ДИРЕКТОРАМ ШКОЛ — ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ни для кого не секрет, что сфера государственных закупок является наиболее уязвима для проявления коррупции. Это еще раз подтвердилось на очередном заседании антикоррупционного общественного совета областного филиала народно-демократической партии «Нур Отан».
По информации старшего прокурора Жанболата Сидалеева, с каждым годом число нарушений в данной сфере растет. К примеру, если в 2010 году было выявлено 231 нарушение, то в следующем году эта цифра увеличилась до 429, а за прошедшие шесть месяцев текущего года уже зафиксировано 130 нарушений. Большая часть выявляемых фактов относится к сфере образования и здравоохранения, к административной ответственности привлекаются чаще всего директора и бухгалтера школ. Грубые нарушения наблюдаются также при проведении тендеров в строительной отрасли. По словам представителя областной прокуратуры, за период с 2007 по 2010 годы было незаконно проведено и организовано 12 государственных закупок на подготовку ТЭО, проектно-сметной документации и проведение строительных работ на сумму более чем 20 миллиардов тенге.
В свою очередь, один из членов антикоррупционного совета Болат Кужиев рекомендовал представителю надзорного органа обращать внимание не на мелкие нарушения, а на более серьезные факты: «Я, конечно, понимаю, что это государственные средства, но почему вы проверяете только эти бедные детские сады и школы?».
Частично с постановкой данного вопроса не согласился заместитель начальника департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Зангар Занканов, который подчеркнул, что когда речь идет о коррупции, не важно, кто нарушил закон — школьный директор или строитель. Все виновные должны нести ответственность.
Из года в год каждое третье коррупционное преступление приходится на сферу госзакупок, отметил финансовый полицейский. Все связаны с хищением бюджетных средств, и самый часто используемый способ — завышение объемов выполненных работ при их приемке либо подписание фиктивного акта приемки за невыполненные работы в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц.
При проведении тендеров заказчиками и организаторами конкурсов допускаются многочисленные нарушения законодательства о госзакупках, которые существенно подрывают эффективность использования бюджетных средств. Так, корыстное лоббирование должностными лицами интересов заранее определенных победителей тендеров сводит на нет усилия рядовых участников, формирует в их сознании негативный стереотип мышления о прямой взаимосвязи дачи взятки с победой в конкурсе.
Не искоренена практика «отката» подрядчиком должностным лицам за получение тендера и оказания покровительства по реализации тендера. Во многих случаях, в связи с невозможностью фирмой-подрядчиком обналичить денежные средства, для обналичивания используются лжепредприятия, непосредственно связанные с должностными лицами, способными принимать и влиять на решение конкурсных комиссий.
По сведениям финансовой полиции, за преступления в сфере госзакупок в 2012 году осуждены к различным видам наказаний бывшие директора Атырауского филиала РГП «НИЦ по технической безопасности геологической нефтегазовой промышленности при МЧС РК».
Начальник контрольного отдела №2 инспекции финансового контроля по Атырауской области Равиль Тюлебаев также предоставил общественному совету данные о выявленных нарушениях в сфере госзакупа. Так, по его словам, из 103 объектов проверок в 30 из них выявлены факты нарушения норм законодательства, влияющих на итог закупок на сумму 836 428,8 тыс. тенге.
За нарушения законодательства привлечены к дисциплинарной ответственности 54 должностных лица. Наложено административное взыскание в отношении 14 должностных лиц на сумму более одного миллиона тенге. За отчетный период поступило в доход бюджета 945,8 тыс. тенге. Остаток суммы наложенных административных штрафов, не поступивший в бюджет, составляет 364,3 тыс. тенге.
Специалисты областного управления агентства по делам государственной службы из года в год занимаются изучением материалов, направляемых в Дисциплинарный совет по отношению к государственным служащим. И, как отметил заведующий секретариатом Диссовета Алибек Ермеккали, большинство выявляемых нарушений имеет один и тот же корень — правовая безграмотность. По мнению выступавшего, если привлечь к ответственности и, согласно закону о государственной службе, всех нарушителей освободить от занимаемых должностей, то наша область попросту может остаться без директоров школ. Конечно, встречаются факты совершения нарушений с намерением присвоить государственные средства, но чаще люди идут на это с целью поскорее освоить бюджетные средства, чтобы в следующем году не остаться без финансов, товаров или услуг. Как известно, выделение средств из бюджета начинается ближе к осени, что для руководителей школ сопрягается со стартом учебного года, далее с подготовкой необходимой документации и проведением конкурса время приближается к декабрю, что означает лишь одно — давление со стороны районных акиматов как можно скорее освоить выделенные средства и… нарушения. Самое интересное в том, что государственного служащего в любом случае ждет наказание — в случае освоения и неосвоения бюджетных средств. Позже дело осложняется тем, что поставщик может затянуть со сроками или поставить не то, что требуется, но при проверке учитываются лишь факты, а они говорят о грубейших нарушениях.
Внесенные изменения в закон о государственной службе, вступившие в силу в начале 2011 года, предписывают увольнять госслужащего, допустившего нарушения, относящиеся к антикоррупционному законодательству. По словам Алибека Ермеккали, они прикладывают все силы, чтобы доказать, что данные нарушители совершают проступки не в целях наживы, а так неудачно складываются обстоятельства. «Чаще поставщик, хоть и не в назначенный срок, но полностью выполняет свою часть договора, другое дело, когда не выплачиваются положенные в таком случае суммы пени за каждый день просрочки», — говорит он.
Тем не менее, из 56 должностных лиц, привлеченных к ответственности в 2012 году, 26 являются директорами и бухгалтерами школ.
Как уже было сказано выше, основа всех проблем в данном вопросе — незнание законов. Поэтому члены антикоррупционного совета рекомендовали внести в постановление по итогам заседания предложение составить и внедрить программу некоего правового всеобуча. Для этих целей необходимо проводить разъяснительные работы среди работников сфер здравоохранения и образования, особое внимание уделить специалистам из районов.
«Если проблема набирает такие масштабы, то нужно почаще собирать государственных служащих и подробно разъяснять правила проведения государственных закупок, широко информировать население о новых внесенных изменениях в соответствующие законы», — заявили члены общественного совета по борьбе с коррупцией НДП «Нур Отан».
Шынар ТЕКЕЕВА,
фото Ануара
АБИЛГАЗИЕВА