Преданья старины глубокой…

oten batyir Культура

У всех на слуху знаменитые в мире исторические места, которые являются местами паломничества туристов из всех стран. Но и в родном краю немало замечательных памятников истории и культуры.

Благословивший Сырым батыра

Место захоронения Малайсары бия находится в 40 км к юго-востоку от поселка Индер, в местечке Караой, вблизи одноименной речки. Эти земли, где, кстати, покоится Махамбет Утемисулы, в свое время были территорией летних кочевок Малайсары бия.

Малайсары Тилеукеулы остался в истории как мудрый правитель, оратор, справедливый судья людских споров. Был одним из авторитетных биев Младшего жуза. Именно Малайсары дал свое благословение — бата молодому Сырым батыру, который часто советовался с авторитетным бием.

Предание гласит: как-то 26-летний Сырым со своим товарищем пришел в дом Нурали хана. Там они застали Малайсары бия, беседующего с другим человеком. Те коротко поприветствовали парней и продолжили свою беседу. «Пойдем отсюда, они не считают нас за людей», – громко обратился Сырым к другу. Резко повернувшись, Малайсары произнес «Ата тұрып ұл сөйлегеннен без, ана тұрып қыз сөйлегеннен без» (Плох тот сын, который разговаривает при отце. Плоха та дочь, что говорит при матери), отметив непочтительное поведение молодых. Сырым не растерялся: «Ата тұрып ұл сөйлесе, ер жеткені болар, Ана тұрып қыз сөйлесе, бойжеткені болар» (Если сын говорит при отце, значит, стал мужчиной. Если дочь молвила слово при матери, значит, повзрослела). И тогда Малайсары признал: «Сен толған екенсің, мен тозған екенмін» (Ушло мое время, настал твой час) и посадил парня рядом с собой.

В 2001 году на могиле бия был построен 9-метровый мраморный мазар с белым куполом.

 

Как Даден би конфликт уладил

Захоронение Калмурзаулы Даден бия (1834-1924 гг.) находится на территории Жылыойского района, в 27 км юго-западнее села Косшагыл. Даден би был уважаем в народе как справедливый судья.

Как-то в аул рода Таз на большой той приехали шесть десятков мужчин из рода Адай. В ходе него адайцы начали конфликт, который перерос в драку. В результате гости порядком пострадали, были разбиты головы и т.п. Рассерженные адайцы заявили: «Нет, мы не согласны прощать, мы сильно пострадали. Мы требуем «құн», а судьей пусть будет Даден би!».

Даден би тогда помирил роды, сказав: «Ошибки допущены с обеих сторон «Көпке тиген аз – тентек, Адайға тиген Таз – тентек». Но наши роды разве не близнецы-братья? Разве не говорили в таких случаях предки: «Бас жарылса, бөрік ішінде, қол сынса- жең ішінде». «Умейте прощать друг друга, не становитесь посмешищем для врагов, думайте об общем авторитете. Миритесь!». Эти слова остудили горячие головы, и стороны помирились.

Отец и сын

Захоронение Асау бия и его сына Турлан батыра находится в 30 км к юго-западу от села Карабау Кызылкогинского района, в некрополе Турлан-мола. Строения относятся к архитектурным памятникам ХIХ века. С западной стороны мазара находится кулпытас светло-серого цвета, надпись на котором гласит «Турлан батыр сын Асау, умер в 1855 году на 49 году жизни». С северной стороны мазара находится ограждение из самана. С западной стороны мазара установлен восьмигранный кулпытас, надпись гласит «Ушедшему в 1862 году в возрасте 95 лет внуку Кыдырбая Асау». На обоих камнях имеется родовой знак Шеркеш.

Асау би был современником известного Бокен бия. Своей справедливостью и находчивостью он снискал уважение народа. Про Турлан батыра рассказал его правнук, житель Кызылкогинского района аксакал Орын Накпайулы. По его словам, Турлан родился в 1806 году в местечке Сарыкол Кызылкогинского района. С молодых лет отличался отвагой и силой, также участвовал в больших спорах, решая их справедливо. Современники Турлан батыра почитали его как батыра и бия. Когда после гибели Исатая Махамбет собирал людей между Ойыл, Киыл и Жем-Сагыз, Турлан батыр стал его верным соратником.

 Один против отряда

Отен батыр Актогайулы родился в 1816 году на территории Жылыойского района. В истории он остался как отважный батыр, выступавший против колониального гнета царской России.

Отен батыр героически погиб в 1872 году. Однажды он услышал, что в местечко Аралкол, у крепости Кызылкала, прибыл небольшой отряд. Не дожидаясь подкрепления, он один нападает на отряд. Внезапное нападение и отвага батыра привели к существенным потерям формирования. Выиграв бой, батыр снимает доспехи и собирает коней сбежавших солдат, чтобы вернуться в аул. Но, перейдя речку, был подстрелен спрятавшимся в кустах солдатом-поваром. Умершего от тяжелой раны, его похоронили на месте гибели как шеита. В 2001 году архитектор Абылай Онгарулы обновил мазар батыра. Захоронение находится в 12 км западнее села Косшагыл Жылыойского района. На поверхности надгробного камня находятся высеченные из камня шлем и меч.

Использованы переводы из книги «Атырау облысында тарих және мәдениет ескерткіштері болып табылатын Киелі  жерлер»

Подготовила Алма ТУРГАНОВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна