге. Доходы в бюджет по сравнению с 2020 годом выросли на 58,2 млрд тенге, или на 13,3%. Однако, как утверждает Р. Тюлебаев, несмотря на то, что местный исполнительный орган по планированию имеет возможность внести некоторые уточнения и коррективы, органами государственных доходов не выполнен план по налогам, сборам, обязательным платежам и бюджетным отчислениям на общую сумму 13,8 млрд тенге, в том числе, по прочим неналоговым поступлениям в местный бюджет в размере 8,6 млрд тенге. По оценке областной ревизионной комиссии со стороны уполномоченного органа по бюджетному планированию было допущено неэффективное планирование и нарушены требования принципов «реалистичности» и «эффективности» Бюджетного кодекса РК в части формирования статьи бюджета «Неналоговые поступления», то есть ожидаемые доходы до фактических значений были чересчур завышены. Также не выполнены бюджетные изъятия на сумму 5,2 млрд тенге в связи с неполным поступлением бюджетных изъятий из бюджетов г. Атырау и Жылыойского района.

ИЗЫМАЮТ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ

– Следует отметить, что за последние четыре года объем бюджетных изъятий по Атырауской области увеличился с 98,1 млрд тенге до 214,0 млрд тенге. Так, в 2018 г. в республиканский бюджет было изъято 32% доходов областного бюджета, в 2019 г. – 28%, в 2020 г. – 43%, в 2021 г. – 42%. Таким образом, Атырауская область имеет самую высокую долю в общем бюджете страны, что препятствует реализации мер, направленных на решение социальных проблем региона, — сказал Равиль Тюлебаев. Стоит отметить, что в 2021 году, в связи с увеличением объема бюджетных изъятий и уменьшением налоговых поступлений, на финансирование развития местными исполнительными органами на выпущенные облигации взято в долг 10,6 млрд тенге, в том числе 1,8 млрд тенге в рамках Дорожной карты занятости по ставке 7,1% и 8,8 млрд тенге получено займа для жилищного строительства по ставке 4,25%. В результате чего, наряду с основным долгом, к 2032 году сумма выплачиваемого долга бюджета области составит около 15,0 млрд тенге. Что также утяжеляет его долговую нагрузку. Для исправления и улучшения ситуации областной ревком предлагает следующее: стабилизировать ежегодные отчисления из местного бюджета в республиканский; усилить позиции местных исполнительных органов по привлечению денежных средств в регион, в том числе путем разработки обоснованных проектов для привлечения республиканских трансфертов, направленных на решение социальных проблем региона. Также предлагается внести предложение в правительство республики о проработке вопроса об установлении ежегодных бюджетных трансфертов для обеспечения устойчивого социально-экономического роста Атырауской области. Кроме того, предлагается анализ полного и своевременного поступления доходов в бюджет города Атырау в соответствии с утвержденными коэффициентами зонирования для контроля изъятий в областной бюджет. И повторное утверждение перечня уполномоченных органов, ответственных за поступление доходов в бюджет, а также установление действенного контроля за поступлением неналоговых доходов в бюджет.

НА ЧТО ПОШЛИ ДЕНЬГИ БЮДЖЕТА?

Как проинформировал руководитель областного управления финансов Азамат Салимбаев, поступления трансфертов из республиканского бюджета составили 77,1 млрд тенге, из них кредиты – 2,7 млрд тенге и займы – 10,6 млрд тенге. Займы получены на реализацию «Дорожной карты занятости» путем выпуска государственных ценных бумаг на сумму 1,8 млрд тенге, и на жилищное строительство в размере 8,8 млрд тенге. Расходы областного бюджета запланированы в объеме 473,9 млрд тенге, фактически освоено 472,9 млрд тенге, или на 99,8%. Неосвоенные средства составили 1,0 млрд тенге, в том числе не достигнуты показатели результатов бюджетных программ по следующим управлениям. В частности, 272,0 млн тенге – это средства, выделенные из Нацфонда по объекту «Капитальный ремонт дороги «Ганюшкино – Приморье – Утеры – Котяевка» по управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог, в связи с удорожанием проекта, из-за необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию, работы приостановлены, средства не освоены; 346,7 млн тенге – по департаменту полиции, в их числе 303,3 млн тенге — по расторжению договора на приобретение административного здания в конце декабря прошлого года и 42,4 млн тенге — из-за несвоевременной доставки трех постов полиции; 66,3 млн тенге — из-за реорганизации управления по культуре, развитию языков и архивному делу в конце года — из-за несвоевременной регистрации договоров на культурные мероприятия через портал государственных закупок; 36,0 млн тенге — по управлению образования: 12,8 млн тенге из-за незавершенности капитального ремонта школы в селе Зейнеден Исатайского района; 13,7 млн тенге — из-за несвоевременного заключения договоров по материально-техническому оснащению школ и 9,5 млн тенге — из-за несостоявшихся конкурсов проектов по передаче столовых школ в государственно-частное партнерство; 10,0 млн тенге — по управлению энергетики и жилищно-коммунального хозяйства в связи с удорожанием проекта строительства электрических сетей в селе Акколь Курмангазинского района, из-за необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию работы приостановлены, средства не освоены. Оставшиеся 258,8 млн тенге были образованы за счет госзакупок и прочих сбережений по областным учреждениям.

Далее Азамат Салимбаев сообщил о том, какие проекты в рамках социально-экномического развития Атырауской области были реализованы в прошлом году. В сфере образования на территории области в прошлом году введено в эксплуатацию 4 школы на 2284 места: средняя школа на 424 места в с. Мукур Кызылкогинского района, средняя школа на 580 мест г. Кульсары Жылыойского района, средняя школа на 1200 мест в мкр. Береке г. Атырау, пристройка на 80 мест к коктемской средней школе в поселке Индербор Индерского района. Кроме того, ведутся строительно-монтажные работы 8 школ на 3370 мест. Это 4 школы — в городе Атырау и по одной школе в Махамбетском, Индерском, Исатайском, Жылыойском районах. За счет средств ТШО завершено строительство 2 детских садов на 560 мест (г. Атырау, в с. Водников на — 280 мест и Ракуша — на 280 мест). На сегодняшний день в сфере здравоохранения завершено строительство двух объектов за счет местного бюджета и один объект за счет ТШО: медпункт на 25 посещений в селе Асан Курмангазинского района; здание прачечной на территории Атырауского областного перинатального центра; инфекционная больница (ТШО) на 200 коек в г. Кульсары Жылыойского района. Кроме того, ведется строительство 3 объектов на 125 мест. Это две семейно-врачебные амбулатории на 25 посещений в с. Кокарна и в районе Кара депо г. Атырау и еще одна инфекционная больница на 75 коек в г. Кульсары Жылыойского района. В целях развития спортивных объектов на территории области за счет бюджета завершено строительство 3 объектов. Это физкультурно-оздоровительный комплекс на 160 мест в Махамбетском районе, ФОК в с. Жанбай Исатайского района и многофункциональный спортивный комплекс в поселке Макат.

Что же касается жилищного строительства, то на строительство жилья из областного бюджета бюджетам города Атырау и районов выданы трансферты и кредиты на сумму 20,0 млрд тенге. За счет бюджетных средств в области ведется строительство 52 жилых домов на 3244 квартиры общей площадью 288 тыс. кв. м. В том числе, в 2021 году завершено строительство 18 жилых домов на 107,6 тыс. кв. м, или 1224 квартиры. Кроме того, в 2021 году начато строительство 5 многоэтажных жилых домов на 348 квартир общей площадью 31 тыс. кв. м.

Прослушав оба доклада, депутаты облмаслихата в целом одобрили и высказали замечания по поводу качества планирования и исполнения бюджета. А также поинтересовались у ряда руководителей администраторов бюджетных программ по поводу неисполнения или неосвоения бюджетных средств. В целом все высказанные замечания и предложения депутатов были запротоколированы и будут переданы исполнителям бюджетных программ.

Тимур КАЗИЕВ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна