У водителей, любителей ездить с ветерком, установка, что главное – не попасть в руки полицейского, а соблюдение правил дорожного движения – вещь необязательная. Некоторых автомобилистов не пугают даже штрафы, и они прозревают только тогда, когда доходит до лишения водительских прав. К такому мнению пришел корреспондент «ПК» в процессе подготовки материала о ситуации на дорогах региона, связанной с ДТП.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития РК, в Казахстане в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибают около трех тысяч человек, 25 тысяч получают травмы и около одной тысячи становятся инвалидами. В 77 процентах случаев люди погибают на месте аварий или при транспортировке в больницу. Правила нарушают преимущественно молодые люди с водительским стажем до пяти лет. По словам начальника отделения Местной полицейской службы ДВД Атырауской области Кайрата Абдыгалиева, в нынешнем году в регионе произошло 34 ДТП, при которых 15 человек погибли и 38 получили травмы различной степени тяжести. Это информация по состоянию на 12 марта 2018 года. Чаще всего среди нарушений ПДД – это превышение скорости, выезды на встречную полосу движения. Еще наезды на пешеходов, которые переходят проезжую часть в неустановленном месте, то есть там, где нет знака пешеходного перехода.
Что касается административных нарушений, то за два месяца на водителей составлено 17 тысяч 932 протокола! И в основном за такие нарушения, которые влияют на безопасность дорожного движения: превышение скорости движения – 3073 протокола, разговоры за рулем по мобильному телефону при управлении автотранспортным средством – почти 2 тысячи фактов, не пристегнутый ремень безопасности свыше двух тысяч протоколов. Задержано, внимание, 195 пьяных водителей!
«Шеф, давай договоримся»
При выявлении нарушений не все водители соглашаются со своими проколами. Иногда начинают доказывать, дескать, ехал правильно, чего это инспектор прицепился к нему, выдумывает ерунду всякую. Или предлагает человеку в погонах «решить проблему». А ведь личный состав сотрудников дорожно-патрульной полиции Атырауской области на все сто процентов обеспечен портативными носимыми видеорегистраторами (жетонами). Полицейские при несении службы носят регистратор на себе постоянно, на него ведется видеосъемка и записывается аудиозапись.
Видеорегистраторами оборудовано 80 процентов служебных автомашин дорожной полиции. Все это помогает получить объективную информацию о том, что происходит на посту сотрудника дорожной полиции и избежать конфликтных ситуаций. Таким образом, все находится на полном контроле. Кроме того, видеорегистраторы дисциплинируют и полицейских, и водителей, исключают коррупционный риск. И такой посыл водителя-нарушителя: «Шеф, давай, договоримся», тормозит нечистого на руку стража правопорядка.
К слову, запись на видеорегистраторе рядовой сотрудник уничтожить не может, так как там используется специальный код доступа. В конце рабочего дня все записи с видеорегистраторов загружаются в единый сервер для дальнейшего хранения, и при необходимости видео можно просматривать. Запись по административным правонарушениям хранится в течение трех лет. Если же нарушение имеет признаки уголовного преступления, то видео и аудиозапись хранятся 5 лет.
Стоит отметить, что такой портативный видеорегистратор пишет информацию, независимо от погодных условий, круглосуточно. Цифровые видеорегистраторы с объемом встроенной памяти восемь гигабайт способны работать без подзарядки от 8 до 12 часов, то есть время одной смены.
Портативные видеорегистраторы необходимы также в конфликтных спорных ситуациях, с их помощью можно проверить, допускаются ли оскорбления в адрес полицейских со стороны участников дорожного движения и, наоборот. Камеры могут использоваться вместе с алкотестером в спорной ситуации.
Без тормозов
Соблюдать Правила дорожного движения водителями и пешеходами – это одно дело. Другое – качество дорог, установка знаков дорожного движения, оборудования, фиксирующего нарушения. Дороги ремонтируют, строят новые серые полотна, и на это выделяются серьезные финансовые средства. В Прикаспии для повышения уровня безопасности дорожного движения, соответственно, внедрения новых технологий со стороны ДВД Атырауской области в местные исполнительные органы регулярно направляются предложения по совершенствованию организации дорожного движения. Новые технологии, как известно, не стоят на месте, они постоянно развиваются.
– На сегодняшний день на улично-дорожной сети города Атырау запланированы запуск четырех интеллектуальных перекрестков с установкой «умных камер», которые в автоматическом режиме будут фиксировать нарушения Правил дорожного движения, – информирует старший инспектор отдела дорожно-технической инспекции УАП ДВД Атырауской области майор полиции Роман Пивоваров. – Кроме того, завершается установка 11 автоматических фотофиксаторов «Кордон». Находится на согласовании по выделению средств на внедрение автоматизированной системы управления дорогой – АСУД. Действие АСУД заключается в единой работе всех светофорных объектов с помощью радиоуправляемых контролеров.
В чем преимущество системы АСУД?
– Все светофорные объекты будут контролироваться с одного места и их режимы работы могут изменяться в течение дня. Время горения зеленого сигнала светофора может изменяться несколько раз в день, в зависимости от интенсивности транспортного потока в часы «пик», а также появится возможность организации движения «зеленой волны» для передвижения основного транспортного потока по определенной улице без остановок, – разъясняет Роман Пивоваров.
И еще относительно передовых технологий, которые однажды могут появиться в Казахстане. Например, не так давно в Южной Корее прошла Международная выставка технологий безопасности дорожного движения. Среди представленных разработок – сенсорный пешеходный переход, который реагирует на движение человека. Также представлена «зебра», которая светится вместе со светофором. Срок работы наземной Led-панели – 50 тысяч часов. «Умная зебра» способна выдержать машины весом до 30 тонн. К слову, в Астане имеются световые пешеходные переходы. Светящиеся контуры полосатых знаков я увидела на многих проспектах и улицах в темное время суток. Почему бы и в нефтяной столице не внедрить подобные новинки? Чем больше будет всевозможных приборов по безопасности дорожного движения, тем больше вероятность сохранить жизнь и здоровье людей. При этом каждый водитель должен осознать, что очередное пренебрежение правилами дорожного движения может стать для него последним.
Светлана НОВАК