Социум

За ваше здоровье

Психическое здоровье согласно определению Всемирной организации здравоохранения — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Целью формирования психического здоровья является гармоничная, мощная и устойчивая личность, способная к социальной адаптации.

Какие бывают основные направления в практике формирования психического здоровья в принципе такие же, как и в области физического здоровья? Об этом нам рассказывает врач-психиатр Атырауского областного центра психического здоровья Дамир Кожантаев.

— Формирование психического здоровья — это создание оптимальной психической конституции за счет максимального раскрытия психического потенциала ребенка. Также это рассматривается как своевременная правильная психическая адаптация к социуму Еще это своевременная профилактика психоэмоциональных стрессов, психокомплексов, неврозов.

Формирование психического здоровья начинается еще во внутриутробный период. Плод в своем подсознании уже способен фиксировать все впечатления. Впечатления плода обусловлены прежде всего ощущением комфорта или дискомфорта в связи со средой обитания, безопасностью за свое физическое существование. Плод находится в психическом резонансе с матерью, ощущая ее психическое напряжение, отношение к себе.

czukeaprot

Чрезвычайно важным для дальнейшего состояния психики человека является правильное ведение послеродового периода. Первые час-полтора после рождения новорожденный находится в особой эмпатической связи с матерью, ему необходим постоянный сенсорный контакт с ней. Являясь незрело-рождающимся, человек после появления на свет нуждается в мягком, согревающем, защищающем и кормящем материнском начале.

Поэтому тактикой ведения этого периода является постепенность адаптации к новой жизни с частичной имитацией внутриутробного комфорта в начале нее. Обеспечение достаточного сенсорного контакта с матерью  после рождения и в более позднем возрасте, особенно до 6 лет, избавляет ребенка от страхов и последующих неврозов, прививает ему способность любить.

Дети, не имеющие ощущения физической защищенности в возрасте до 1,5—2 лет, становятся агрессивными, пытаются защитить себя сами.

Чрезвычайно важно для гармоничного психического становления ребенка воспитание в полной семье. Любовь матери и отца к ребенку различна. Любовь матери более инстинктивная, биологически защищающая, и ребенок остро нуждается в ней примерно до 6—7-летнего возраста. Ребенок воспринимает ее как свою собственность, борется за нее, может ревновать к другим детям. Счастлив тот, в ком эти уникальные отношения на всю жизнь сформировали ощущение «тыла», наличия первичной биологической и психологической опоры, понимающего, отдающего и принимающего тебя таким, какой ты есть, материнского начала. Часто у взрослых людей встречаются жалобы на дефицит родительской любви, особенно материнской («мама меня не любила», «любила, но не так, как бы мне хотелось»), который мучает их всю жизнь.

Любовь отца к детям более рациональна, оценочна, ее нужно заслужить. Особенно велика роль отца в критические периоды жизни ребенка, связанные с социализацией, это возраст 7 и 13—14 лет. По отношению к сыну и дочери роль отца и матери в семье различна. Отец является учителем, наставником для сына и воспитателем дочери. Мать наоборот — учитель дочери и воспитатель по отношению к сыну.

aspmriotlb

До 6-летнего возраста ребенок почти не понимает взрослой логики, главный принцип усвоения им информации — это подражание. Это период детского творчества, и очень важно создать у ребенка ощущение, что его принимают и поощряют. Приобретенное ощущение затем остается на всю жизнь. Поэтому ограничения, налагаемые воспитанием, не должны подавлять, невротизировать.

В возрасте 6 лет ребенок начинает выходить из-под физической и психологической опеки матери, у него проявляются первые ростки социализации. В 7 лет он уже способен к усидчивой работе, его можно обучать в обычной школе, от него можно требовать ответственности за свои действия. В социальной адаптации особая роль отводится отцу.

С поступлением в школу в жизнь ребенка входит учитель как воплощение социальной оценки. Формы этой оценки требуют деликатности, ребенка нельзя оскорблять и обманывать. Непонимание, незнание логики внутреннего развития и общих принципов обучения приводит к конфликтам, психотравме и появлению комплекса «недооценки учителем».

Известно, что из трех каналов восприятия информации  -зрительный, слуховой и кинестетический — первым формируется кинестетический, затем зрительный и в последнюю очередь аудиальный. Поэтому наибольшей любовью в младших классах пользуются учителя, ориентированные на мягкую манеру поведения и сенсорный контакт. Для повышения грамотности в силу позднего становления аудиального канала дети должны не писать диктанты, а списывать тексты. Если же ребенок — прирожденный аудиалист — это обычно генетически обусловлено -, то он, наоборот, плохо усваивает материал из книг (с ним нужно беседовать), не смотрит в глаза при разговоре (так как слушает), что может порождать непонимание и конфликты.

Психическая конституция формируется примерно в возрасте до 12 лет. Адекватное поведение родителей и учителей, соответствующая организация жизненной среды, постоянные развивающие воздействия в этом возрасте способствуют оптимальному раскрытию психических потенций ребенка. Невыполнение этих требований ведет к появлению страхов и психокомплексов. Психокомплекс сопровождает человека всю жизнь, деформируя его характер и создавая множество проблем.

В психоэмоциональном становлении ребенка выделяют два основных критических периода: возраст 6—7 лет и период полового созревания.

Период полового созревания совпадает с психологической перестройкой, характеризующейся отходом ребенка от семьи и попытками проявить себя в обществе в качестве взрослого человека. Однако общество еще не воспринимает его в этом качестве. Потребность в самоутверждении обусловливает «трудность» этого возраста. Высокая психическая чувствительность ребенка при этом требует от воспитателя авторитетности, деликатных форм обращения, признания прав на симпатии и принятие самостоятельных решений. Особую опасность несет в себе оскорбление и разочарование ребенка в своем первом чувстве к представителю противоположного пола  — это так называемая травма первой любви. Впоследствии эта обида, подсознательное стремление отомстить может проявиться в деспотических тенденциях в собственной семье.

Основными принципами в практике формирования психического здоровья являются  профилактика «стресса рождения», здоровая психоэкология в семье, школе, обществе ровесников, наличие развивающей среды и конкретных наставников, профилактика психокомплексов и неврозов, особое внимание к психическому здоровью ребенка в критические периоды развития.

Если у ребенка, несмотря на принимаемые меры, возникает психическое напряжение, невротизация, необходимы своевременное проведение психоразгрузки, анализ и коррекция психоэкологии жизненного пространства.

При выявлении психокомплекса требуется специальная работа с врачом либо психологом, владеющим методиками регрессии возраста и «очищения» подсознания от отрицательного психического материала. Существуют их детские модификации, которые касаются школьного возраста. Особенностью работы с детьми младшего школьного возраста является необходимость высокой степени сенсорного контакта с ребенком и легкость введения его в транс, который быстро переходит в сон.

Формирование психического здоровья является одной из самых актуальных проблем нашего общества, в решении которой должны участвовать не только врач, педагог, но и каждый отдельный человек.

Записала Марина КУАНЫШЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button