Чего ждать на пенсии?
Многие нынешние молодые о пенсии особо не беспокоятся, полагая, что она в столь отдаленном будущем, что сейчас даже не стоит думать о ее размере, о пенсионном возрасте и вообще обо всем, что связано с таким понятием, как «заслуженный отдых». Поэтому, устраиваясь на работу, чаще всего, в первую очередь, интересуются размером зарплаты, даже не поднимая вопрос о ежемесячных пенсионных отчислениях. И напрасно.
Сегодня наша беседа с заместителем руководителя департамента комитета труда, социальной защиты и миграции по Атырауской области Маншук Лепесовой о нововведениях в пенсионной системе в целом.
На сегодня минимальный размер пенсии с базовой пенсионной выплатой 11 965 составляет 37 789 тенге. А максимальный размер пенсии — 65 221 тенге (75 процентов от 86 961 тенге), с учетом базовой пенсионной выплаты составляет 77 186 тенге.
— Из чего складывается размер пенсии сейчас?
— Пенсия на сегодня состоит из трех частей: базовой, солидарной и накопительной.
Базовая — это 50% от прожиточного минимума. Эта часть пенсии выплачивается абсолютно всем пенсионерам, независимо от трудового стажа, из средств государственной казны. В настоящее время прожиточный минимум составляет 22 859 тенге, а базовая пенсионная выплата — 11 965 тенге, что почти более чем в 4 раза превышает ее размер при введении в 2005 году (3 000 тенге). Получателями государственной базовой пенсионной выплаты в настоящее время являются более 53 тыс. чел.
Солидарная — на нее могут претендовать только те, кто имеет хотя бы полгода трудовой деятельности до 1998 года (обучение в вузе и служба в армии также в нее входит). Получается, что последними получать эту часть пенсии будут люди, родившиеся примерно в 1979-1980 годах и как раз возможно имеющие всего по полгода трудового стажа до 1998 года. Средства на выплату солидарной пенсии также выделяются из республиканского бюджета.
Накопительная. Это та часть сбережений, которую отчисляет работодатель с дохода работника в ЕНПФ, иными словами те 10%, которые с 1998 года переводятся с зарплаты на индивидуальный пенсионный счет, которые по достижении пенсионного возраста выплачиваются человеку, и они наследуются.
В соответствии со статьей 31 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» право на пенсионные выплаты имеют лица, имеющие пенсионные накопления в ЕНПФ:
1) при достижении пенсионного возраста — 58 лет для женщин, 63 года для мужчин;
2) при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии, мужчины — по достижении 55 лет и женщины — 50/55 лет путем заключения договора пенсионного аннуитета;
3) инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;
4) выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, представившие документы, подтверждающие факт выезда.
— Для чего вводятся обязательные пенсионные взносы работодателя, если пенсия из чего-то уже складывается?
— С 1 января 2018 года в Казахстане предусмотрено введение новой условно-накопительной системы (УНС) за счет установления дополнительных 5% обязательных пенсионных взносов работодателя (ОПВР). Дело в том, что сейчас сократилась работающая часть населения, и поступления в казну сократились. То есть если раньше на одного пенсионера приходилось четыре работающих, отчислявших соответствующие налоги, то к 1998 году на одного пенсионера приходилось 1,8 работающих. И потом, как раз в 90-х резко снизилась рождаемость. Сейчас на одного пенсионера работающих и регулярно перечисляющих пенсионные взносы — немногим больше чем в конце 90-х — 2,2. С учетом всех этих факторов, а также того, что трудовой стаж до 1998 года становится все меньше, возникла необходимость постепенного замещения солидарной части пенсии.
Не стоит забывать и о том, что определенная часть населения не является примерными вкладчиками ЕНПФ. И при этом активное, но не делающее взносы население, достигнув пенсионного возраста, тоже хочет получать пенсию.
Поэтому после тщательных расчетов и изучения международного опыта были введены в законодательство изменения и дополнения.
Так, начиная с 2018 года на пенсию будут выходить лица, не имеющие достаточного стажа для назначения солидарной пенсии в полном объеме, что приведет к резкому сокращению получаемых пенсий для вновь выходящих на пенсию.
В связи с чем вводится новая условно-накопительная компонента.
Участниками условно-накопительной компоненты будут работники, в пользу которых работодатель за счет собственных средств будет перечислять 5-процентные обязательные пенсионные взносы от размера дохода работника, принятого для исчисления ОПВР.
Взносы работодателей будут поступать в ЕНПФ, который будет вести учет и администрирование обязательных пенсионных взносов работодателя.
Для каждого участника системы в ЕНПФ будет открыт условный пенсионный счет, на котором формируются условные пенсионные обязательства.
Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста (58/63), а также инвалиды I и II групп (инвалидность которых установлена бессрочно), при обязательной уплате ОПВР не менее 5 лет (60 месяцев).
Размер пенсии из условно-накопительной компоненты будет определяться исходя из пенсионных обязательств, сформированных на условном пенсионном счету и ожидаемой продолжительности жизни. Максимальный размер пенсионных выплат устанавливается в размере 2-кратной величины от прожиточного минимума.
Пенсии из условно-накопительной компоненты будут ежегодно индексироваться в зависимости от финансовых показателей системы и результатов инвестиционной деятельности ЕНПФ. Важно отметить, что эти выплаты будут осуществляться пожизненно, вне зависимости от того, сколько лет человек после выхода на пенсию проживет — 10 лет или 40.
В отличие от накопительной пенсионной системы, при которой на индивидуальных пенсионных счетах накапливаются фактические деньги, в условно-накопительной компоненте на условных счетах фиксируются условные пенсионные обязательства.
Введение 5-процентных взносов работодателей обеспечит повышение социальной защиты для участников с низким уровнем доходов, усилит личную мотивацию к легализации доходов, создаст стимул для участия населения в пенсионной системе.
— Наследуются ли эти 5-процентные взносы?
— Прежде всего, следует сказать, что эти взносы осуществляются за счет работодателя, и на них не будет распространено право собственности работников и их наследование.
Главным преимуществом новых 5-процентных обязательных пенсионных взносов работодателя является то, что при условии стажа участия 5 и более лет пенсионер, за которого работодатель осуществлял эти взносы, будет получать пенсию из этого компонента пожизненно, даже если средства на его условном пенсионном счете закончатся. А так как эти 5-процентные накопления не наследуются, то накопления покинувших систему (умерших, уехавших) перераспределяются в счет остальных участников пула.
— Коснутся ли изменения базовой пенсионной выплаты? Какой трудовой стаж будет браться в расчет?
— Одним из концептуальных введений является изменение порядка назначения базовой пенсии в зависимости от стажа участия в пенсионной системе, исключительно при достижении гражданами общеустановленного пенсионного возраста (63 — для мужчин, 58/63 — для женщин).
Сегодня все пенсионеры, независимо от их трудового стажа, получают одинаковую базовую пенсию -11 965 тенге.
С 1 июля 2018 года базовая пенсия будет назначаться в зависимости от трудового стажа и стажа участия в пенсионной системе. То есть чем дольше человек работает — тем больше у него пенсия — как накопительная, так и базовая, выплачиваемая за счет бюджетных средств.
При этом в общий трудовой стаж будет включаться стаж, выработанный в солидарной системе (трудовой стаж на 1 января 1998 года), а также периоды, за которые уплачивались пенсионные взносы.
Кроме того, в целях стимулирования материнства и социальной поддержки отдельных категорий граждан в стаж участия также войдет:
— время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет в пределах 12 лет в общей сложности;
— время ухода за ребенком-инвалидом до 16 лет.
В случае, если у гражданина трудовой стаж составляет 10 лет и менее или стаж вовсе отсутствует, то размер базовой пенсии будет равен 50% от величины прожиточного минимума. За каждый год сверх 10 лет размер базовой пенсии будет увеличиваться на 2%, и при 35 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ (при стаже 20 лет размер базовой пенсии будет составлять 70% ПМ, 30 лет — 90% ПМ).
Для реализации данной нормы состоявшимся пенсионерам будет произведен перерасчет базовой пенсии на основании сведений, имеющихся в пенсионном деле.
Ожидается, что в результате средний размер базовой пенсии увеличится в 1,7 раза (или до 87% от прожиточного минимума).
Указанная мера позволит:
— решить проблемы пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж, но получающих низкий (или минимальный) размер пенсии;
— установить единый подход к определению ее размеров;
— стимулировать участие в пенсионной системе и формализацию трудовых отношений.
Такой подход соответствует принципу социальной справедливости, так как не только позволит улучшить материальное положение пенсионеров, но и послужит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан.
Пенсионная система постоянно развивается. И, как мы видим, казахстанская пенсионная модель предусматривает участие и заинтересованность трех сторон: государства, работодателя и самого вкладчика. Государство берет на себя ответственность за базовый уровень пенсии, гарантию сохранности пенсионных накоплений, деятельность ЕНПФ. Но не меньшая ответственность лежит на работодателе за своевременное и полное перечисление обязательных пенсионных взносов и пополнение условно накопительных счетов работника и на каждом из нас.
Наталия УРАЗГАЛИЕВА