Социум

Келинки из глубинки

Далеко не каждая современная девушка после замужества соглашается жить в ауле. Я – не исключение. Когда мой муж, который родом из села Суюндук, после свадьбы предлагал мне поехать в аул, помню, как всячески сопротивлялась. Побоялась жить вдалеке от цивилизации, вставать в пять утра, доить коров, топить печку и называться «аульской».

Поэтому считаю настоящим подвигом поступки тех, кто выбрал жизнь в глубинке, подальше от городской суеты и комфорта. Наши сегодняшние героини как раз-таки довольны жизнью в селе, им нравится. Там хоть и нет всех удобств, как в городе, зато, они отмечают, чистый воздух и натуральные продукты гарантированы. Аульские келинки рассказали нашей газете, как им удается успевать вести не только домашнее хозяйство, но и продвигать свое дело.

27-летняя Гулерке Мурадымова со своим мужем Жастилеком живут в селе Балкудык, в 528 километрах от центра области. Девять лет назад они создали семью, воспитывают троих мальчиков. Главу семьи в прошлом году назначили директором Балкудыкского Дома культуры, нашлось в нем место и для жены – она устроилась методистом.

– Мы семь лет жили с родителями мужа в селе Суюндук. Когда женился младший брат мужа, мы взяли свой енши и переехали в другой дом. Как раз в это время нам предложили работу в соседнем ауле Балкудык, – рассказывает Гулерке. – Я вышла замуж в 18 лет, не успев поступить в университет. А потом началась семейная жизнь, родились дети, и даже не задумывалась о высшем образовании. Но я никогда без дела не сидела. Самостоятельно научилась делать маникюр, правильно наносить макияж. Если в ауле намечается мероприятие, молодые женщины и девушки приходят ко мне, так как я единственный в ауле мастер по визажу и маникюру.

Обновить платье, укоротить брюки или ушить блузку в Балкудыке также не проблема. За подобными услугами сельчане обращаются к Гулерке. Она шьет на заказ не только одежду, но и корпешки, одеяла для детей.

– Я со школьной поры укорачивала юбки, платья своих учителей, соседских девочек, научилась шить на швейной машинке. Когда вышла замуж, свекровь подарила мне свою машинку. Так мое хобби превратилось в дополнительный источник дохода, – делится Гулерке.

В этом году Гулерке окончила Актюбинский гуманитарный колледж, где обучилась на учителя дошкольного образования. Так как учителям, считает Гулерке, всегда найдется работа в селе.

Переезжать в город молодая семья пока не собирается. Здесь у них большой частный дом, стабильная работа.

– Недавно в наш аул провели газ и чистую питьевую воду. Но есть проблемы с подключением, сказали, что это временно. Пока воду носим с соседней улицы, топим печку. Главное, родители и родные живут рядом. Здесь нам некогда скучать. Почти каждые выходные ходим в гости к друзьям, также приглашаем их к себе, – рассказывает Гулерке. – Старший сын в этом году пошел в первый класс. Младшие посещают садик. За своих детей я спокойна. Машин на улицах почти нет, все друг друга знают, а смартфоны дети даже не спрашивают, больше времени проводят на свежем воздухе. В этом отношении, считаю, аул намного выигрывает, чем город.

Чего только не умеет делать келинка из села Карабау Кызылкогинского района 26-летняя Назерке Табылдиева! Доит коров дважды в день: с восходом солнца и вечером, пропускает молоко через сепаратор, готовит творог, курт, масло, чистит кишки, печет торты, к тому же преподает казахский язык и литературу в сельской школе.

– В 2016 году я окончила Атырауский университет имени Досмухамедова и по собственному желанию с дипломом в руках вернулась в свою родную школу в Тайсойган. Два года проработав учителем, вышла замуж за своего однокурсника Торемурата, который живет в соседнем ауле Карабау. Так началась моя келинская жизнь, – начала беседу Назерке. – Родители мужа, как оказалось, никогда не держали дома коров, весь скот находится в степи, где за ним присматривают пастухи. По моей инициативе мы привезли двух коров в аул. В своем доме я с малых лет помогала маме доить коров, верблюдов. Теперь свежая сметана у нас на столе практически каждый день, пьем парное молоко, из домашнего творога пеку пироги, научилась делать торты. Все стараюсь готовить своими руками, в магазине почти ничего не покупаем.

По словам Назерке, по комфортности село Карабау почти ничем не отличается от города. Здесь, как и в городе, в каждом доме природный газ, вода, интернет. Кроме того, здесь, в отличие от центра области, бережнее относятся к традициям казахского народа. Наша героиня каждый день с утра делает салем салу (поклон) старшим. А когда приходит құдайы қонақ (случайный гость – Прим. автора), она не отпускает его без чашечки чая.

– Родители мужа – очень уважаемые и авторитетные люди в ауле. Поэтому почти каждый день кто-то к нам заходит, иногда даже просто поздороваться. Свекровь говорит, что вместе с гостем в дом приходит достаток. Я тоже верю в это и всегда стараюсь угодить гостям, – говорит Назерке.

Торемурат и Назерке планируют остаться в селе, рядом с родителями. Причина понятная: им просто нравится жить в ауле.

– Я даже младшему брату мужа шутя говорю: «Уже сейчас начни копить на квартиру в городе. Рядом с родителями остаемся мы». Ведь по традициям казахов именно кенже бала наследует кара шанырак (родительский дом – Прим. автора), а я, как старшая сноха, должна уступить место младшей келин, – заключает наша собеседница. – Когда мы едем в город по делам, долго не задерживаемся, быстрее хотим вернуться обратно в аул. Тишина, чистый воздух, благодать – разве можно это место променять на какое-то другое?

Многодетная мама Рахат Калова в двадцать лет вышла замуж за парня из села Тандай Махамбетского района Азамата Курманова. Вместе они прожили 17 лет, у них шестеро детей. Сама Рахат родилась в Туркменистане, где с отличием окончила школу, а после поступила в Жанаозенский колледж нефти и газа. Здесь же она и познакомилась с будущим мужем, они учились вместе, а на последнем курсе решили пожениться. С 2003 года они живут в селе, разводят скот. Так что в большой семье Курмановых у каждого есть свои обязанности по хозяйству.

– Мы содержим большое подворье: коров, верблюдов, лошадей, овец. Ежедневно дою пять коров и четыре верблюда. Из коровьего молока делаем курт, сыр, ірімшік, балқаймақ. В основном готовим для себя и родственников. Также у нас есть небольшой семейный бизнес – реализуем шубат. Он очень востребован, расходится быстро, так как этот кисломолочный продукт считается очень калорийным и целебным, – рассказывает Рахат.

– Ухаживать за верблюдами, которые требуют особого внимания, меня научили мама и бабушка мужа, за что им очень благодарна. Я пришла в этот дом совсем молоденькой, всему училась с нуля, – говорит женщина. – Считаю себя счастливым человеком. Мое главное богатство – моя семья, являюсь обладательницей «Күміс алқа». У меня есть свое дело. Плюс к этому получила второе высшее образование, обучилась на учителя черчения. Думаю, без разницы, где живет человек – в селе или в городе. Главное, уметь быть счастливым везде и прожить хорошую жизнь.

В этих аулах нет театров, кинотеатров, торговых центров, дороги не асфальтированы, а ученики до сих пор ходят в туалеты, что во дворе. Но люди настолько привыкли, что не обращают внимания на эти, по их мнению, пустяки и по-своему счастливы. Каждый из наших героев буквально наполнен позитивом и уезжать из аула не собирается. Гулерке, Назерке и Рахат уверены, что и в селе можно жить в достатке и быть успешным.

Ляззат САЛИМОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button