Социум

Укрепление института семьи на злобу дня

В соответствии с Конституцией нашей страны брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях и их воспитании является правом и обязанностью родителей. Однако на деле мы зачастую забываем об обязанностях родителей воспитывать своих детей, перекладывая это на плечи государства, то есть на детский сад, школу и т.д.

Казахская народная пословица гласит «Бала тәрбиесі – бесіктен», что означает «Воспитание ребенка начинается с колыбели». Традиционно в казахской семье, как и у любого другого народа, воспитанию детей придавалось большое значение. Почитание старших, забота о младших, роль и место отца – главы семьи, роль и место матери – хранительницы очага – все это было незыблемо, значительно. Из поколения в поколение передавались семейные традиции, ценности общения у родного очага, от отца к сыну, от матери к дочери передавались ценности семейного воспитания. Семья всегда была единым целым, с общими радостями, с общими переживаниями. И в основе семейных отношений всегда было уважение и бережное отношение друг к другу.
К сожалению, в век развития технологий и цифровизации мы все меньше говорим о ценностях семейных отношений, о бережном отношении членов семьи друг к другу. Наоборот, все чаще поднимаем вопрос об участившихся случаях семейно-бытового насилия, о росте разводов и снижении рождаемости в среднестатистической семье, о формировании зависимой от среды общения молодежи, о проблемах отцов и детей. В социальных сетях, как бы это страшно ни звучало, мы уже привыкли к сводкам о том, как бывшие мужья на глазах у детей убивают своих жен, как сыновья избивают престарелых родителей, как в семьях насилуют падчериц или пасынков, как в школах старшеклассники издеваются над учителями, над младшими школьниками, в детских садах дети становятся жертвами взрослого произвола. И таких примеров ужасов нечеловеческого общения знакомых, близких друг другу людей можно привести великое множество.

Как отметил Президент страны Касым-Жомарт Токаев в своем Послании 1 сентября этого года, «В обществе уже долгое время поднимается вопрос о криминализации насилия в семейно-бытовой сфере… нам нельзя закрывать глаза на многочисленные случаи семейно-бытового насилия. Безнаказанность дебоширов развязывает им руки, фактически оставляет их жертв беззащитными. Считаю, что пришло время ужесточить ответственность за подобные деяния. Нельзя, чтобы пострадавшие от семейно-бытового насилия боялись осуждения общества или давления с чьей-либо стороны».

В настоящее время в обществе широко обсуждается законопроект, направленный на укрепление института семьи, на ужесточение наказания за применение насилия в семейно-бытовой сфере, на повышение ответственности граждан за воспитание своих детей.
Так проектом Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам укрепления института семьи» предусмотрено внесение изменений и дополнений в ряд законодательных актов, а именно в Кодекс РК от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье», Трудовой кодекс РК от 23 ноября 2015 года, Закон РК от 4 декабря 2009 года «О профилактике бытового насилия», Закон РК от 9 февраля 2015 года «О государственной молодежной политике», Закон РК от 5 июля 2018 года «Об адвокатской деятельности и юридической помощи».

В соответствии с проектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам укрепления института семьи» Кодекс «О браке (супружестве) и семье» предлагается дополнить новой главой «Государственная семейная политики в Республике Казахстан», в которой определяется, что «Государственная семейная политика Республики Казахстан является системой социально-экономических, организационных и правовых мер, направленной на укрепление института семьи; защиту брака и семьи, материнства, отцовства и детства; повышение роли семьи в обществе, качества жизни семьи, государственную поддержку семьи; сохранение духовно-нравственных семейных ценностей; профилактику бытового насилия». В новой главе данного Кодекса будут определены компетенции соответствующих государственных органов в вопросах реализации государственной семейной политики (на уровне Правительства, соответствующего уполномоченного органа и местных исполнительных органов, т.е. акиматов). Предлагаемым нововведением в Кодексе РК «О браке (супружестве) и семье» является обязательное создание местными исполнительными органами Центров поддержки семьи, основной задачей которых будет оказание услуг семьям, в том числе услуг по поддержке многодетных семей, профилактика бытового насилия. То есть предлагается координировать работу в одном Центре, который будет вести системный мониторинг и сбор данных, реагировать и решать проблемные вопросы семей.

Как известно, зачастую жертвы семейно-бытового насилия в силу создавшихся на тот момент обстоятельств вынуждены уйти из дома, не всегда имеют возможность ходить на работу. То есть, попадая в такую трудную ситуацию, они лишаются не только крова над головой, но могут остаться и без работы из-за вынужденного прогула. В связи с этим новым законопроектом предлагается внести дополнения в Трудовой кодекс РК в части предоставления специальных социальных услуг лицам, пострадавшим от бытового насилия. То есть обязать работодателя предоставить отпуск без сохранения заработной платы работнику на период нахождения в организациях, оказывающих услуги потерпевшим от бытового насилия, тем самым защитить трудовые права жертв семейно-бытового насилия.

Наряду с этим в статью 157 «Содержание и структура коллективного договора» Трудового кодекса предлагается ввести норму о включении в коллективный договор гарантий и льгот родителям, имеющим ребенка (детей) в возрасте до трех лет, а также работникам, ухаживающим за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.
Большой блок в новом законопроекте посвящен Закону «О профилактике бытового насилия». В настоящее время в сфере профилактики бытового насилия нет четкого алгоритма действий. Государственные органы, в чьи компетенции входят данные вопросы, действуют разрозненно. В связи с этим законопроектом предлагается ввести в компетенцию Правительства РК утверждение Правил взаимодействия субъектов бытового насилия. Соответственно четко определить компетенции уполномоченного органа в сфере профилактики бытового насилия и компетенции местных исполнительных органов по данным вопросам. Наряду с этим проектом Закона предлагается усилить роль местных маслихатов в части контроля за работой местных исполнительных органов в вопросах профилактики бытового насилия, давая оценку эффективности деятельности субъектов профилактики бытового насилия. Законопроектом предусмотрено наделение конкретными полномочиями областные комиссии по семейно-демографической политике и делам семьи и женщин, областные управления образования, здравоохранения, а также координации занятости и социальных программ в части оказания организационно-методической помощи, координации деятельности субъектов профилактики бытового насилия; обеспечения реализации воспитательных мероприятий, направленных на формирование морали и нравственности, укрепление института семьи; оказания психологической и медицинской помощи пострадавшим от бытового насилия; информировании потерпевших о предусмотренных государством видах специальных социальных услуг и способах их получения. Наряду с этим организации образования должны будут незамедлительно сообщать в правоохранительные органы о противоправных деяниях, совершенных в отношении несовершеннолетних в семейно-бытовых отношениях. Все это направлено на оказание психологической, материальной и правовой помощи и поддержку лиц, пострадавших от бытового насилия.

Также законопроектом предусматривается расширение компетенции органов внутренних дел в сфере профилактики бытового насилия, а именно вносятся нормы об уведомлении местных акиматов о фактах бытового насилия или угрозе их совершения, о проведении информационно-правовой, разъяснительной работы по профилактике бытового насилия среди населения, об осуществлении анализа правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.
Вместе с тем изменения и дополнения, предлагаемые для внесения, касаются и мер индивидуальной профилактики бытового насилия, направленных на предупреждение и недопущение бытового насилия в конкретной семье, в отношении конкретного лица. В случае принятия Законопроекта основанием для применения мер индивидуальной профилактики бытового насилия могут быть и сообщения в СМИ, в социальных сетях.

Как было указано выше, проектом Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам укрепления института семьи» предусмотрено внесение дополнений и в Законы «О государственной молодежной политике» и «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». После принятия Закона молодежные ресурсные центры тоже будут задействованы в реализации мер в сфере государственной семейной политики и профилактике бытового насилия. В перечень комплексной социальной юридической помощи предлагается включить помощь лицам, признанным потерпевшими от бытового насилия, а также членам их семей. То есть расширить круг субъектов, подпадающих под оказание комплексной социальной юридической помощи, включив потерпевших от бытового насилия.

Семья – ячейка общества. Эта аксиома известна нам всем с детства. Насколько здорова будет эта ячейка, настолько здорово будет наше общество. Каждый родитель мечтает видеть в глазах своего ребенка счастье. Счастье – это благополучие, прежде всего, в семье. Благополучие будет царить только там, где люди живут в мире и согласии. «Әдепті бала – арлы бала, әдепсіз бала – сорлы бала» (воспитанность ребенка – его счастье, невоспитанность – его несчастье) – гласит народная мудрость.

Асия КИСТАУБАЕВА,
член Атырауской областной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button