ИНКЛЮЗИЯ — ШАНС ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Одной из задач госпрограммы развития образования Казахстана до 2020 года является совершенствование системы инклюзивного образования в школе. Инклюзия заключается в том, чтобы дети с ограниченными возможностями обучались вместе с обычными детьми. А для этого в школах должны быть созданы дополнительные условия, учитывающие состояние здоровья этих детей.
В целях определения существующих проблем и дальнейшего внедрения непрерывной системы инклюзивного образования 30-31октября на базе Малой академии искусств проходила региональная научно-практическая конференция «Современные тенденции поддержки и развития специального и инклюзивного образования», организатором которой выступил филиал акционерного общества «Национальный центр по повышению квалификации «?рлеу» по Атырауской области.
Участниками конференции стали более 100 специалистов, в числе которых сотрудники областной, городской психолого-медико-педагогической консультации, руководители и педагоги коррекционных и общеобразовательных учреждений, воспитатели детских дошкольных учреждений. А также педагогические работники специализированных школ Западно-Казахстанской области.
На сегодняшний день в Атырауской области зарегистрировано около 6 тысяч детей с ограниченными возможностями. По словам заведующей кабинетом педагогико-психологической коррекции Курмангазинского района Клары Кажымгалиевой, в данном районе количество детей с задержкой развития с каждым годом увеличивается. Так, в прошлом году специальный кабинет помог 48-ми, а в этом году его посещали 58 маленьких курмангазинцев.
— Подобные мероприятия очень полезны для узких специалистов, работающих в сфере образования. Они обучаются новым современным методам коррекционно-развивающего воспитания, обмениваются опытом. Я думаю, что специалисты будут применять все полученные сегодня знания и навыки в процессе своей работы, — говорит Клара Кажымгалиева.
В рамках научно-практической конференции работали тематические секции: «Формирование социальной компетентности и жизненных навыков у детей с ограниченными возможностями», «Современная методология коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей дошкольного возраста», «Возможности и проблемы реализации инклюзивного образования в педагогической практике». Работа секций проходила в формате практического семинара, мастер-классов, тренингов, «круглого стола».
Как отмечает старший преподаватель Атырауского филиала АО НЦПК «?рлеу» Тажикен Шилденова, в докладах выступающих акцент делался на проблемах в области оказания психолого-педагогической помощи учащимся коррекционных, инклюзивных школ и путях их решения.
По ее мнению, работа конференции была насыщенной, доклады вызвали множество интересных вопросов и дали толчок реализации новых идей. Коллеги могли обменяться опытом, обсудить важные для всех присутствующих вопросы.
— Чем тщательней мы проведем работу по подготовке условий для инклюзивного образования, тем успешнее и эффективнее оно будет, принося пользу и радость детям, ради которых все это внедряется и реализуется, — сказала она.
Как отмечают специалисты, инклюзивная политика — это правовая политика, в рамках которой родители должны иметь право выбора школы. Исследования показывают, что сейчас не все родители желают отдавать своих детей в систему общего образования, так как понимают, что пока необходимые условия созданы только в системе специального образования. По мнению специалистов, развивая инклюзивную политику, нужно постепенно преодолевать барьеры, существующие в обычной школе — некорректное отношение к детям с ограниченными возможностями. Ведь есть большая категория детей с ограниченной мобильностью, но и при этом они ни в чем не уступают в умственном развитии своим сверстникам и вполне могут обучаться в общеобразовательной школе и быть успешными. Поэтому инклюзия призвана предоставлять высокое качество обучения, удовлетворяя всех участников образовательного процесса. Сейчас остро стоит вопрос открытия детских садов с инклюзивной формой обучения. Именно они призваны помочь детям социализироваться и адаптироваться в среде сверстников. Инклюзивное образование только начинает развиваться в Казахстане, и пока школы не готовы к серьезному реформированию, но целенаправленные шаги в итоге должны привести к ожидаемым результатам.
В завершение конференции были приняты рекомендации и предложения для последующего их включения в научно-методический сборник, в который войдут 105 научно-практических статей.
Динара КАНБЕТОВА