И снова о школах и детских садах

9 ноября 2018 Образование0

В минувший вторник на площадке Региональной службы коммуникаций состоялся брифинг руководителя городского отдела образования Фарузы Шангереевой. Предлагаем вниманию читателей

ответы на наиболее актуальные вопросы касательно городской общеобразовательной системы.

– Известно, что в 57 городских школах не хватает 305 учителей. Как на сегодня решается данная проблема?

– Действительно, у нас остро ощущается дефицит кадров. Если брать по предметам, то не хватает 79 учителей русского языка для школ с казахским языком обучения, 29 математиков в классах с русским языком обучения и 33 математика в классах с казахским языком обучения. Не хватает 11 учителей физики, 9 учителей истории, 90 преподавателей начальных классов, 16 учителей технологии. Но, несмотря на это, все без исключения учащиеся охвачены учебным процессом. Многие учителя работают в две смены, по полторы ставки. Учителям начальных классов удобно, они успевают работать полный день, так как в младших классах бывает не больше пяти-шести уроков. Есть и те, которые работают в двух школах по договору. Для преподавания в старших классах мы приглашаем преподавателей колледжей и университета.

– В 2017 году по городу не хватало 90 учителей, в этом году уже в 3,3 раза больше. Это настораживает, так как в областном центре дополнительно строятся новые школы.

– Действительно, ситуация сложная, но мы ее решаем. Уже второй год подряд акимат области выделяет гранты на педагогические специальности, на сегодня около 300 ребят учатся по государственному заказу по педагогическим специальностям. Учителей начального и среднего звена школ готовят не только в Атырауском гуманитарном колледже, но и в частных колледжах. Больше стало студентов, обучающихся на педагогические специальности в Атырауском государственном университете им. Х. Досмухамедова. Ситуация налаживается.

– Одна из главных причин, почему профессия учителя не пользуется популярностью – это низкая заработная плата. Сколько процентов будет начислено к заработной плате преподавателей школ?

– Ежегодно в августе перед началом нового учебного года администрация школы проводит тарификацию учителей по часам. Заработная плата начисляется согласно этой сетке. Все остальное зависит от самого учителя – от его квалификации и многих других требований. И в принципе средняя заработная плата учителей и воспитателей увеличивается практически ежегодно.

– Известно, что в 13 городских школах дети обучаются в три смены. И сегодня эта одна из самых злободневных проблем. Какие меры предпринимаются, чтобы, наконец, решить ее?

– Действительно, по мощности в этих 13 школах должны обучаться 7222 ученика, а обучаются 23 378. То есть в три раза больше. Чтобы ликвидировать трехсменное обучение, как это отмечал Глава государства в своем новом Послании, в течение двух лет будет построено 20 школ. Пять школ уже строятся: в мкр. Береке на 200 мест, в мкр. Нурсая на 900 мест. Школа на 624 места строится в мкр. Жулдыз-1, в селах Дамба и Ракуша строятся школы на 300 мест каждая. Еще 8 школ будут построены за счет государственно-частного партнерства. Это: в селах Акжар-2, Аксай-2, Таскала-2, Бирлик-2, в селе Талгайран и в мкр. Жулдыз, Нурсая и Атырау. Все эти типовые школы по 600 мест каждая. До конца этого года откроются две новые школы в микрорайоне Жулдыз и в селе Ракуша. Надеемся, что к 2020 году проблема трехсменного обучения будет решена.

– Хотим обратить ваше внимание на организацию горячего питания. Потому как не везде оно налажено должным образом.

– Я также хочу обратить внимание родителей и опекунов, всей общественности области, что бесплатное горячее питание учащихся 1-4-х классов, а также детей из малоимущих семей организовано исключительно по инициативе акимата Атырауской области. И всего в трех областях Казахстана горячее питание этих школьников обеспечено за счет средств местного бюджета. В меню входят: одно горячее блюдо, салаты и другие виды питания, напитки, – общая стоимость на одного учащегося составляет 224 тенге. Контроль за обеспечением горячим питанием возложен на директоров школ, социальных педагогов и медсестер при школах. Директор школы составляет договор с индивидуальным предпринимателем, и он обязан выполнять все пункты договора. Мы, как государственный орган, не имеем права контролировать работу предпринимателей по обеспечению горячим питанием.

– Не является ли ваша позиция самоотстранением? Вы же контролируете работу директоров школ. Как объясните большую разницу стоимости продуктов питания в школьных столовых и буфетах, когда один коржик в одном месте стоит 40 тенге, в другом – в два раза дороже? Нередко дети жалуются на остывшие блюда. То есть горячее питание не является таковым.

– Да, мы контролируем работу директоров. Например, по жалобе родителей учащихся городской школы №27 в отношении директора этой школы, где в буфете питание для детей готовил технический работник, были приняты административные меры. В каждой школе есть родительский комитет, попечительский совет, которые влияют на решение, в том числе и по горячему питанию, и по обеспечению учащихся питьевой водой. Что касается остывших горячих блюд, то в 7 городских школах так и не сданы в эксплуатацию столовые, которые начали строить еще в 2015 году. Поэтому предприниматели вынуждены доставлять еду в школу в контейнерах. Возможно, поэтому они остывают. Причину можно устранить по конкретным фактам. Для этого родителям надо обратиться к директору школы.

– А каково положение дел с обеспечением школ учебниками?

– Да, на сегодня могу с уверенностью сказать, что все городские школы обеспечены учебниками. Всего мы заказали 752 тысячи учебников. В этом году в первый класс вместо запланированных 8000 пришли 9134 ребенка, поэтому была нехватка учебников. Мы сделали дозаказ школьной литературы и передали ученикам.

– С начала учебного года возникли сложности с перевозкой детей…

– Всего перевозкой обеспечены 4188 детей, которые обучаются в 15 школах. Правила перевозки известны – если ученик проживает за три и более километра от ближайшей школы. Да, бывают сложности с водителями. Многих водителей не устраивает заработная плата, но больше положенного мы предложить не можем, так как школа является государственным учреждением. Ситуацию держим под контролем.

– В первой четверти в городской средней школе №6 был открыт инклюзивный класс. Но тьюторам – помощникам учителей – не выдали заработную плату за первый месяц работы.

– Действительно это так. И сами тьюторы знают о причине. Контракт с ним был подписан с 1 октября 2018 года, за работу в сентябре тьюторы получили вознаграждение из родительских средств по их согласованию.

– Много ли частных детских садов берут государственный заказ?

– С каждым годом все больше и больше частных дошкольных центров работают по госзаказу. Так, из 46 частных детсадов уже 32 берут госзаказ. По городу обеспеченность дошкольным воспитанием составляет 62 процента. Чтобы был стопроцентный охват, необходимо построить как минимум 32 детсада. На сегодня уже строятся четыре детсада в селах Атырау и Еркинкала, а также в мкр. Нурсая и Самал. Еще 20 дошкольных корпусов будут построены за счет государственно-частного парт­нерства. По 12 детским садам готовится проектно-сметная документация. Всего в этих 32 детсадах будут заняты почти десять тысяч детей дошкольного возраста.

Марина КУАНЫШЕВА

Administrator