Еще раз о важном. автомагистраль «Актобе — Атырау — Астрахань»
О том, как реконструируется жизненно важная для западного региона республики автомагистраль «Актобе — Атырау — Астрахань», рассказали спикеры в ходе брифинга, посвященного вопросам развития дорожной инфраструктуры.
Дороги и на Актобе, и на Астрахань фактически перестали быть таковыми, какими их помнят атыраусцы. Когда начались работы по реконструкции автотрасс в оба направления, жители региона обрадовались этой вести. И как следует из доклада и.о. руководителя областного управления автомобильных дорог и пассажирского транспорта Самата Айткалиева, в рамках государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы на сегодня осуществляется реконструкция 432 км автомобильной дороги республиканского значения «Актобе — Атырау -Астрахань, граница РФ» на территории области по двум направлениям. Итак, по первому направлению дороги «Атырау — Актобе» протяженностью 155 км в 2015-2017 годах завершены дорожно-строительные работы на отрезке 468-458 км протяженностью 10 км.
— В настоящее время реконструируется участок дороги 330-458 км протяженностью 128 км (330-370 и 370-418 км) подрядчиками — китайской строительной компанией ТОО «Шанхай Контрактшн Групп ЛТД» и 418-458 км — казахстанским ТОО «Акжолстрой/ ОАО Аккорт». Общая стоимость этого проекта — 26 млрд 636,6 млн тенге. Это в основном участки дорог, которые проходят в Кызылкогинском районе. В настоящее время на участках между 330-370 км и 370-418 км укладываются основные слои дороги из гравия и гравийной смеси, трубы и асфальт (88,65 километра крупнозернистого и 72,1 километра мелкозернистого асфальтобетона). Конкретно на этом участке задействовано 233 человека и 143 единицы спецтехники, — сообщил Самат Айткалиев.
А вот на расстоянии 418-458 км укладываются основные слои дороги из щебня и гравийной смеси, устанавливаются трубы и ведутся работы по укладке асфальта (36,7 км крупнозернистого асфальтобетона и 11,53 км мелкозернистого асфальтобетона). Здесь к ремонтным работам привлечено 138 человек и 45 единиц спецтехники. Что касается участка «Макат — Доссор» протяженностью 17 км (487-504 км), то на нем работала турецкая подрядная организация АО «Ант Иншаат/Ant Insaat Maden Sanayi A.S», работы завершены — объект введен в эксплуатацию. Стоимость проекта — 3 млрд 177,2 млн тенге. Финансирование дорожно-строительных работ от Атырау до Актобе осуществляется за счет займа Азиатского банка развития.
Второе направление дороги — это участок «Атырау — Астрахань, граница РФ» протяженностью 277 км (участок 616-893). Здесь были выделены средства из республиканского бюджета на реконструкцию 60 км трассы (участок 893-833), из которых введены в эксплуатацию 20 км отрезка (участок 833-853), а остальные 40 км (участок 853-893) реконструируются. Строительно-монтажные работы выполняются подрядными организациями — ТОО «СП «Сине Мидас Строй», АО «Тодини Констракшн Дженерали». Стоимость контракта — 22 млрд 328,7 млн тенге. Из них в 2018 году освоено 955,4 млн тенге, в 2019 году — 8 млрд 800,0 млн тенге и 7 млрд 762,1 млн тенге в 2020 году.
Кроме того, завершено строительство объездной дороги, строительство 15 водопропускных труб, эвакуация газопроводов, на объекте обеспечены постоянной работой 173 человека и задействовано 97 единиц спецтехники. (заказчик работ — Национальная компания АО «Казавтожол»). На участке 693-648 км компанией «Тодини Констракшн Дженерали» выполняются земляные работы и строительно-монтажные работы по укладке 8 водопропускных труб. На объекте постоянной работой обеспечены 106 человек и занято 45 единиц спецтехники (договорная стоимость — 14,6 млрд тенге). Занимающаяся строительством пролета 753-693 км компания ТОО «Ant Insaat Maden Sanayi A.S» ведет земляные работы и реконструкцию 19 водопропускных труб вдоль дороги. На объекте постоянной работой обеспечены 92 человека и занято 49 единиц спецтехники (стоимость работ — 13,5 млрд тенге). А также строятся три водопропускные трубы и ведутся земляные работы ТОО «Сине Мидас Строй» под строительство пролетов на 833-753 км. На объекте постоянной работой обеспечены 55 человек и 21 единица спецтехники (договорная стоимость работ — 15,7 млрд тенге).
Финансирование строительства пролетов 616-648 км осуществляется за счет Европейского банка развития и реконструкции (1 июля 2019 года подписано кредитное соглашение ЕБРР). Подрядной организацией ОАО «Лянкяран Йол Тикинти» ведутся дорожно-строительные работы по реконструкции дороги. На объекте постоянной работой обеспечены 110 человек и 59 единиц спецтехники (общая стоимость — 9,6 млрд тенге). В итоге общая стоимость проектов составила 75,7 млрд тенге.
Как далее пояснил заместитель директора Атырауского областного филиала АО «Национальная компания «Казавтожол» Асет Оразгалиев, основной объем работ на трассе «Актобе — Атырау — Астрахань» стартовал в 2019 году.
— На дороге «Атырау — Актобе» работы ведутся на трех участках, а также строится объездная дорога рядом с пос. Доссор, чтобы транзитный грузовой транспорт не заезжал в поселок, что помогло в плане безопасности дорожного движения. На всех участках в данное время укладывается асфальтовое покрытие. К этим работам привлечено порядка 400 человек (100 из которых местные жители) и 250 единиц специальной техники. Ожидается, что асфальтирование дороги «Атырау — Актобе» завершится в конце 2021 года, а в целом полная сдача в эксплуатацию намечена на начало 2022 года, — сообщил Асет Оразгалиев.
Что касается строительства трассы «Атырау — Астрахань» протяженностью 277 км, которая стала головной болью для жителей Атырау, то А. Оразгалиев сообщил, что работы на ней были поделены на шесть участков. Один из участков был сдан в эксплуатацию, это 20 км отрезка (участок 833-853). В целом сдача автотрассы «Атырау — Астрахань» намечена на первую четверть 2023 года.
ТИМУР КАЗИЕВ