Социум

Инфраструктурная заноза

Незавершенность объектов инфраструктуры, низкая активность инвесторов и другие сложности специальной экономической зоны в Прикаспии требуют принятия мер на законодательном уровне и миллиарды тенге. Побывавшая в Атырау группа депутатов Комитета Сената по финансам и бюджету под председательством Серикбая Трумова и представителей центральных государственных органов – министерств и ведомств – обсудили эти вопросы на совещании в областном акимате с участием акима области Серика Шапкенова.

Председатель Комитета Серикбай Трумов отметил, что целями создания специальных экономических зон являются привлечение инвестиций в нашу страну, развитие конкурентоспособности отечественного производства, освоение новых технологий и экспорт товара на международный рынок.

– На сегодняшний день из бюджета освоено 398,7 млрд тенге на строительство объектов инфраструктуры во всех регионах. Однако остается еще ряд проблемных вопросов. Весной текущего года Комитетом был проведен круглый стол на тему оценки эффективности СЭЗ, по итогам которого в адрес правительства были направлены предложения по улучшению ситуации в сфере развития СЭЗ, – сказал С. Трумов.

Сегодня в Казахстане тринадцать специальных экономических зон, одна из которых находится в Атырауской области. В целях диверсификации экономики путем высокой переработки выпускаемой продукции нефтехимического производства и для привлечения инвестиций в 2007 году был создан Национальный индустриальный нефтехимический технопарк. В настоящее время его площадь составляет 3619 га. Дорогостоящий проект, которым является нефтехимичес­кий парк СЭЗ, состоит трех участков – это Карабатан, где основное производство по выпуску базовой нефтехимической продукции – полипропилена, полиэтилена и других. Второй участок — Тенгиз с газосепарационной установкой, еще участок – город Атырау – промышленный парк малого и среднего бизнеса по выпуску пластмассовых и резинотехнических изделий. Таким образом, на этой территории будет реализовано несколько проектов и один из них – KPI, который начнет выпускать продукцию, а первой фазой является производство полипропилена.

 Что тормозит инвестора?

Одним словом, должны быть условия для создания производств широкого спектра товаров промышленного потребления, нефтехимическая продукция должна стать сырьем для проектов малого и среднего бизнеса по производству более чем 50 видов полимерной продукции. Вот и получается, что есть огромный шанс развития предпринимательства, тем более, что для СЭЗ предусмотрен особый порядок налогообложения, льготы-то существенные. Некоторые налоги вообще не надо платить.

Вице-министр национальной экономики РК Азамат Амрин тоже говорил об эффективности налоговых льгот. Несмотря на то, что СЭЗ создана еще в 2007 году, и что государство пошло на существенные льготы, в Прикаспии зарегистрировано всего 15 участников, и только восемь из них стали работать в 2021-2022 годы.

– На сегодня общий объем выделенных бюджетных средств на инфраструктуру СЭЗ – 176,1 млрд тенге, уплачено налогов всеми участниками СЭЗ почти 30 млрд тенге, то есть всего 17,3% затраченных бюджетных возвращены в виде налогов, это такой показатель эффективности. При этом, учитывая действия благоприятного налогового режима, тем самым участники СЭЗ, начиная с 2011 года, сэкономили почти 78 млрд тенге, – проинформировал Азамат Амрин.

Аким области Серик Шапкенов обратил внимание, что в деятельности специальной экономической зоны имеются проблемы, и надо искать пути их решения. Хотя нефтегазовая и химическая отрасль имеет огромный потенциал для развития, и она может стать одним из драйверов для поднятия экономики в целом для страны, мешает множество факторов. В длинный список проблем входят незавершенность объектов инфраструктуры, низкая активность инвесторов, отсутствие возможности выкупа земельного участка СЭЗ, ограниченный список приоритетных видов деятельности и так далее. Почему? Давайте разбираться.

Полный расклад сложившейся ситуации дал председатель правления АО «Управляющая компания «СЭЗ НИНТ» Габит Куркимов, остановившись на текущей ситуации технопарка, на «якорных» проектах технопарка, в том числе по производству полиэтилена. Чтобы потенциал нефтегазовой и химической отрасли принес, наконец, ожидаемые результаты, требуется создать соответствующую инфраструктуру.

– Основные акционеры нашей управляющей компании СЭЗ – это Министерство энергетики РК – 79 процентов, и 21 процент – АО «Самрук-Казына». На территории технопарка – три участка. В СЭЗ планировалось включить еще 11 гектаров (к 3619 га – Прим. автора) для построения многофункциональной больницы, сейчас идет вопрос о передаче документации в Министерство здравоохранения РК. Основные наши показатели состоят в следующем. Зарегистрировано 16 проектов, а объем инвестиций составляет 1 трлн 170 млрд тенге, из которых 171 млрд тенге – бюджетные деньги, остальные – частные инвестиции, – поставил в известность Габит Куркимов. Постоянных рабочих мест – 1 088, у нас есть внутренний аутсорсинг и плюс те проекты, которые находятся за пределами города Атырау или в Алматы. Объем производства – 39 млрд тенге. Если в предыдущие годы были зарегистрированы крупнотоннажные проекты – это для производства полипропилена, полиэтилена, каучука и всего остального, то в этом году мы приняли решение разместить часть малого и среднего бизнеса на площадке Карабатана и показать, какой эффект можно получить из серии продукции, производимой на KPI. Зарегистрировали четыре компании, в том числе по производству строительных материалов из полипропилена, пластика, текстиля. Еще два юридических лица, как вспомогательный вид деятельности, «Интертич», ведущий строительство клиники на территории СЭЗ, «Казтелеком», прокладывающий кабель для телекоммуникационной связи.

Контракт – железная гарантия

По словам главы управляющей компании, возможности привлечения компаний к вспомогательной деятельности имеются, но вот сам механизм до конца еще не отработан. Они готовы прийти, дополнительно инвестировать, разворачивать производство, но им не могут дать гарантии, что они получат контракты на территории специальной экономической зоны.

Что касается вопроса инфраструктуры. Она поделена на два этапа. Первый – для обеспечения полипропилена, а второй – на все остальные производства, в том числе полиэтилена, бутадиена, малого и среднего бизнеса. По первому этапу завершенность объектов инфраструктуры составляет 96 процентов, в том числе полностью налажено производство технического газа, построены автомобильные дороги, железная дорога, но по водоподготовке – только на 15 процентов. Главная загвоздка – второй этап, для его расширения необходимы финансовые средства. И немалые. По оценке ТЭО – 210 млрд тенге, однако вопросы финансирования до сих пор не решены. Особо дорогая водоподготовка, и в нынешнем году управляющая компания уже подавала бюджетную заявку на 103 млрд тенге, а на первом этапе по этой части необходимо порядка 43 млрд тенге. К примеру, для малого и среднего бизнеса предусмотрена площадка технопарка в Атырау. В 2014 году было сделано ТЭО, требуется 22 млрд тенге, необходимых для строительства там инфраструктуры, но денег выделено не было, и, соответственно, управляющая компания не может на этой площадке развивать предпринимательство. Тем не менее, там была зарегистрирована одна компания, чтобы привлечь в развитие инфраструктуры хотя бы какие-то деньги. Та же самая история и на площадке Карабатан. Хотели показать, что можно производить из той продукции, что вырабатывается по так называемым «якорным» – крупнотоннажным проектам, то есть из полипропилена. Зарегистрировали несколько компаний, готовых заниматься производством строительных материалов, полипропиленовых листов, резервуаров, текстильных изделий. Так там инфраструктура для малого и среднего бизнеса не то, что не построена из-за отсутствия денег, она даже не предусмотрена. И решить архиважную задачу управляющая компания не может. Уже в нынешнем году компании закончили ПСД (проектно-сметную документацию) и три разместили заказы на оборудование и на строительство производственных зданий, они готовы все уже начать. На этом участке на проектирование и возведение инфраструктуры опять-таки требуются отнюдь не малые деньги, и опять надо идти на госэкспертизу. А госэкспертиза требует, чтобы все компании, которые будут подводить инфраструктуру, уже «сидели» на местах. Замкнутый круг.

 Сначала курица или яйцо?

Почему столь низкий возврат государству инвестиций, если в СЭЗ 15 компаний? Ответ вполне очевиден.

– Из всех этих компаний только две действующие, – пояснил Г. Куркимов. – Еще два предприятия находятся на этапе строительства и пусконаладки, надеемся, что не сегодня-завтра получим продукцию. Есть компании, которые продолжают строительство инфраструктуры для СЭЗ. 10 компаний находятся на этапе проектирования, ТЭО у них имеется. Мы должны привлекать инвестиции, а инвесторы спрашивают: «Вы подвели инфраструктуру? Там все готово? Мы готовы разместиться». Вообще непонятно, чтобы госэкпертиза одобрила необходимую работу и в последующем можно было бы получить финансирование, мы должны сначала привлечь участников. А как? Что должно быть сначала – курица или яйцо? Что вперед родилось?

Коридор для бутадиена

В 2024 году будет запускаться первый этап крупномасштабного проекта. Для первого этапа энергоресурсов достаточно, чего нельзя сказать касательно второго этапа. Необходимо даже ввести «коридор» инженерных сетей для того, чтобы все-таки запустить производство бутадиена. А стоимость инфраструктурного «коридора» составляет 6,7 млрд тенге. Этот вопрос надо решать, обратился председатель правления к депутатам Сената и представителям министерств.

– Если идти по той схеме, которая у нас на сегодняшний день, то к 2024 году мы не успеем построить «коридор», – заявил Г. Куркимов. – Инфраструктура – это одно, а второе – это определение оператора по управлению всей площадкой, всеми инфраструктурными объектами. Оператора необходимо определить. На сегодняшний день общая заводская инфраструктура находится у четырех компаний. Кроме того, мне кажется, надо внедрить международные стандарты утверждения проектов, ускорить этапы их решения. Более того, расширить понятие вообще, что такой специальный правовой режим в части предоставления услуг от управляющей компании другим участникам СЭЗ. И этот вопрос у нас тоже не решен. Нет возможности заключить прямой договор с участником СЭЗ. Сейчас все компании, которые приходят как участники, говорят, что представляют квазигосударственный сектор, работают по правилам закупок АО «Самрук-Казына» или по правилам госзакупок, то есть они не могут напрямую заключить договор с СЭЗ, объявляют тендер. Получается, на вспомогательную деятельность приходит компания, которая у технопарка не зарегистрирована. А ведь самая главная проблема, для чего, собственно, создавалась эта площадка – интеграция, синергия. Необходимо какие-то услуги, общие для всех – охрана, уборка территории – интегрировать и делать общий закуп, а существующее законодательство этого не позволяет. Каждый проводит свои тендеры, каждый убирается на своей площадке. Как это выглядит на примере многоэтажного дома – жильцы одной площадки убирают свою, на других этажах тоже сами убирают, и каждый сам себе протягивает инфраструктуру в квартиру.

Габит Куркимов также акцентировал необходимость совершенствования законодательства о получении СЭЗ вознаграждения от ее участников. В законе предусмотрено, что управляющая компания должна содержаться за счет услуг, которые она оказывает компаниям на территории специальной экономической зоны и за счет их вознаграждения. Но соответствующего механизма нет.

– У нас есть возможность привлекать инвестиции на вспомогательную деятельность, но мы должны гарантировать, что остальные участники на каких-то этапах будут заключать договоры со всеми участниками СЭЗ. В противном случае у нас вокруг территории СЭЗ не хватит земли, чтобы построить такое количество компаний, которые будут на вспомогательных работах, – акцентировал Г. Куркимов. – Если все механизмы изменить на законодательном уровне, тогда мы можем говорить о повышении эффективности СЭЗ. А так, в нынешнем году СЭЗ – 15 лет, и, к сожалению, только две компании работают, остальные – на стадии проектирования. Вот почему говорить о возвратности вложенных денег мы не можем. Кроме того, государство вынуждено содержать управляющую компанию и ежегодно дополнительно тратить 400 млн тенге на эти цели.

Есть проекты, будут и деньги

Первый вице-министр энергетики РК Мурат Журебеков отметил, что поднимаемые вопросы своевременны.

– Развития СЭЗ нет, вот будет скоро запущен проект полипропилен, будем строить полиэтилен, и тогда уже компании будут выстраиваться в очередь. Сегодня у нас основной вопрос, который необходимо решить – это 210 млрд тенге, которые нам необходимы для производства полиэтилена и бутадиена. У вас еще нет бюджетов на строительство инфраструктуры, а вы от нас хотите, чтобы мы уже в 2024 году начали строительство полиэтилена. Понятно, что они пока не увидят, что инфраструктуру начали строить, и к 2027 году подведете ее, они тоже не пойдут на инвестиции со своей стороны, – подчеркнул Мурат Журебеков. – Касательно 210 млрд тенге: нужна большая поддержка со стороны депутатского корпуса. Совместными усилиями эти деньги обязательно надо будет изыскать и как можно быстрее приступить к их освоению. До этого, когда в правительстве обсуждали этот вопрос, то отмечалось, что когда будут конкретные проекты, тогда можно приходить просить деньги на инфраструктуру. Сегодня конкретные проекты уже есть, и нам лишь осталось, чтобы эти деньги были выделены и направлены на реализацию строительства инфраструктуры.              

Остается добавить, что в рамках выезда сенаторы посетили Национальный индустриальный нефтехимичес­кий технопарк, где им рассказали о проекте по производству полипропилена, мощность которого составляет 500 тысяч тонн в год. Кроме того, парламентарии побывали на Атырауском кабельном заводе по производству волоконно-оптической кабельной продукции, мощности которого составляют 20 тысяч километров кабеля в год. Весь производимый кабель изготавливается из высококачественных материалов и соответствует всем мировым стандартам.

С.НОВАК

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button