Сделай себя лучше

c2044ed4 8f08 46b9 aeee b96feb104a7b Социум

«Государство начало уделять значительное внимание вопросам инклюзивного

образования, созданию безбарьерной среды, обеспечению инфраструктурной

доступности, расширению возможностей по трудоустройству для таких лиц».

Касым-Жомарт ТОКАЕВ,

 Президент Республики Казахстан

(Из выступления на заседании Национального совета общественного доверия, 2022 год)

Инклюзия – важная часть общества. Ее прекрасные проявления в быту, образовании, спорте, бизнесе и культуре мы видим уже сегодня.

Инклюзивная среда позволяет особенным людям выйти из изоляции, встроиться в общество, стать более самостоятельными.

Гульзираш

«Иди поступать на химический. У тебя с этим предметом какая-то органическая связь, – пошутила учительница, когда весной 2013 года школьница из Маката Гульзираш была в раздумьях – куда же пойти учиться, куда поступать, какой предмет выбрать на ЕНТ. Уроки химии девочка действительно любила, была с ней на «ты», легко получала пятерки. «Ну, химия, так химия», – подумала Зикон, как ее ласково называла бабушка, сдала ЕНТ и по гранту поехала учиться в один из алматинских вузов, выбрав специальность «технолог пищевых продуктов». Преподаватели университета настраивали студентов на то, что они будут работать на заводах и фабриках, ну, на худой конец, в цехах, профессионально печь хлеб и кулинарные изделия. Такая перспектива девушку не устраивала, и Гульзира решила, пока не поздно, пока не прошли лучшие годы молодости, забрать документы.

– Вернулась в родной Макат, – вспоминает девушка, – решила поступать на педагога, как моя бабушка, учитель по специальности. «Хочу быть как ты, учить детей». В ответ она посоветовала внучке поступать на дефектолога – по характеру, по складу жизни Гульзираш больше подходила для этой специальности.

– Так в 2013 году я стала студенткой отделения дефектологии Атырауского университета имени Х. Досмухамедова, с удовольствием училась, посещала практические занятия, – продолжает Гульзираш. – Учеба давалась легко, так как мне эта сфера очень нравилась. В 2017 году получила диплом, вышла замуж за индерского парня, переехала к нему в район. Некоторое время работала в школе, затем открыла свой маленький бизнес, решила обучать детей, так как специфика моей профессии предполагает работу именно с детьми с особыми потребностями, которые нуждаются в корректировке речи.

И все-таки основной акцент Гульзираш Бактыгерей решила делать на мамах особенных детей, которые находятся со своими малышами сутки напролет, зимой и летом, днем и ночью. Дефектолог не всегда может быть рядом, курсы заканчиваются, а помощь нужна и в дальнейшем. Поэтому, подумав, Г. Бактыгерей решила обучить молодых мам, которые сами бы работали с детьми с отклонениями. Так открылся центр инклюзивного образования «Тіл Ашар» психолого-педагогического развития и коррекции детей в возрасте с полугода до 18 лет. 

В самом начале открыть свой центр для сельской девушки было непросто. Финансовых сбережений не было, никто просто так кредиты не давал. Поэтому на первых порах они с мужем решили обойтись своими силами – сняли помещение, привели его в божеский вид, Гульзираш с разрешения свекрови принесла из дома два ковра, переданные ей в приданое. Так началась работа с мамами, которые воспитывали особенных детей. Нередко врачи, чего уж скрывать, ставят малообследованный поверхностный диагноз. Надо многоступенчато проверить ребенка, чтобы сказать маме, что её ребенок страдает аутизмом.

– Нужно просто знать особенности детской психики и помогать ребёнку. Не все одинаково развиваются, мамы, видя, что их малыш отстает от своих сверстников в чтении, сложении, в устной речи, начинают паниковать. А надо просто помогать ему, а, вернее, его маме. Есть невидимые связи между матерью и ребенком. И эти связи, нейроны, чувства лучше и быстрее работают. Поэтому в работе с детьми мне очень помогают мамы. Надо их стимулировать, помогать им.

Гульзираш Бактыгерей, став индивидуальным предпринимателем, получила грант по линии Министерства труда и социальной защиты. 1,2 миллиона тенге от государства стали для нее хорошим подспорьем, удалось много чего купить. А теперь, узнав по сарафанному радио, к ней в центр приезжают люди из других районов – сейчас рождается немало детей, которые нуждаются в лечении, коррекции и инклюзивном образовании.

Увидев прогресс в работе, и как увлеченно работает супруга, муж Гульзираш решил оставить работу, поддержать ее в нелегком деле – а дело это очень трудное, так как результат дается не сразу, нужно терпение, помноженное на усидчивость и труд. Он обучился на тренера по адаптивной физической культуре, рассчитанной для людей с двигательными, ментальными расстройствами. Такая физкультура способствует адаптации людей с отклонениями в здоровье к жизни в обществе.

– Тема правильного питания на сегодня – вопрос номер один для многих из нас, – продолжает Гульзираш. – Как сказал Гиппократ: «Мы есть то, что мы едим». Древнегреческий врач придерживался мнения, что болезни человека – это результат нарушения питания, привычек и образа жизни. Поэтому сейчас мы с мамами учимся правилам выбора полезных продуктов. Пища дает ребенку хороший иммунитет, а это защита организма не только от болезней. Иммунная система усиливает человеческие способности, дает ему силы.

– Я, как многие мамы, бываю часто занята, – говорит А.Ж., которая уже полгода ходит в центр. – Раньше думала о том, что главное –  накормить ребенка, переодеть, искупать и все. А чтобы он не отвлекал меня, я подсовывала ему планшет, давала свой смартфон. Как же я ошибалась! Как была не права! Ведь до трех лет мама должна быть неразлучна с ребенком. Надо разговаривать, играть с ним, общаться, гулять. К сожалению, я много чего упустила, у ребенка стал развиваться аутизм, он стал замкнут, уходил в себя. Но в центре мне все объяснили. Например, если увлечь ребенка, то сразу чувствуется прогресс. Потребность играть для малыша также естественна и жизненно важна, как есть, дышать, спать. Конечно, лишенный игры ребенок не погибнет. Но подавленный инстинкт игры очень скоро заявит о себе физиологической незрелостью, отставанием в росте, весе, в физическом и интеллектуальном развитии.

Какие все-таки умные были наши бабушки и прабабушки. Не зря они придумали сказки. Ведь это не просто досуг или возможность быстро убаюкать ребенка. Да, короткие добрые сказки помогают успокоить, расслабить малыша, снизить повышенное возбуждение и тревожность. Но самое главное – сказки очень хороши для воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений. Так вот, Гульзираш Бактыгерей в своей практике успешно применяет сказкотерапию.

В общем, впереди у семейной пары большие планы. И ребята очень надеются, что все их усилия не пройдут даром.

Гульбарам

Все дети разные. Но у родителей особенных детей проблемы одни и те же: дети растут, и им пора в школу. Однако из-за отсутствия в школах специальных программ их не принимают. Как дать образование детям с диагнозами аутизм, задержка психо-речевого развития, ДЦП? Как научить самостоятельности?

Гульбарам Ермуханова, мама особенного ребенка, познакомилась с единомышленницами на форуме для мам. Общаясь и изучая мировую практику, они решили, что лучший метод обучения детей – инклюзивное образование. Так родилась инклюзивная мастерская «Венера» – совместный проект мам особенных детей.

Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями наравне с обычными детьми. Женщины решили объединить инклюзию и тьюторство. Они привлекли обычных ребят из семей друзей и родственников, которые стали тьюторами или наставниками особенных детей.

Еще до знакомства с Гульбарам мы посещали различные центры, занимались дома с развивающими игрушками. Но особого результата не было. Ребенку не хватало общения со своими сверстниками обычными. Поэтому собрать детей для совместных занятий показалось хорошей идеей. Чего мы только не придумывали, чтобы их заинтересовать! Изучили весь интернет, посещали форумы и семинары, – рассказывает мама особенного ребенка М. – Вначале было очень тяжело. Дети проявляли агрессию, не хотели слушать, настаивали на своем. И тут-то помогли привлеченные здоровые ребята. Наши дети слушали их, повторяли за ними, предпочитая заниматься и играть с ними.

С декабря 2017 года четверо особенных детей от 7 до 9 лет начали занятия в мастерской, которая находилась в доме Гульбарам. Они учили алфавит, занимались творчеством, спортом, ходили на прогулки. Сейчас у них большие успехи. Они спокойно посещают развлекательные центры, публичные места и ездят в общественном транспорте, а ведь раньше не переносили большого скопления людей, нервничали и плакали.

Гульбарам с единомышленницами решили открыть полноценный реабилитационный центр. От акимата получили бесплатное помещение. С помощью волонтеров, пожертвований и предпринимателей, которые предоставляли строительные материалы и услуги со скидками, работа закипела, так и появилась инклюзивная мастерская «Венера». Здесь для особенных детей предоставляются услуги дефектолога, логопеда, сенсорной интеграции, психомоторики, инклюзивного спорта и арт-терапии. А в будущем мамы планируют открыть филиалы центра в районах Атырауской области, чтобы дети из дальних поселков могли обучаться по методу инклюзии.

Помощь

– Развитие инклюзии – это одно из социально значимых направлений, которое поддерживает программа «Жарқыра», направленная на развитие социального предпринимательства в Атырауской области, – говорит координатор программы «Жарқыра» Ирина Горбаченко. – За время реализации программы поддержаны более 20 центров развития, реабилитации и абилитации детей с особыми потребностями, которые в свою очередь ежегодно помогают тысячам малышей. И это – возможность для каждого ребенка улучшить здоровье и жизнь в целом.

Ляззат

Лаззат Кубаева из села Сагиз Кызылкогинского района тоже решила  помогать детям развиваться. Для этого она разработала программу ментальной арифметики «Миды дамыту».

– Оказывается, у нас так много извилин в голове, что вы даже себе не представляете. Это как большой сундук, и все надо туда положить – наши знания, память, опыт, – рассказывает Ляззат. – Ментальность мы рассматриваем как способ развития детского интеллекта с помощью быстрого счета в уме. Самые нужные для нас семь направлений — это логическое мышление, концентрация, фотографическая память, аналитическое мышление, быстрое получение информации, быстрый расчет, и как конечная цель – успех на занятиях.

Школьная программа сложная, к тому же она не успевает выявить все способности ребенка. Поэтому, чтобы помочь детям максимально раскрыть их возможности, открыть полностью дверцы этого сундучка, с ними проводятся различные занятия. И успехи впечатляют – ребята стали победителями международных конкурсов и олимпиад в Алматы, Дубае, Турции, Эмиратах.

Марина КУАНЫШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна